Кадровая частота/Частота кадросмен
[Frame rate/Frame frequency/Frames per second/FPS]
— частота смены кадриков при съемке или проекции
Минимальная кадровая частота, необходимая для возникновения ощущения плавности движения – 12 кадров в секунду. Кадровая частота в немом кинематографе – 16 кадров в секунду. С приходом звука утвердился стандарт 24 кадра в секунду. При производстве телефильмов часто применяется кадровая частота 25 кадров в секунду.
Каше
[Сache/Mask/Iris]
— заслонка в виде какой-либо геометрической фигуры (часто круга), устанавливаемая перед объективом и закрывающая часть снимаемого пространства; используется для создания различных эффектов, к примеру, усиления драматического напряжения, для затемнения и т.д.
Кадр из фильма Рождение нации (1915)
Композиция кадра
[Picture composition]
— построение элементов экранного изображения, позволяющее воплотить задумку авторов, в том числе, определение ракурса, плана, вида движения камеры, положения предметов и фигур, а также их соотношение между собой и т.д.
Крупный план/Американский план
[Close-up shot]
— кинематографический план, при котором кадр заполняет лицо актера; также выделяют сверхкрупный план (extreme close-up) – часть лица
Кадры из фильма Иди и смотри (1985)
Фильм «Иди и смотри» режиссер Элем Климов рассматривал как «сквозной крупный план», поскольку каждый второй эпизод сопровождался крупным планом главного героя, фиксировавшим происходящие внутри него изменения под воздействием реалий войны. |
Что почитать: Григорий Чахирьян «Кинопортрет и крупный план»
Линейная перспектива
[Linear perspective]
— изображение объектов съемки, при котором чем ближе к объективу находится объект, тем крупнее он кажется, и наоборот; позволяет передавать глубину кадра на экране
Лягушачья перспектива/Съемка с низкой точки
[Low-angle shot/Ground angle shot/Worm’s eye view]
— точка съемки, при которой съемка ведется снизу вверх, а объектив расположен максимально низко по отношению к объекту съемки; используется для придания монументальности, величественности объекту
Классический случай «лягушачьей перспективы» - фрагмент из все того же «гражданина Кейна» |
Мизансцена
[Mise en scène/Placing on stage]
— положение и движение фигур и предметов по отношению к плоскости экрана с учетом особенностей пространства и времени, содержания кадра и его соотношения с другими кадрами; в кино составной частью мизансцены является мизанкадр
Что почитать: Михаил Ромм «Построение киномизансцены», Анатолий Головня «Композиция кадра и мизансцена»
Мизанкадр
— положение предметов и фигур в кадре с учетом особенностей их движений и движений камеры, декораций, реквизита, освещения, глубины кадра и «взаимного соразмещения кадров между собой»
Термин введен Сергеем Эйзенштейном
Наезд камеры
[Dolly in]
— движение камеры вперед по отношению к объекту съемки; обеспечивает различное изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Трансфокатор/«Зум» во второй части словаря)
Нормальный объектив
[Normal lens]
— объектив, позволяющий добиться изображения, максимально соответствующего восприятию человеческого глаза и наиболее точно передать естественную перспективу; фокусное расстояние нормального объектива примерно соответствует диагонали кадра, а угол поля зрения составляет от 40° до 51° включительно
Обратная перспектива
[Reverse perspective]
— изображение объектов съемки с нарушением традиционной линейной перспективы, искажением масштабов и пропорций, т.е. предметы увеличиваются по мере их удаления от объектива; не передает глубину кадра на экране
Обратная съемка
[Reverse action]
— съемка при обратном ходе пленки, что при проекции дает эффект обратного движения
Знаменитый кадр из «Криминального чтива», когда герой Джона Траволты делает Уме Турман инъекцию адреналина в сердце снят в обратной съемке
Обтюратор
[Rotary disc shutter]
— устройство в киноаппарате, необходимое для периодического перекрывания светового потока
Общий план
[Long shot/Wide shot]
— кинематографический план, при котором человек в кадре виден во весь рост
Объектив
[Camera lens/Photographic lens/Photographic objective]
— оптическое устройство, проецирующее снимаемое изображение на пленку или матрицу
Оператор
[Cinematographer/Director of photography/DP]
- специалист, непосредственно осуществляющий съемку с помощью киносъемочного аппарата и создающий совместно с режиссером и художником изобразительное решение фильма
Операторская тележка
[Camera dolly]
- оборудование, предназначенное для равномерного, плавного перемещения камеры во время съемки
См. операторские тележки в разделе "Оборудование" на tvkinoradio.ru
Операторский кран
[Crane/Jib]
- оборудование, предназначенное для подъема камеры и, соответственно, получения высокой точки съемки и движения особой выразительности
- Подскажи какой-нибудь пример использования операторского крана в старом кино? - Да без проблем! Сцена из вестерна «Ровно в полдень» Фреда Циннемана. Ее снял Флойд Кросби. |
Отъезд камеры
[Dolly out]
- движение камеры в сторону удаления от объекта съемки; обеспечивает различное изменение масштаба предметов, находящихся в кадре (ср. Трансфокатор/«Зум»)
Панорамирование
[Panning/Arc shot]
- поворот камеры вокруг своей горизонтальной или вертикальной оси (стационарное панорамирование)
- свободное движение камеры в пространстве снимаемой сцены (динамическое панорамирование)
Что почитать: Сергей Медынский «Панорамирование как творческий прием оператора-документалиста», Владимир Гамалей «Мой первый видеофильм от А до Я», глава «Правила панорамирования»
Передний/ Первый план
[Foreground]
- степень удаленности от объектива, при которой объекты расположены в непосредственной близости от камеры
План
[Shot]
1. крупность изображения; м.б. дальний план, общий, средний, крупный, деталь
2. удаленность расположения объекта относительно объектива камеры; м.б. передний план, средний, задний
Что посмотреть: голливудский курс операторского мастерства «Hollywood Camera Works» - Виды и крупность планов
Пленка
[Film stock]
- плотная эластичная перфорированная лента из светочувствительного материала; основные форматы кинопленки по ширине: 8 мм, 16 мм, 35 мм, 65 мм, 70 мм
Правило 180°
[180-degree rule]
- базовое правило при съемке двух персонажей (к примеру, во время диалога), согласно которому камера может менять ракурс, но не должна пересекать воображаемую линию, проходящую через героев, т.е. один персонаж должен всегда оставаться слева, другой – справа; нарушение правила дезориентирует зрителя
«Отличное применение правила 180°!» - подумал Николай, посмотрев знаменитую сцену диалога между двумя личностями Горлума из «Властелина колец». |
Ракурс
[Angle/Perspective]
- наклон оптической оси при съемке для получения изображения предмета с различных точек зрения; м.б. нейтральный ракурс – незначительное смещение точки съемки относительно объекта, и острый ракурс – сильное смещение точки съемки относительно объекта; используется для акцентирования внимания, усиления эмоционального воздействия, подчеркивания значения героя и т.д.
Рапид/Ускоренная съемка
[Overcranking/Slow motion/Slo-mo/High-speed photography]
- съемка с кадровой частотой больше 24 кадров в секунду; используется для создания при проекции эффекта замедленного движения; усиливает художественную выразительность сверхбыстрых действий (бой, падение предмета, взрыв и т.п.)
Клип Fatboy Slim на песню Gangster Trippin снят режиссером Романом Копполой целиком в рапиде
Рельсы
[Track]
- алюминиевые или резиновые трубы, на которые устанавливается операторская тележка для обеспечения наиболее плавного и точного движения камеры; могут быть прямыми, закругленными и круговыми.