III.Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались

о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуком[э]

— Сделайте фонетический анализ слов «эхо», «экран».

— Соотнесите подходящее слово со схемой в красной рамке нас. 57.

Вывод. Звук [э] гласный, может быть ударным или безударным. Образует слог.

(Учитель объясняет артикуляцию при произнесении нового тука: положение губ, языка, прохождение воздуха. Произносится голосом, воздух проходит свободно — звук гласный.)

— Найдите место нового звука в слове.

экран этаж какао кафе

элеватор этот эскимо цена

шеренга экскаватор эскалатор цепь

2. Знакомство с буквамиЭ,э

— На что похожа эта буква?

— Сравните строчную букву э с печатной. Запишите ее в Про­писях на с. 25 и в рабочей тетради.

— Проанализируйте и запишите слова «эх», «эхо».

— Прочитайте с доски слова: этаж, экскаватор, эскалатор, эн­тузиаст, эклер, эскиз, экипаж, экран, экскурсия, элеватор, этикет, эхо.

— Спишите эти слова в рабочую тетрадь, разделив их на слоги.

— Какие одинаковые буквы есть в каждом слове? (Буквы Э, Т, А.)

— Какая подруга-близнец есть у этой буквы? (Буква Е.)

— В чем состоят их основные отличия? (Буква Е отличает­ся от буквы Э написанием и тем, что в некоторых случаях служит для обозначения мягкости согласных звуков. И еще буква Е может обозначать два звука.)

Буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской аз­буке в 1735 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке ино­странных слов пригодилась и буква Э: эврика, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, экспорт, электричество, энергия, эстетика и многие другие слова содержат букву Э.

Беседа на тему «О чем мечтали люди?»

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 56 «Азбуки».

(Можно также использовать иллюстрации к сказкам — выве­сить на доску, подготовить выставку книг-сказок.)

— Какие волшебные предметы помогают героям сказок? От­гадайте загадки, и вы это узнаете.

1 . Ровно семь лепестков,

Нет пестрее цветков.

Оторвешь лепесток —

Полетит он на восток,

И на север, и на юг,

И вернется к нам он в круг.

Ты желанье загадай,

Исполненья ожидай.

Что же это за цветок?

Лютик? Ландыш? Огонек? (Цветик-семицветик.)

Много верст впереди.

Как бы их скорей пройти?

Ты попробуй их обуть —

Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы.)

3. Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!

Ты, дружок, ее узнай-кй:

Стоит только расстелить —

Всех сумеет накормить,

Много.всяких будет блюд.

Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)

Отправляется в полет Не ракета — самолет,

Не простой, а расписной,

Не стальной, а льняной,

Не с крылом, а с бахромой. (Ковер-самолет.)

— Люди всегда мечтали о том, что смогут добираться из одного места в другое быстро. Что им помогало в сказках? (Сапоги- скороходы, ковер-самолет, Конек-Горбунок.)

— Когда человек научился летать?

(Можно рассказать детям легенду о Дедале и Икаре.)

— Что из созданного человеком может передвигаться по воз­духу? (Воздушный шар, дельтаплан, аэроплан, вертолет, са­молет, ракета.)

— А какие еще мечты человека, выраженные в сказках, сбы­лись? (Клубок ниток, указывающий путь, и компас; ведра Емели и водопровод; чудо-зеркальце и телевизор; петушок и локатор; Емеля на печи и мотоцикл; сани Емели и машина; Конек-Горбунок и ракета; ковер-самолет и самолет и т. д.)

— Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Приходилось ли вам видеть, как в небе пролетают самолеты, вертолеты?

— Кто из вас летал на самолете? Что вы испытывали, находясь высоко над землей?

— Проанализируйте предложение «Быстрые аэробусы мчатся по воздуху».

— Проведите слого-звуковой анализ слов «эхо» и «экран».

— Прочитайте стихотворение на с. 56 учебника.

— Что советует вам Р. Сеф в своем стихотворении?

— Что такое метеорит?

— Как вы понимаете слово «вселенная»?

— Кто из вас мечтает стать летчиком или космонавтом?

Мальчикам, когда они вырастут, предстоит служи i1. и армии Наш долг — защищать родную страну, своих любимых женщин, и низких. Кто-то из вас попадет в десантные войска, вам тогда придется летать на самолетах, вертолетах, прыгать с парашютом. Только сильные и смелые могут это сделать. Трусливые люди ста­ра ются в армию не идти. Когда-то считалось позором, если парень не шел служить, скрывался от армейской службы.

— Прочитайте текст на с. 57.

— Какова основная мысль этого стихотворения?

— Как звали первого космонавта Земли?

— Кто из женщин первой покорил космическое пространство?

— Что вы знаете о космических ракетах, космонавтах?

— Нарисуйте космическую ракету будущего. Представьте, что вы конструкторы. Изобразите то, что мысленно предста­вили.

(Учитель организует выставку рисунков «Космический про­ект будущего развития космоса», «Космические ракеты глазами ребенка».)

— Кто запомнит больше слов с Э?

Наши рекомендации