III.Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались
о целях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
1. Знакомство со звуком[э]
— Сделайте фонетический анализ слов «эхо», «экран».
— Соотнесите подходящее слово со схемой в красной рамке нас. 57.
Вывод. Звук [э] гласный, может быть ударным или безударным. Образует слог.
(Учитель объясняет артикуляцию при произнесении нового тука: положение губ, языка, прохождение воздуха. Произносится голосом, воздух проходит свободно — звук гласный.)
— Найдите место нового звука в слове.
экран этаж какао кафе
элеватор этот эскимо цена
шеренга экскаватор эскалатор цепь
2. Знакомство с буквамиЭ,э
— На что похожа эта буква?
— Сравните строчную букву э с печатной. Запишите ее в Прописях на с. 25 и в рабочей тетради.
— Проанализируйте и запишите слова «эх», «эхо».
— Прочитайте с доски слова: этаж, экскаватор, эскалатор, энтузиаст, эклер, эскиз, экипаж, экран, экскурсия, элеватор, этикет, эхо.
— Спишите эти слова в рабочую тетрадь, разделив их на слоги.
— Какие одинаковые буквы есть в каждом слове? (Буквы Э, Т, А.)
— Какая подруга-близнец есть у этой буквы? (Буква Е.)
— В чем состоят их основные отличия? (Буква Е отличается от буквы Э написанием и тем, что в некоторых случаях служит для обозначения мягкости согласных звуков. И еще буква Е может обозначать два звука.)
Буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква Э: эврика, эгоизм, экватор, экзамен, экономика, экспорт, электричество, энергия, эстетика и многие другие слова содержат букву Э.
Беседа на тему «О чем мечтали люди?»
— Рассмотрите иллюстрацию на с. 56 «Азбуки».
(Можно также использовать иллюстрации к сказкам — вывесить на доску, подготовить выставку книг-сказок.)
— Какие волшебные предметы помогают героям сказок? Отгадайте загадки, и вы это узнаете.
1 . Ровно семь лепестков,
Нет пестрее цветков.
Оторвешь лепесток —
Полетит он на восток,
И на север, и на юг,
И вернется к нам он в круг.
Ты желанье загадай,
Исполненья ожидай.
Что же это за цветок?
Лютик? Ландыш? Огонек? (Цветик-семицветик.)
Много верст впереди.
Как бы их скорей пройти?
Ты попробуй их обуть —
Одолеешь мигом путь. (Сапоги-скороходы.)
3. Ах, стряпуха! Ах, хозяйка!
Ты, дружок, ее узнай-кй:
Стоит только расстелить —
Всех сумеет накормить,
Много.всяких будет блюд.
Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)
Отправляется в полет Не ракета — самолет,
Не простой, а расписной,
Не стальной, а льняной,
Не с крылом, а с бахромой. (Ковер-самолет.)
— Люди всегда мечтали о том, что смогут добираться из одного места в другое быстро. Что им помогало в сказках? (Сапоги- скороходы, ковер-самолет, Конек-Горбунок.)
— Когда человек научился летать?
(Можно рассказать детям легенду о Дедале и Икаре.)
— Что из созданного человеком может передвигаться по воздуху? (Воздушный шар, дельтаплан, аэроплан, вертолет, самолет, ракета.)
— А какие еще мечты человека, выраженные в сказках, сбылись? (Клубок ниток, указывающий путь, и компас; ведра Емели и водопровод; чудо-зеркальце и телевизор; петушок и локатор; Емеля на печи и мотоцикл; сани Емели и машина; Конек-Горбунок и ракета; ковер-самолет и самолет и т. д.)
— Посмотрите внимательно на иллюстрацию. Приходилось ли вам видеть, как в небе пролетают самолеты, вертолеты?
— Кто из вас летал на самолете? Что вы испытывали, находясь высоко над землей?
— Проанализируйте предложение «Быстрые аэробусы мчатся по воздуху».
— Проведите слого-звуковой анализ слов «эхо» и «экран».
— Прочитайте стихотворение на с. 56 учебника.
— Что советует вам Р. Сеф в своем стихотворении?
— Что такое метеорит?
— Как вы понимаете слово «вселенная»?
— Кто из вас мечтает стать летчиком или космонавтом?
Мальчикам, когда они вырастут, предстоит служи i1. и армии Наш долг — защищать родную страну, своих любимых женщин, и низких. Кто-то из вас попадет в десантные войска, вам тогда придется летать на самолетах, вертолетах, прыгать с парашютом. Только сильные и смелые могут это сделать. Трусливые люди стара ются в армию не идти. Когда-то считалось позором, если парень не шел служить, скрывался от армейской службы.
— Прочитайте текст на с. 57.
— Какова основная мысль этого стихотворения?
— Как звали первого космонавта Земли?
— Кто из женщин первой покорил космическое пространство?
— Что вы знаете о космических ракетах, космонавтах?
— Нарисуйте космическую ракету будущего. Представьте, что вы конструкторы. Изобразите то, что мысленно представили.
(Учитель организует выставку рисунков «Космический проект будущего развития космоса», «Космические ракеты глазами ребенка».)
— Кто запомнит больше слов с Э?