Когда ты другу скорчишь Семнадцать диких рож

Подумай, если хочешь:

Ты — на кого похож?

— Как называют детей, которые корчат рожицы и дразнят друг друга? (Невоспитанными.)

— Откройте «Азбуку» на с. 24. Как вы понимаете смысл по­словицы, напечатанной в самом верху?

— Ответим задание под первым красным кружком.

— Что означают две звездочки в синем круге? (Выполнение за­даний в парах.)

— Авторы учебника предлагают вам поиграть: кто больше най­дет на рисунке предметов, содержащих звук [о]? (Подсолнух, крот, дом, забор, окно, бочка, обруч, картофель, черенок, мор­ковь.)

(Анализ предложений. Например: «Крот выкопал морковку».)

— Добавьте слова.

Землю роет старый... {крот),

Разоряет... (огород).

— Какое время года изображено на иллюстрации?

— Чем занимается крот? (Заготавливает запасы на позднюю осень и раннюю весну.)

— Что он копает? Что уже выкопал?

— Что вы можете сказать о подсолнухе? (Он созрел. Тяжелый круг с созревшими семечками гнется к земле.)

— Где находится жилище кротов?

— Опишите избушку, в которой живет трудолюбивый крот.

— Это настоящее жилище или сказочное, придуманное?

— Составьте по рисунку предложения, в которых четыре слова. (Крот заготовил морковь, картофель. Картофель на­ходится в мешке. Морковь лежит у подсолнуха. Дверь дома плотно закрыта. Листья подсолнуха очень большие. Крот копает морковь лопатой.)

Действительно, кроты в земле роют ходы, по ним укатываю в заранее подготовленную яму, напоминающую погреб, корнепло­ды, складывают их там очень аккуратно. А затем поздней осенью и ранней весной съедают. Зимой крот впадает в короткую спячку.

— Какие корнеплоды заготавливает крот на зиму на самом деле? (Картофель, клубни тюльпанов, нарциссов, чеснок, мел­кую морковь тоже может утащить.)

— Прочитайте пословицы внизу с. 24.

Сегодня мы познакомимся еще с одним знаком-помощни­ком — восклицательным знаком в красном кружке. Он означает, что вас ждет задание повышенной сложности.

— Чему учат нас эти пословицы? (Трудолюбию, стремлению прийти на помощь, порядочности, честности, умению дер­жать данное слово. Говорят о том, что человеку хорошо, ко­гда рядом мама. Л значит, маму нужно жалеть и окружать любовью и заботой.)

— Как нужно относиться к маме?

— Каким образом вы можете проявить заботу о маме?

— Какие ваши поступки могут ее огорчить?

— Какие ваши дела и поступки могут порадовать маму?

От чистого сердца,

Простыми словами Давайте, друзья,

Потолкуем о маме.

Н. Саконская

— А что вы расскажете о своей маме?

— Как ее зовут, где она работает, чем увлекается, какие книги читает вам, в какие игры вы с ней играете?

(Дети рассказывают о своих мамах.)

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голубит И заботится о вас,

Не смыкая ночью глаз?

— Мама дорогая!..

...Если, дети, вы ленивы,

Непослушны, шаловливы,

Что бывает иногда, —

Кто же слезы льет тогда?

— Все она, родная.

И. Косяков

— Проговорим еще раз пословицы хором, четко произнося звук [о].

— Прочитайте стихотворение на с. 25.

— Найдите и подчеркните простым карандашом все встретив­шиеся вам буквы О.

— Почему слово «Окунек» написано с заглавной буквы? (Это имя собственное.)

— А теперь найдите и выделите другим цветом все буквы А, а.

— Найдите на странице учебника значок с мудрой совой. О чем она вам сообщает?

— Что общего у звуков [а] и [о]? (Они обозначают гласные звуки, могут быть ударными или безударными, обозначают твердость предшествующего согласного звука. Могут стоять в начале, середине или на конце слова.)

— Кто запомнит больше слов со звуком [о]? (Текст JI. Яхнина.)

Орел облетал округу, оглядывал острым орлиным оком озеро, овраг, опушку, осинник.

— Ого! Овечки! Отличный обед! — обрадовался орел.

