Находим долгие минутки И очень краткие часы.
— О чем вас заставило задуматься это стихотворение?
— Что мы можем полезного сделать за одну минуту?
— Кто из слова «просто» составит и запишет больше слов? (Стопор, просо, рост, пост, стоп, спорт, порт, рот, пот, сор, ропот, топ, опт и т. д.)
— Кто больше прочитает слов в столбиках на с. 6 вверху за одну минуту?
(Учитель проверяет скорость чтения по песочным минутным часам.)
— Прочитайте текст рядом с иллюстрацией. Какое значение имеет слово «лисичка»?
— Прочитайте текст «Ручки». О чем он?
— Какое значение может иметь слово «ручка»?
— Теперь прочитаем текст «Мы учимся» на с. 7.
— Кто попробует пересказать то, о чем вы прочитали? (Учителю нужно выяснить, как дети понимают смысл прочитанного.)
— Чем мы занимаемся на уроках?
— ^ем мы занимаемся на уроке математики?
— Что учимся делать на уроке чтения?
— Для чего нам нужны Прописи?
— Кому нравится урок рисования?
— Какой урок вы любите больше всего? Почему?
(Дети пишут в Прописях на с. 29 и в рабочих тетрадях 4—5 строк заглавной буквы Ч. Учитель обращает их внимание на то, что один элемент взят от буквы У, а второй — от букв //или Я, Т.)
— Прочитайте пословицы на с. 7 «Азбуки».
— Почему удача ученика приносит учителю радость?
— Как вы думаете, какие ваши успехи доставляют радость мне?
— Почему говорят, что недоученный человек хуже неученого?
— Для чего человек должен думать о том, что он прочитал?
— Как нужно относиться к другим людям?
— Чему нас учат пословицы, которые мы с вами прочитали
— Прочитайте слоги в Прописях на с. 29, запишите их.
— Проанализируйте слово «Чук», запишите его.
— Проанализируйте и запишите предложения.
IV. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)
V. Работа по теме урока
(Учитель формирует у детей представление о времени.)
— Расположите слова на магнитной доске по порядку наступ ления дней: завтра, вчера, сегодня, послезавтра, позавчера
— Придумайте с этими словами предложения на тему «Школа»
— Какие времена-года вы знаете? Назовите порядок смены времен года.
— Измените слова «река», «плотва», «ветка», «котелок», «суп так, чтобы в них появился звук [ч’]. {Речка, плотвичка и т. д.)
— Разделите новые слова на слоги.
(С этого урока учитель начинает поощрять переход к чтению целыми словами в доступных детям случаях. Но многосложные слова надо продолжать читать по слогам.)
— Прочитайте стихотворение В. Берестова на с. 8 учебника.
— Озаглавьте его. («Игра в мяч». «Девочки играют с мячом». «Мяч по кругу».)
— Каким вы представляете себе этот мяч? (Красивым, круглым, розовым, полосатым.)
— Кто сумеет к этим словам поставить вопрос? (Мяч какой?)
— Ответьте на вопросы учебника к этому тексту.
— Спишите с доски предложения.
Встали девочки п круг.
По кругу скачет мячик.
— Прочитайте слова рядом с картинками на с. 8 учебника.
— Какие ягоды растут у вас в саду?
— Какие еще ягоды вы знаете? (Арбуз, ежевика и т. д.)
— Какие ягоды вы видите на рисунках?
— Соотнесите их со словами, расположенными рядом.
— К изображению каких ягод вы не нашли слова? (Крыжовник.)
— Как вы думаете, почему нет этого слова? (Наверное, в нем есть буквы, которые еще не изучали.)
— Почему некоторые ягодные кустарники опасны? (Крыжовник, некоторые сорта малины, ежевики, барбариса, боярышника, терна имеют колючки. С этими кустарниками нужно быть очень аккуратными при сборе ягод.)
— Прочитайте стихотворение Е. Благининой на с. 8 и озаглавьте его.
— В какое время года птицам бывает голодно? С чем это связано?
— Чем мы можем помочь птицам, зимующим в наших краях?
