Работа с прописями и «азбукой»

Рассмотрите иллюстрацию на с. 52 «Азбуки». Кто изобра­жен в центре?

Опишите кота.

Что делает кот?

Чем кот соединен с деревом?

Что нарисовано выше кота?

Как в сказках зовут старичка, который изображен на кар­тинке?

Во что он одет и что у него в руках?

Прочитайте стихотворение под картинкой.

Вы прочитали только четверостишие А.С. Пушкина. Я вам прочитаю целиком этот отрывок из произведения. (Учитель чи­ни I отрывок.)

Нарисуйте свою избушку на курьих ножках — такую, какой вы ее себе представили, пока слушали стихотворение. Прочитайте слова в столбиках и текст на с. 53 «Азбуки».

О ком говорится в тексте?

Назовите слова, обозначающие одушевленные предметы. Почему в середине предложений встречаются слова, напи­санные с заглавной буквы?

Назовите имена собственные.

Проанализируем предложение «У Тани кот».

Что мы знаем о написании предложения?

Почему слово «Тани» написано с заглавной буквы? Найдите ударный слог в слове «Тани». Поставьте простым карандашом ударение.

— Подчеркните точку в конце предложения.

(Аналогично разбираются все предложения.)

В слове «коток» слабая позиция буквы О. Слышим звук [а], пи пишем букву О, как в проверочном слове «кот» или «котик».

(Повторное чтение текста и слов.)

В красных рамочках внизу с. 53 «Азбуки» вы видите

Эти слова помогают нам задавать вопросы другим людям.

— Потренируемся задавать вопросы по содержанию текста начиная с этих слов. (Кто вскочил на окно ?Как зовут хозяйку кота ? Как зовут детей, у которых есть окуни ?)

(Написание заглавной буквы Г на с. 21 Прописей. Анализ и запись предложений. Учителю следует ввести правило: в предложении все слова пишутся на одинаковом расстоянии друг от друга.)

— Рассмотрите иллюстрации на с. 53 учебника. Что изображено? {Окно.)

— Почему цветок упал с подоконника?

(Анализ одного-двух предложений. Чтение текста с четким

выделением звука [о].)

В слове «окно» слабая позиция у первой буквы О. При произношении слышим [а], но пишем О, как в проверочном слов «окна» — [о] под ударением.

— Прочитайте слова и предложения на с. 54 «Азбуки».

(Учитель знакомит учащихся со словарными словами «канат»

«осока», «осина», «аист». С этого дня можно начать проектную

деятельность — составление словарика. Это должна быть общая тетрадь. Рядом с записанным словом дети дома нарисуют изображение словарного слова или вырежут рисунок откуда-нибудь Желательно, чтобы детям оказывали помощь родители. Можно сразу разделить страницу на прямоугольники. В левом прямо угольнике дети пишут словарное слово, а рядом размещают рисунок. К окончанию 4 класса у них получится очень интересны словарик. Далее проводится игра «Превращение слов». Учитель указывает на многозначность слова «нос» — у человека, самолета, чайника.)

— Запишите в Прописях: Тит. Тот. Тут кит и кот.

— Кто запомнит больше слов со звуками [т] и [т’]? (Текст JI. Яхнина.)

Тренькал трамвай. Тарахтел троллейбус. Тараторил телевизор. Тре звонил телефон. Тявкал Тузик. Такой тарарам.

Терпел Тима, терпел. Топнул тапочкой:

— Тише!

Тишина. Только теперь тоскливо.

V. Развитие речевого аппарата

Дыхательная гимнастика

Упражнения «Свеча-3», «Пятерка».

Артикуляционная разминка

Упражнение «Лошадка».

Работа над дикцией

Чистоговорка:

Та-та-та - длинный хвостик у кота.

Ту-ту-ту — я расту, расту, расту.

Ти-ти-ти - веником могу мести.

Том-гом-том — поиграю я с котом.

Прочитайте с доски буквосочетания.

ант онт инт ынт унт тна тну тны тни тну тсу

тса тсы тсо тси тки тка тко ткы тку

VI Физкультминутка

VII, Продолжение работы по теме урока

Отгадайте загадки и разделите слова-отгадки на слоги.

1. Живет в нем вся вселенная,

А вещь обыкновенная. (Телевизор.)

2. Почки липучие,

Листья пахучие,

Плоды летучие. (Тополь.)

3. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча.)

4. Над рекой, над долиной Повисла белая холстина. (Туман.)

Какой звук мы слышим в конце слова «вежливость»? Тигрята домой возвратились с игры,

Вдруг слышат чириканье: «Будьте добры,

Простите, пожалуйста, можно воды?»

«Ближайшие за три квартала пруды».

«Из вашей тарелки, позвольте, попью...»

А вы разрешили б попить воробью?

В. Кожевников

Ответьте на вопрос стихотворения.

VIII. Подведение итогов урока

Понравился ли вам урок?

Что нового вы узнали на уроке?

Урок 2 2. Согласные буквы. Правописание имен собственных

Задачи: упражнять учащихся в чтении слов с изученными бук- нами; учить группировать, систематизировать буквы; учить сокра­тить предложение до основы, делить слова на слоги; развивать речь, логическое мышление, внимание, фонематический слух; ж впитывать доброе отношение к окружающим.