Облюбовал он одну овечку. Ой!

Оказалась овечка облачком. Обманулся орел.

Облако обернулось отважным охотником. Отогнал охотник орла.

— Проведем слого-звуковой анализ слов с опорой на схему. Возьмем слова, соответствующие рисункам в нижней части с. 26: окуни, аист, осы, арбузы.

— Запишите по образцу в Прописях на с. 6 первые 4 строки.

— Посмотрите на рисунки в верхней части страницы и пока­жите, где в них спряталась буква О. {Очки, чайник, буква а, сливы.)

— Откройте «Азбуку» на с. 25. Рассмотрите рисунки внизу. Кто на них изображен?

(Анализ слов «окунь», «щука», «сом».)

— Выполните задание к рисунку.

— Каким одним словом можно их назвать? {Рыбы.)

— Эти слова обозначают одушевленные существа или неодушев­ленные предметы? имена собственные или нарицательные?

— Составьте рассказ по верхнему рисунку на с. 26.

— С кем дружит крокодил?

— Почему у обезьянки грустный вид? {Она сочувствует другу.)

— Что за беда приключилась с крокодилом? (У него заболел зуб.)

— Какой звук произносит крокодил от боли? (О-о-о!)

— Прочитайте предложение под иллюстрацией. Какое оно по интонации? {Восклицательное.)

— Как вы думаете, почему может заболеть зуб? Что служит причиной заболевания зубов?

— Какие врачи занимаются лечением зубов?

— Какого цвета бывают крокодилы?

— Какие овощи имеют зеленый цвет?

— Отгадайте загадки.

1. Летом в огороде — свежие, зеленые,

А зимою в бочке — желтые, соленые.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? ... {Огурцы.)

2. Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик... {отгрызет).

— Откройте «Азбуку» на с. 27. Рассмотрите иллюстрации к сказке «Маша и медведь».

— Что изображено на первой иллюстрации?

— Как одеты медведь и Маша?

— Это городская девочка или жительница деревни?

— Что положили в корзину?

— Что наказывает девочка медведю?

— Как вы догадались, что медведь прошел какое-то расстоя­ние и захотел сесть на пенек?

— Что вы видите на третьей иллюстрации?

— Чему удивились дедушка и бабушка на последнем рисунке?

— Чему учит нас эта сказка? (Нельзя одним уходить в лес далеко от дома. Можно заблудиться, потеряться. И не всегда рядом окажутся люди, которые смогли бы оказать помощь.)

— А какую еще сказку о Маше вы знаете? {«Три медведя».)

— Как удивились медведи, когда увидели беспорядок в доме? (О-о-о.О

— «О-о-о!» — это предложение. Напишите его 2 раза на с. 6 Прописей.

— Проведем слого-звуковой анализ слов «Алиса», «Остап».

— Что интересно в этих словах? (Мы вставляем уже две буквы.)

— Почему в слове «Алиса» три слога, а в слове «Остап» два?

— Рассмотрите ленту букв на с. 27 «Азбуки».

На ленте даются два ряда вертикально расположенных красных прямоугольников. Каждый из них — своеобразный «предста­витель» определенной гласной буквы и соответствующего звука. Они будут заполняться постепенно. Серые прямоугольники пред­назначены для согласных букв. Белые — для букв, не обозначаю­щих звуки.

VIII. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чему вы научились?

— Понравился ли вам урок?

Урок 1 6. Гласная буква У

Задачи: познакомить учащихся с буквами У, у\ дать пред­ставление о назначении больших букв; формировать понятие предлог»; продолжить обучать составлению схемы предложе­ния; развивать воображение, фонематический слух; воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Обучение УУД: умение следовать инструкции учителя при вы­полнении задания; находить необходимую информацию в учебнике, Прописях; использовать ленту букв; дополнять ответ одно­классника; работать в группе.

Пропедевтика: основы безопасности жизнедеятельности; со­блюдение правил личной безопасности.

Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

Зайка

— Хочешь, куплю тебе зайца большого?

— Нет, — отвечаю я, — честное слово!

Я не желаю другую игрушку —

Я же люблю своего Длинноушку!

