И деревья роняют Свой осенний наряд.

Покружатся листочки И на землю падут,

А потом незаметно К нам морозы придут.

Лужи с золотом листьев Тронет первый ледок,

И седой паутинкой Сад засыплет снежок.

А. Кочергина

— О чем говорится в стихотворении?

— Прочитайте в «Азбуке» на с. 81 текст «Покупки».

— Найдите все двусложные (трехсложные) слова.

— Прочитайте текст «Повар» на с. 83.

— Придумайте однокоренные слова к слову «повар».

III. Постановка целей и определение темы урока

— Как мычит корова? (Му-у-у.)

— Какой звук слышится первым?

— Как с нами «разговаривает» кошка? {Мяу.)

— Какой первый звук?

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство со звуками [м] и [м’]

— Рассмотрите рисунки в красной рамке на с. 85 «Азбуки».

— Выделите в словах «дом» и «семь» новые звуки.

— Соотнесите эти слова со схемами.

— Дайте характеристику новых звуков. Гласные они или со­гласные?

— Звонкие или глухие?

— Мягкие или твердые?

— Какие гласные звуки обозначают мягкость согласных звуков?

— Выделите звуки [м] и [м’] из слов «Мила», «мыла». (Учитель объясняет артикуляцию (положение губ, языка, про­хождение воздуха, голос) при произнесении этих звуков.)

Вывод. Согласный, звонкий, может быть мягким или твердым.

— Определите позиции звука в словах: мох, медведь, метро, сом, сомик, Маша, муравей, карман, молот, самовар, Митя, Мила.

— Отгадайте загадки. Проведите слого-звуковой анализ слов- отгадок.

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц? {Мел.)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую лизал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь лесной - ... (медведь).

В подполье, в каморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это? {Мышка.)

2. Знакомство с буквами М,м

— На что похожа буква Ml

(Заранее подготовленные дети читают стихи.)

Взявшись за руки, мы встали,

И на М похожи стали.

В. Степанов

Хорошо известно всем:

Где метро, там буква М.

Л. Шибаев

Вот качели — буква А/!

Здесь качаться можно всем!

Е. Тарлапан

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М\

Г. Ванюхина

— Напишите строчную букву мна с. 6Прописей.

— Прочитайте с доски.

И деревья роняют Свой осенний наряд. - student2.ru

— Почему некоторые слова написаны с заглавной буквы?

— Пропишите строчную букву м на с. 6 Прописей.

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 84 учебника. Что на ней изображено? (Московский Кремль и собор Василия Блажен­ного.)

— Как называется стена из кирпича, изображенная на иллю­страции? (Кремлевская стена.)

— Что находится в центре Кремля?

— Как называется собор, который построен на площади перед Кремлем? (Собор Василия Блаженного.)

— Как называется здание, которое находится справа вверху? (Исторический музей.)

(Учитель рассказывает о Красной площади, Историческом музее, соборе Василия Блаженного, Кремле. Он рассказывает об истории создания Москвы белокаменной, предназначении кремлевской стены. С рассказом учителя должны быть созвучны пословицы на с. 84. Уместно рассказать о монголо-татарском на­шествии, о войне с французами, о Великой Отечественной войне.)

— Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина над картинкой. Выделяйте голосом логическое ударение в каждой строке.

— Прочитайте текст под иллюстрацией. Какова Москва?

— Какой она становится от года к году?

— Кто из вас бывал в Москве, что вам особенно запомнилось?

— Прочитайте пословицы в нижней части страницы, объяс­ните их значение.

— Выполните задания, которые вам предлагают авторы учеб­ника на с. 85.

— Прочитайте текст «На уроке». Поставьте к нему вопросы.

— Прочитайте слоги в красной рамке на с. 85 и составьте их на наборном полотне.

— Запишите слоги в Прописях на с. 6.

— Запишите в словарик: метр, Москва, молоко, космонавт.

(Следует обратить внимание детей на слабую позицию глас­ных в словах.)

V. Развитие речевого аппарата

1. Дыхательная гимнастика

Упражнения «Воздушный шарик», «Корова».

2. Артикуляционная разминка

Упражнения «Губы», «Сластена».

3. Работа над дикцией

Скороговорка:

Мед в лесу медведь нашел.

Мало меду, много пчел.

— Прочитайте с доски.

Ма — мак мы — мыс му — мука

Наши рекомендации