Обучение УУД: умение ставить задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы при проектной и исследовательской работе; уча­ствовать в коллективном составлении коллажа из букв.

Пропедевтика: понятие о многозначности слов; понятия «про ект», «проектная деятельность».

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность -

— Кто помнит, что это за буквы?

(На наборном полотне выставлены буквы Я, К, Т, С.)

— Какие звуки они обозначают? {Они могут обозначать мягкие или твердые согласные звуки.)

— Вылепите их из пластилина. Какие слоги можете с ними составить? (Никакие. Слоги можно составить, если рядом с согласными есть гласные буквы.)

II. Развитие речевого аппарата

(Упражнения на усмотрение учителя.)

III.Актуализация знаний

— Прочитайте текст и слова в «Азбуке» на с. 53—54. При чте нии простым карандашом подчеркните буквы, написание которых расходится с произношением.

— Какие слова выражают основную мысль предложения?

(Учитель читает предложения. Дети воспринимают их

на слух, так как еще не все буквы изучили. Учатся сокращать их до основы.)

Она нам читает книгу о тигренке.

Она читает нам книгу.

Она читает нам.

Она читает.

— Кто подразумевается под словом «она»? (Мама, бабушка, сестра, подруга, тетя и т. д.)

— Напишите в рабочей тетради буквы К, А.

— Напишите: ка — ак, как — так, та — ак.

— Используя кассу букв, превратите слово в другие слова, ток — ... {кот, кто)

— Прочитайте предложения, записанные на доске, проанали­зируйте их.

У киски кости. У Тони кисти. У Кости окуни. У Никиты соты. У Насти сито.

Запишите два предложения в тетрадь.

Послушайте стихотворение.

Кто разбил вазу

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко,

Пусть на кошку поглядят.

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмурится на свет,

А сказать не может «нет».

Я еще поколебался С полминуты — и признался.

А. Кушнир Вам понравилось стихотворение?

Выделите его основную мысль. (Мальчик разбил вазу, но бо­ится признаться. Поэтому он хочет, чтобы взрослые подума­ли, что вазу разбила кошка.)

Почему мальчик признался не сразу?

Сколько слов в предложении? (Шесть.)

Шустрый кот свалил с подоконника герань.

Сократите предложение до основы. (Кот свалил с подокон­ника герань. Кот свалил герань. Кот свалил.)

Сколько теперь слов в предложении? {Два слова.)

Как изменялось предложение? (Уменьшалось количество слов, но смысл оставался прежний.)

Почему остались именно эти слова: кот свалил? (Если их убрать, то станет непонятным смысл предложения. Эти слова составляют основную часть предложения — основу или его главную мысль.)

Iv Постановка целей и определение темы урока

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались о целях и теме урока.)

If, Работа по теме урока

Рассмотрите верхнюю иллюстрацию на с. 55 «Азбуки». Что делают дети? {Дети играют на музыкстьных инструментах.) Какие музыкальные инструменты у них?

Что делает девочка?

Как она одета?

Девочку, которая поет одна, называют солисткой.

Что надето на детях? (Русские национальные костюмы.)

— Сократите до основы предложение «Красивая солистка пое русскую народную песню».

(Учащиеся убирают по одному слову: красивая, народную, русскую, песню.)

— Откройте Прописи на с. 22 и пропишите изученные соглас­ные буквы.

(Анализ и запись предложений о Нине и Соне.)

— Прочитайте верхний текст на с. 55 учебника.

(Составление, анализ и запись предложений «У Антона ноты»,

«Ноты у Антона». Детям лучше предложить оба варианта предло­жения. Они самостоятельно запишут понравившийся.)

— Поставьте ударение над словами.

— Запишите в Прописях предложение «Тут кисти».

(Многозначность слов «кисти» (кисти рябины, кисти на ве­ревке, кисти для рисования), «каток» (каток для укладки асфальта, каток для катания на коньках).)

— Что изображено в центре рисунка на с. 56-57 «Азбуки»7 (Огромное дерево.)

— Что вам напоминает это дерево? (Красивый деревянный замок.)

— Чем примечательно это дерево? (На нем мирно разместились птицы, звери, насекомые.)

— Где находится кузнечик?

— На чем расположилась улитка?

— Кто летит к дереву?

— Кто стоит в стороне?

— Что у аиста в клюве?

— Какую букву он показывает?

— Назовите предметы, обозначающие имена нарицательные, которые встретились на рисунке. {Дерево, ветка, лист, тра­ва, куст, картонка, буква, травинка, гриб, ромашка, цветок.)

— Приведите пример, когда мы один и тот же предмет назвал разными словами. (Ромашка — цветок.)

— Какие живые существа изображены на иллюстрации? (Аист, птицы, осы, улитка, насекомое, кузнечик, белка, со рока, кукушка, дятел.)

— Назовите одушевленные и неодушевленные предметы, изо­браженные на рисунке.

— Как вы думаете, что изобразил художник? (Художник изо­бразил лесную школу.)

— А как выглядит лес осенью?

— Откройте Прописи на с. 22. Спишите (скопируйте) пред­ложения.

— Предложения «Ку-ку!» и «Кто так?» какие по интонации?

— Подчеркните в тексте на с. 57 учебника согласные буквы.

VI. Физкультминутка

Наши рекомендации