На всех видах этого транспорта перевозят хлеб.

— А еще для чего нужен транспорт?

— Как себя нужно вести, если вы с родителями отправляетесь в поездку?

— Произнесите слово «транспорт» так, чтобы четко слышался ударный слог.

— Сколько слогов в этом слове?

— Внизу на с. 10 учебника есть рисунки. Что на них изобра­жено? (Машина, газета, кубики.)

— Разделите слова на слоги. Выделите голосом ударный слог.

— Почему к этим словам начертили две схемы? (В словах «ма­шина», «газета» ударение падает на второй слог, а в слове «кубики» — на первый.)

— Подберите к этим схемам слова, которыми можно назвать предметы или людей, изображенных на цветной иллюст­рации.

VI. Физкультминутка

VII.Продолжение работы по теме урока

— Рассмотрите иллюстрацию на с. 11 учебника.

— Ответьте на вопросы, которые я вам прочитаю из задания, обозначенного красным кружком вверху страницы.

— Сколько изображено богатырей?

— Что вы можете рассказать об их внешнем виде?

— Опишите их внешность. Что у них есть общего? (Рубашки, кольчуги, шлемы, пояса, бороды или усы, голубые глаза.)

— А чем они отличаются? (Ростом, цветом волос, расцветкой и узором на рубахах.)

— Что держит в руках крайний слева богатырь?

— Перечислите, что стоит на столе. Как назвать эти предметы одним словом?{Посуда.)

— Чему удивились богатыри, когда пришли домой? (Красиво накрытому столу, приготовленным кушаньям. Везде чистота и порядок.)

Кого они увидели? (Молодую и красивую девушку-царевну.) Что делает царевна? (Она приветствует богатырей и при­глашает их к столу.)

Как вы думаете, какие слова она им сказала? (Здравствуйте, добры молодцы!Пожалуйте к столу.)

Эта иллюстрация написана к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

— Теперь составьте рассказ по иллюстрации и озаглавьте его. (Учащиеся выполняют задание. Все слушают несколько ва­риантов рассказов.)

— А вот как Александр Сергеевич описывает этот момент. По­слушайте.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил:’ «Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.

Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек.

Коли парень ты румяный,

Братец будешь нам названый.

Коль старушка, будь нам мать,

Так и станем величать.

Коли красная девица,

Будь нам милая сестрица».

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Закрасневшись, извинилась...

— А как вы помогаете своим родителям?

— Разделите на слоги слова: царевна, богатыри, кольчуга, кув­шин, тарелка, соль, каравай.

— Проанализируйте предложения.

Царевна приготовила обед.

Царевна красиво накрыла стол.

Богатыри вернулись домой.

(Можно предложить другие предложения в соответствии с иллюстрацией. Количество слов в предложении обозначается на схеме.)

— Попробуйте сами нарисовать иллюстрации к этой сказке. (Задание на 5—7 минут. Рисунки вывесить на магнитную доску

или фланелеграф.)

— Кто изображен в Прописях на с. 19? {Белка, заяц, ежик, птичка.)

— Чем заняты белка, ежик и заяц? (Запасают грибы на зиму.)

— Зачем зайчику палка? (Палкой зайчик осторожно разгребает опавшие листья и ищет грибы.)

— А зачем ему корзина? (Заяц в корзину складывает грибы.)

— Проанализируем это предложение.

(Деление слов: белка, белочка, заяц, зайчик, ежик, еж, птич­ка, грибы, грибочки, палка, палочка - на слоги, определение ударного слога, вычерчивание схем к словам, постановка знака ударения.)

— Обведите по контуру рисунки в Прописях. Раскрасьте их.

— Чему удивляется птичка? (Вежливости белочки: она предла­гает свой гриб ежику.)

(Письмо по образцу на широких строках Прописей.)

— Послушайте стихотворение В. Орлова «Кто кого?».

— Кто кого обидел первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Кто кого ударил первый?

— Он меня!

— Нет, он меня!

— Вы же раньше так дружили!

— Я дружил!

— И я дружил!

— Что же вы не поделили?

— Я забыл!

— И я забыл!

— Видите, как иногда бывает: пока ссорились, забыли, из-за чего все началось. Давайте это стихотворение расскажем в парах.

(Учитель читает слова взрослого, а дети в парах отвечают. За­дача — дать понятие о диалоге (взаимодействие учителя и двух учеников, подготовленных заранее).)

— Что нужно сделать, если вы поссорились?

Вывод. Наша речь состоит из предложений. Предложения де- лятся на слова, слова — на слоги. Слоги бывают ударные и без­ударные.

— Откройте «Азбуку» на с. 11. Рассмотрите рисунки внизу, назовите предметы.

— Разделите слова на слоги, поставьте над схемами слов уда­рение.

VIII. Подведение итогов урока

— Понравился ли вам урок?

— Чему вы научились на уроке?

— Кто доволен своими ответами на уроке?

— А кто не очень доволен? Почему?

Ход урока 7

Наши рекомендации