И ничего, что он старенький стал:

Это, наверно, от игр он устал.

Длинные ушки и пуговка-глаз...

Он мне.дороже всех в тысячу раз!

А. Конергина

— А у вас есть любимые игрушки?

— Как вы думаете, от какого слова образовано слово «игруш­ки»? (Играть, игры.)

— С какого звука мы начинаем произносить слово «игры»?

— С каким звуком вы познакомились на предыдущем уроке?

— Какие новые буквы узнали?

— Какую помощь оказывает буква И согласным звукам? (Обо­значает на письме их мягкость, подсказывает, что согласные звуки, стоящие перед ней, произносятся мягко.)

— А что вы можете сказать о букве Ы, какова ее роль в словах?

II. Актуализация знаний

— Рассмотрите ленту букв на с. 35 учебника. Какую роль играют в словах гласные звуки? (1. Образуют слог. 2. Ука­зывают на мягкость или твердость согласных звуков при произношении.)

— Проведите слого-звуковой анализ слов: дым—дом—дам, Дима.

III. Постановка целей и определение темы урока

— Кто нарисован в красной рамке на с. 37 «Азбуки»? (Куры и утки.)

— Как их можно назвать одним словом? (Птицы.)

— Проведем звуко-буквенный анализ слов «куры», «утки».

— Какой новый звук есть в обоих словах? (Звук [у].)

(Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они догадались

о целях и теме урока.)

IV. Фонетическая зарядка

— Как кричит филин? (Ух,Ух)

— Как воет волк? (У-у-у.)

— Как плачет малыш в коляске? (Уа-уа.)

— Как перекликаются дети в лесу? (Ау-ау.)

— Как кричит кукушка? (Ку-ку.)

— Какой звук звучал всякий раз, когда вы отвечали на мои вопросы?

Какой одинаковый звук есть в словах «автобус», «утюг», «лук, «улитка», «груша», «сук»?

Сегодня вы узнаете много интересного о новом звуке [у] и по-

знакомитесь с буквами, которые обозначают на письме этот звук. Также вы будете читать предложения с новой буквой.

— Как вы понимаете смысл пословицы «Ученье — путь к уме­нию»?

V Работа по теме урока

I. Знакомство со звуком [у]

Ответьте на вопросы в голубых рамках вверху с. 37. (Этот звук гласный, может быть ударным и безударным. Например: утки, гуси, окуни, улитка.)

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 36. Кого вы на ней видите?

— Где можно увидеть вместе кур, уток, гусей, индюков? (В де­ревне, на птичьем дворе.)

— Кому из вас родители или бабушки читали сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок»?

— О ком в ней рассказывается?

— Где жил гадкий утенок, когда был птенцом?

В какую птицу он превратился, когда вырос?

Вы иногда смеетесь над некрасивыми детьми, а ведь неизвест­но, какими они станут, когда вырастут. Каждый человек прекра­ти по-своему. Внешность человека — это еще не показатель ду- човной красоты и нравственности.

— Как вы думаете, о ком из изображенных птиц говорится в стихотворении В. Степанова?

У птицы гордый вид,

Важно он вокруг глядит,

Чуть прищуривая глаз:

— Нет ли зеркальца у вас? (Павлин.)

— Посмотрите на рисунок: как называют маленьких желтых птенцов? (Гусята.)

— Куда идут гусята?

(Анализ предложения «Гусята гуляют гуськом».)

— Покажите, где гусята и утята идут гуськом.

— Сколько гусят? Сколько утят?

— По каким признакам вы определили, где гусята, а где утята?

— Перечислите всех птиц, изображенных на рисунке. (Индюк, петух, гусь, гусенок, утята, утка.)

— Как их можно назвать одним словом? {Домашние.)

— На какие две группы можно разделить всех птиц? (Водопла­вающие и неводоплавающие.)

— Назовите неводоплавающих птиц.

— Назовите водоплавающих птиц.

— Каких еще водоплавающих птиц вы знаете?

— Какой звук есть в названии каждой птицы: индюк, петух, утка, гусь, утенок? (Звук [у].)

— Проведите слого-звуковой анализ слова «утки».-

2. Знакомство с буквамиУ, у

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Наши рекомендации