Здесь наш путь пока кончается

И перемена впереди нас ждет.

— Прочитайте стихотворение В. Берестова на с. 72.

— Подчеркните все слова, которые содержат букву Ф. Зал и шите их в тетрадь.

— Вы идете в цирк. Какие правила дорожного движения бу дете соблюдать?

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Что было самым интересным на уроке?

— Что нового вы узнали? Чему научились?

— С какими важными правилами дорожного движения вы позн ако милис ь?

— Как вы будете вести себя при переходе через дорогу?

Урок 70. Буква Ь

Задачи: познакомить учащихся с твердым знаком и особенно стями использования этой буквы; совершенствовать навыки чте ния, работы с текстом; развивать речь, память, внимание, вообра жение, любознательность, познавательные интересы, инициативу.

Обучение УУД: умение озаглавливать тексты на основе выбора ключевых слов.

Пропедевтика: правописание твердого знака после приставок. Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— Сколько вы изучили гласных букв? согласных?

— Какая буква не обозначает звука? (Мягкий знак.)

— Для чего в русской азбуке нужен мягкий знак?

— Рассмотрите ленту букв на с. 73 «Азбуки». В клеточке какого цвета расположен мягкий знак?

— О чем это говорит? (Буква Ьне обозначает никакого звука.)

II. Актуализация знаний

— Прочитайте текст «Светофор» в «Азбуке» на с. 73 по ролям.

— Перескажите текст подробно.

— Как называется участок дороги для передвижения пешехо­дов? (Тротуар.)

— В какую сторону следует посмотреть в первую очередь при переходе дороги? (Налево.)

— На какой сигнал светофора следует переходить улицу?

— Какие опасности могут подстерегать во дворе вашего дома? (Открытыйлюк; незагороженныеучастки, где ведут ремонт­ные работы; машина, едущая задним ходом.)

— Сформулируйте правила перехода через дорогу.

Вывод.

Нужно слушаться без спора Указаний светофора.

Нужно правила движенья Выполнять без возраженья.

III. Постановка целей и определение темы урока

— Как превратить слово «сел» в слово «съел»?

(Учитель выслушивает все предположения детей. Среди от­ветов может быть верный: произнести первый звук твердо. Учи­тель подводит детей к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

— Рассмотрите листья на с. 75 «Азбуки». Проведите фонети­ческий анализ слова «листья».

— Запишите транскрипцию этого слова.

— Начертите схему слова.

— Прочитайте слова: братья, сыновья, семья.

— Какую роль играет мягкий знак в словах?

— Проведите фонетический анализ слов «съел», «подъем», «въезд».

В том случае, когда согласный звук слышится твердо, а по­сле него при произношении следует мягкий согласный звук [й’] и гласный звук, при написании, чтобы отделить согласную букву от гласной, используется буква Ъ — твердый знак.

(Учитель знакомит детей с буквой Ъ.

Анализ слов, написанных на доске. Можно использовать ин­терактивную доску, мультимедийное оборудование.)

Сел ехал обедал ели

Съел съехал объедал съели

Был мягкий знак высоковат...

Сказали буквы строго:

— Эй, наклонись немного!

— На что похожа буква Ъ?

Зачерпнем воды ковшом,

Суп съедим, чайку попьем.

Г. Виеру

(Обучение написанию разделительного твердого знака. Пись­мо в тетради.)

— Прочитайте с доски.

Объявление изъян инъекция отъест

Объезд подъезд объедки отьезд

Съемка объем съест съезд

Въехал объяснение объест съехал

— Ребята, Незнайка прислал письмо, в котором сообщает о себе вот что: «Сел кашу. Пью воду. Веду съемку. Забил коля. Объявил каникулы».

— Каких помощников потерял Незнайка?

(Учащиеся исправляют ошибки, допущенные Незнайкой в письме: съел, пью, съемку, колья, объявил.)

— В чем различие между разделительными твердым и мягким знаками?

— А что общего в их написании? (Пишем после согласной буквы перед гласной.)

— Проанализируйте и запишите предложение.

Съежился взъерошенный воробей у подъезда.

— Прочитайте четверостишие, записанное на доске.

Твердый знак нам нужен очень,

Без него сказать не можем:

Съезд, съедобный, объясненье,

И подъезд, и объявленье.

— Спишите с доски последние две строки стихотворения, под­черкните разделительный твердый знак.

— Проведите орфографическую работу по правописанию без­ударных гласных, проверяемых ударением, и парных звон­ких согласных.

Вывод. Твердый знак употребляется только в качестве разде­лительного в следующих случаях: после твердого согласного звука перед Е, Ё, Ю, Я (подъезд, объем, безъядерный, предъюбилей­ный); в иностранных словах (инъекция, объект, изъян); в сложных словах (двухъярусный, трехъярусный).

— На с. 74 «Азбуки» рассмотрите рисунок, на котором изобра­жено рождение Иисуса Христа.

— Прочитайте пословицы на с. 74.

— Чему они нас учат?

— Прочитайте стихотворение К. Фофанова.

— Какую новую информацию вы получили из этого стихотво­рения?

— Прочитайте стихотворения о твердом и мягком знаках на с. 75.

— Как описывается их назначение?

— В каких словах стихотворений есть эти буквы?

— Прочитайте правило о Ъ и Ь. Что говорит нам правило?

— Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (Перед буквами И, Е, Ё, Ю, Я.)

— Приведите примеры. (Птичьи, сорочьи; лисьи, птичья, со­рочья, лисья, птичье, сорочье, лисье, птичью, лисью, сорочью. Питье, совьет.)

— Прочитайте слова, записанные на доске: съезд, съемка, объявление. Сделайте вывод о написании разделительного твердого знака.

— После каких букв и перед какими буквами пишем раздели­тельный твердый знак? (После согласных букв перед гласными буквами Е, Ё, Я.)

Наши рекомендации