Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи
Логопед напоминает детям о видах интонации и задает вопрос: «Вспомните, как мы можем произносить предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками обозначаются спокойное проговаривание, вопросительная и восклицательная интонации; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям предлагается текст с заданием определить интонацию предложений и поднять карточку с соответствующим грамматическим знаком.
Примерный текст:
Сорока и мышь
— Мышка-трусишка, ты треска боишься? |
— Ни крошечки не боюсь.' |
— А громкого свиста? |
— Ни капельки не боюсь! |
— А страшного рева? |
— Нисколечки не боюсь! |
— А чего же ты боишься? |
— Да тихого шороха. |
Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соответствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
II ЭТАП. Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи
В задачи этого этапа входит:
— формирование различных интонационных структур в экспрессивной речи;
— дифференциация интонационных структур в экспрессивной речи.
В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.
УПРАЖНЕНИЯ
Для развития силы голоса
1.Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса):
У—— У | АУ—— | АУИ—— | УЗО—— |
О——О | АИ—— | ОУИ—— | УЗА—— |
А——А | ОИ—— | ОУА—— | АЗУ—— |
И——И | УА—— | УЭИ—— | УЗУ—— |
Э——Э | |||
З——З |
2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция — шепот — тихо — громко):
О О О О А А А А И И И И Э Э Э Э У У У У В В В В З З З З | АУИ АУИ АУИ АУИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУА ОУА ОУА ОУА ЭУИ ЭУИ ЭУИ ЭУИ АВА АВА АВА АВА АЗА АЗА АЗА АЗА |
3. Ослабление голоса (громко — тихо — шепот — беззвучная артикуляция):
У У У У О О О О А А А А И И И И Э Э Э Э | В В В В З З З З Ж Ж Ж Ж |
ОУ ОУ ОУ ОУ АИ АИ АИ АИ ОИ ОИ ОИ ОИ ЭУ ЭУ ЭУ ЭУ | УЖИ УЖИ УЖИ УЖИ ОУИ ОУИ ОУИ ОУИ АЗА АЗА АЗА АЗА ЭУИ ЭУИ ЭУИ ЭУИ АВА АВА АВА АВА |
4. Ослабление голоса, но без паузы:
УУУУ ЗЗЗЗ АУАУАУАУ | УУУУ ЗЗЗЗ АУАУАУАУ |
5. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе:
УУУУУУУ ЗЗЗЗЗЗЗ |
АЗААЗААЗААЗААЗААЗААЗА |
УЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУ |
6. Усиление голоса с увеличением длительности звучания:
А—А—А—А У—У—У—У О—О—О—О И—И—И—И Э—Э—Э—Э | АУ—АУ—АУ—АУ ОИ—ОИ—ОИ—ОИ УА—УИ—УИ—УИ АУИ—АУИ—АУИ—АУИ ЭУА—ЭУА—ЭУА—ЭУА |
7. Ослабление голоса с увеличением длительности звучания:
А—А—А—А | УИ—УИ—УИ—УИ |
У—У—У—У | ОА—ОА—ОА—ОА |
О—О—О—О | АУИ—АУИ—АУИ—АУИ |
И—И—И—И | ЭОА—ЭОА—ЭОА—ЭОА |
Э—Э—Э—Э | ОУИ—ОУИ—ОУИ—ОУИ |
8. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:
1 2 3 4 5
9. Обратный счет от 5 до 1 с постепенным ослаблением голоса:
5 4 3 2 1
10. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса:
понедельник, вторник — беззвучная артикуляция;
среда, четверг — шепот;
пятница, суббота — голос средней силы;
воскресенье — громко;
суббота, пятница — голос средней силы;
четверг, среда — шепот;
вторник, понедельник — беззвучная артикуляция.
Произнесение предложений с изменением силы голоса:
мама ушла домой.
мама ушла домой.
11. «Эхо».
Дети делятся на две группы и выполняют упражнение по ролям. Дети первой группы произносят слова громким голосом, дети второй группы — тихим. Затем группы меняются ролями.
В лесу кричу: «Ау! Ау!
А мне в ответ: «Ау! Ау!»
Горе кричу: «Ау! Ау!»