— Какие птицы зимуют в наших краях?
— Какие птицы прилетают к нам из более северных районов?
VI- Физкультминутка
tfll. Продолжение работы по теме урока
— На доске записаны слова. Образуйте от них родственные слова так, чтобы в каждом оказалась буква Ч.
грач — ... (грачонок) чеснок — ... (чесночок)
чайник — ... (чайничек)чемодан — ... (чемоданчик)
червяк — ... (червячок)мяч — ...(мячик)
черепаха - ... (черепашечка) ночь — ...{ночка)
— Прочитайте текст на с. 9 учебника.
— О ком этот диалог?
— Кого мы называем лентяем?
— Какое слово-синоним есть у слова «лентяй»? (Лодырь, бездельник.)
— Прочитайте пословицы. Чему они нас учат?
— Закончите предложения.
Ковер ткал...(ткач).
Лошадь неслась...(вскачь).
Весенняя птица...(грач).
После вечера наступает...(ночь).
У мамы послушная...(дочь).
Лодка дала...(течь).
Для постройки дома нужен...(кирпич).
— Запишите в тетради: чулок, чулан, стучат, кричат, мычат.
— Прочитайте слова, записанные на доске. Добавьте к ним слова, обозначающие признаки предметов.
тучка | уточка |
дочка | удочка |
печка | лодочка |
точка | ласточка |
свечка | девочка |
кочка | косточка |
ручка | бабочка |
бочка | синичка |
спичка | ресничка |
птичка | страничка |
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— С какими заданиями вам было нелегко справиться?
— Как вы считаете, мы выполнили поставленные в начал урока задачи?
Урок 46. Буква Ь
Задачи:совершенствовать у учащихся умение работать с тек стом; развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; формировать навыки чтения слов с Ь — показателем мягкости согласных звуков.
Обучение УУД: умение выделять в слове корень и окончание, обнаруживать разницу в количестве звуков и букв.
Пропедевтика:однокоренные слова; модель слова (части ело ва); образование слов с помощью суффиксов.
Ход урока
I. Включение в учебную деятельность
— Сколько букв вы уже изучили? Посчитайте по ленте бук на с. 9 учебника.
— А сколько звуков?
— Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук?
— Какие буквы могут обозначать два звука?
— Как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают никакого звука?
Об этом вы узнаете, когда мы изучим новую тему.
II. Актуализация знаний
(Работа с лентой букв на с. 9 «Азбуки».)
— Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?
(Далее дети читают слова и тексты на с. 8—9 «Азбуки». Выделяют в словах слоги, в которых согласный звук произносится мягко. Повторяют, когда буквы Я, Е обозначают два звука. Назначение буквы И — обозначать при произношении мягкость согласных звуков.)
III. Постановка целей и определение темы урока
(Учитель показывает картинку с изображением коня.)
— Запишите слово «конь» печатными буквами.
(Ученик работает у доски. Он может написать слово без Ь.)
— Прочитайте. Что получилось? {Кон.)
— А нам нужно слово «конь». Какой звук мы слышим на конце этого слова?
— Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Я, Е, Я.)
— Подставьте их в конец слова «конь». Что получилось?
— Какую букву надо поставить в конец слова, чтобы было слово «конь» ?
(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались t • I юлях и теме урока.)
IV. Работа по теме урока
Буква без звука
— Посмотрите на рисунок в красной рамке на с. 11 учебника. Кто там изображен?
— Проведем звуковой анализ слов «гусь», «гуси».
— Чем похожи и чем отличаются схемы этих слов?
— Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Буквы И, Я, Е.)
— Имеется ли на конце слова «гусь» хотя бы одна из этих букв? (Нет.)
— Что вы знаете о звуке [с’]?
— Как вы думаете, почему мы произносим его мягко? (Что-то указывает на мягкость согласного звука.)
В том случае, когда после согласного звука нет гласного, обо- значающего мягкость согласного, при написании слова пишется буква мягкий знак — Ь.
Вот для этого и служит буква-помощница, которая сама раз- i онаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
2. Знакомство с буквой Ь