Буква обычная выросла вдруг

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

(Ответы детей.)

Вывод.

Никогда не забывайте,

Имя буквой выделяйте.

Е. Измайлов

— Назовите слова, которые содержат букву Ё и обозначают действия предмета.

да** (-ёт) бе*** (-рёт) жи*** (-вёт)

не*** (-сёт) ве*** (-зёт) и*** {-дёт)

— Запишите в Прописях на с. 12 предложения.

— Прочитайте с доски считалку, постарайтесь ее запомнить. Она вам пригодится на уроках физкультуры. А еще во время физкультминутки.

Жик, ёжик, чудачок,

Сшил себе он пиджачок.

Встал в кружок и ну считать,

Нам водилку выбирать.

— Прочитайте стихотворение О. Григорьева на с. 32 «Азбуки».

— Какая беда приключилась с велосипедом?

— Что пришлось сделать мальчику?

— Прочитайте текст «Велосипед» (записан на карточках).

Папа подарил Еле велосипед. Еля был очень рад. Он позвал Еву.

— Ева, посмотри на мой велосипед! Вот как быстро он едет!

Еля поехал. Ева побежала за ним.

— Прокати меня, Еля!

Мальчик катал Еву на велосипеде.

— Прочитайте текст по ролям.

— Запишите на с. 12 Прописей буквы Ё, ё.

— Прочитайте слоги в таблице на с. 32 учебника.

— Сравните слоги в обеих строках и столбиках. Что можете сказать о гласных буквах О и £7

— Прочитайте с доски и запишите в тетради названия насекомых и рыб: пч..лы, шм. ли, кузн..чики, бабо..ка; оку..ки ёрш..ки.

— Прочитайте еще раз записанные слова, подумайте и скажите, какое слово можно считать лишним и почему. (Бабочка это слово стоит в единственном числе, а остальные во множественном.)

V. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

Работа над дикцией

— На с. 32 «Азбуки» будем читать стихотворение Е. Благининой

(Стихотворение читают учитель и учащиеся.)

— Что подразумевает автор под «блестками ледяными»?

— Вы видели «теплые смоляные слезки» на стволе сосны или ели? Как они выглядят?

— А вы пробовали трогать их? Что вы ощущали? {Они липкие.)

— Как вы понимаете слова «свежая, зеленая»?

— Что изображено на рисунке под стихотворением?

— Какое время суток изображено?

— Сколько птиц у сосен? Зачем они прилетели к сосне? (В сосновых шишках есть семена.)

— Как вы помогаете птицам зимовать?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Игра «Найди спрятанные слова»

— Какие слова спрятались в слове «звёздочка»? (Звезда, дочка, девочка, вода, код, зёв, чад, чадо, дева, зевок, зов, езда, век, чек.)

Чтение с доски отрывка из произведения К. Чуковского

Рады, рады, рады Светлые берёзы,

И на них от радости Вырастают розы.

Рады, рады, рады Тёмные осины,

И на них от радости Растут апельсины.

— Из какого произведения взяты эти четверостишия? {«Пу­таница».)

— Какие еще произведения К. Чуковского вы читали?

— О чем они?

— О чем говорится в этом стихотворении?

— Что растет на березе?

— Вы согласны с автором?

— Как мы называем такие произведения? (Сказочные или фан­тастические.)

Знакомство с народными приметами

(Дети читают народные приметы, напечатанные на карточках.) Петушок поёт в мороз перед потеплением.

Индюк в сильный холод громко кричит перед тёплым ветром.

Лед сильно трещит — к продолжительному морозу.

Вода — Божья, за неё деньги брать грешно.

В мороз на лёд выступает вода — скоро наступит оттепель.

Чтение детской потешки

— Вспомните, что такое потешки.

Идёт коза рогатая,

По боку дратая.

Кто молочка не пьёт,

Того рогом бьёт —

Пыр, пыр, пыр!

— Прочитайте «Шутку» и загадки на с. 33 учебника.

— Соотнесите слова-отгадки с рисунками к ним.

(Работа по ленте букв. Дети называют буквы, обозначающие мягкость согласных звуков, и буквы, обозначающие два звука.)

VIII. Подведение итогов урока

— В каких случаях буква Ё обозначает два звука?

— В каких случаях буква Ё обозначает один звук?

— Что было самым интересным на уроке?

— Что вызвало затруднение?

Урок 55. Согласная буква Й

Задачи: познакомить учащихся с буквами Й, и; развивать фо­нематический слух, логическое мышление, речь; совершенство­вать навыки чтения.

Обучение УУД: умение выделять звук [й’]; правильно ставить логическое ударение в предложениях.

Пропедевтика: перенос слов с Я в середине.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

— В каких гласных буквах при произношении вначале звучит звук [й5]?

— Как вы думаете, есть ли в русском языке буква Й1 Это вы узнаете по ходу сегодняшнего урока.

II. Актуализация знаний

— Проведем конкурс на лучшего чтеца. Прочитайте стихотво­рение в «Азбуке» на с. 32.

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Шли вперед — пришли назад:

Видно, круглый этот сад.

А затем наоборот:

Шли назад — пришли вперед.

О. Григорьев

В слове «круглый» есть буква, которую мы с вами еще не изучали.

— Кому из вас она знакома? Посмотрите на нее внимательно. {Буква Й.)

III. Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуком [й’]

— Прочитайте слова в красной рамке на с. 35 «Азбуки».

— Выполните их звуковой анализ.

— Какой звук имеется на конце каждого из этих слов?

— Какой вид транспорта изображен над схемой слова?

— Почему трамвай считают экологически чистым видом транспорта?

— Посмотрите еще раз на схему слова «трамвай». Какой звук изображен на конце схемы? (Согласный, звонкий, мягкий.)

— Что вы можете сказать о звуке [й’], если используете схему слова «трамвай»? (Согласный, звонкий, мягкий.)

— Встречались ли мы с вами ранее со звуком [й’]? (Встреча­лись, когда знакомились с буквами Е, Ё, которые обозначают два звука. Один из них звук [и’].)

— Как вскрикивают от испуга? (Ой.)

— Какой звук вам хорошо знаком?

— Какой звук встречали при чтении букв Е,Я,Ё в начале сло­ва, после гласной и после мягкого знака? (Звук [й’].)

Слова «йод» и «йогурт» начинаются с букв ЙО. В остальных случаях, если мы слышим звуки [й’о] рядом, пишем букву Ё.

— Отгадайте слово.

— Что мы ели, угадай?

— Кара... (-вай).

— Что нам пели, угадай?

— Баю-... (-бай).

— Что за месяц, угадай?

— Месяц... (май).

— Что в стакане, угадай?

— Сладкий... (чай).

2. Знакомство с буквами Й, й

Ну-ка, лайки, лайте дружно,

Букву Я запомнить нужно.

Эта буква непростая,

Голос краток и сердит,

Наши рекомендации