Гора в ответ: «Ау! Ау!»
12. «Игра на пианино».
Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изменяя силу голоса в соответствии с текстом.
Ударяй тихонечко: стук — стук — стук (тихо),
И тогда услышишь ты нежный звук (тихо).
Ударяй, сильнее: стук — стук —стук (громко),
И тогда услышишь громкий звук (громко).
13. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.
А сова — все ближе, ближе (голосом средней силы),
А сова — все ниже, ниже (голосом средней силы)
И кричит (громко)
В тиши ночной (тихо):
Поиграй, дружок, со мной! (громко)
(С. Маршак)
Была (голосом средней силы)
тишина, тишина, тишина... (тихо)
Вдруг (громче)
грохотом (еще громче)
грома (громко)
сменилась она (голосом средней силы).
И вот уже дождик (голосом средней силы)
тихонько (очень тихо) —
ты слышал? (тихо)
Закапал, закапал, закапал по крыше (голосом средней силы).
(А. Барто)
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок (тихо).
Но подул вдруг ветерок —
Закружился наш снежок (громче).
Пляшут все пушинки.
Белые снежинки (громко).
Сто ребят и сто девчат
Все лежат и все молчат (очень тихо).
Ты лежишь и я лежу... (тихо)
Муха села мне на палец
И спросила: «Вы проспались?» (громко)
Пальцем муху я ловлю... (громко)
Засыпаю (тише).
Сплю (тихо).
Вдруг все громче голоса:
«Ой, оса! Летит оса!
Вон у Витьки на носу!
Ну, ловите же осу!» (громче)
Все несутся за осой, ?
Витя прыгает босой.
Сто ребят и сто девчат
Все хохочут и кричат.
Настоящий тихий час! (громко)
Улетела прочь оса.
И замолкли голоса (тише).
Сто ребят и сто девчат
Все лежат и все молчат (тихо).
Тихо тикают часы.
Это сон насчет осы?
Я осу во сне ловлю...
Сплю... (очень тихо).
(А. Барто)
УПРАЖНЕНИЯ
Для развития высоты голоса
Развитие высоты голоса осуществляется с помощью подражания звучанию различной высоты, а также движений рук и графических изображений.
1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.
2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух и
трех звуков.
3. Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.
6. Проговаривание стихотворений с изменением высоты голоса.
Бьют часы,
Бьют часы: динъ -дан ¯ -дон.
На дереве, на веточках
Воробышки сидят:
« Чирик-чирик,¯ чирик-чирик,¯
Чирик-чирик» ¯ — кричат.
Бежал ручей по камешкам —
Бежал, ¯ бежал, ¯ бежал. ¯
Потом в глубокой лужице —
Лежал, лежал, лежал.
Дали туфельку слону,
Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире, ¯
И не две, а все четыре» ¯
(С. Маршак)
7. «Вопрос — ответ».
Дети делятся на две группы, произнося текст разным по высоте голосом. Вопросы задаются высоким голосом, ответы произносятся низким.
— Ну, Весна, как дела? (высоко)
— У меня уборка, (низко)
— Для чего тебе метла? (высоко)
— Снег мести с пригорка, (низко)
(О. Высотская)
— Это кто? Это кто
По дороге скачет? (высоко)
— Это наш озорной
Непоседа-мячик, (низко)
— Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор? (высоко)
— Вот невежливый вопрос:
Это собственный мой нос! (низко)
— Был сапожник? (высоко)
— Был. (низко)
— Шил сапожки? (высоко)
— Шил. (низко)
— Для кого сапожки? (высоко)
— Для пушистой кошки, (низко)
— Почему корова эта
Маленького роста? (высоко)
— Это же — ребенок.
Это же — теленок, (низко)
(А. Шибаев)
8. Пропевание знакомых мелодий без слов с изменением высоты голоса.
9. Пение песен (например: «Елочка», «Веселые гуси», «Петушок», «Голубые санки» и т. д.).
Формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи осуществляется в такой последовательности: 1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов (различной слоговой структуры) к их усвоению на более сложном по звуковому оформлению материале; 2) от овладения определенными видами интонационных структур к их дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.
Работа по формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи проводится по четырем направлениям.