Какого производителя выбрать?

Итак, допустим, вы решили приобрести зеркальную фотокамеру и имеете достаточную сумму денег, но вы не знаете, какого производителя выбрать, кому отдать предпочтение? Существует множество различных марок фотокамер: Sony, Olimpus, Canon, Pentax, Nikon и т.п. У них всех есть свои достоинства и недостатки. Но если вы решили всерьез и надолго заняться фотографией, то следует выбирать лидеров, которыми были и остаются Nikon и Canon. Как непримиримые соперники они выводят в свет все новые и новые камеры с новыми возможностями и еще лучшим качеством получаемого изображения, стараясь опередить друг друга в этой гонке.

Многие эксперты и фотографы тестировали эти камеры, чтобы выяснить, какая все таки лучше, но однозначно этого сказать нельзя, так как камеры одного класса и одного года выпуска работают примерно одинаково. Все сводится к личному предпочтению того или иного фотографа. Лично я использую камеры фирмы Nikon, и мне они нравятся.

Подводя итог, могу сказать, что если вы собираетесь купить фотокамеру, то предпочтение лучше отдать камере зеркального типа, ведь с ними вы сможете творчески развиваться, так как они представляют больше возможностей по управлению фотосъемкой. Выбирая производителя отдавайте предпочтение лидерам: Nikon или Canon. Но вот кого именно из них вы выберете, это зависит от вашего предпочтения.

Композиция

Композиция – что стоит за этим словом? Большинство фотолюбителей понимает его как геометрическое устройство кадра – тут же вспоминается так называемое «правило третей» или золотое сечение. В некоторой степени они, конечно, правы, но сказать, что правило третей - это вся композиция, это то же самое, что сказать «машина – это багажник, сиденья и крыша». Хорошая композиция не обязательно удовлетворяет правилу третей, а снимок, сделанный в соответствии с этим правилом, не всегда будет удачным.

Так что же такое композиция? Это наука о логике расположения объектов в границах кадра, об их взаимодействии с этими границами и друг с другом. Композиция не исчерпывается только лишь геометрией – без четко определенного сюжета говорить о композиции, о том, удачна она или нет, бессмысленно. Композиция – лишь средство, набор приемов, которые позволяют передать ту или иную идею, настроение или состояние, создавать красивое и интересное изображение, раскрывающее вашу мысль, насколько бы конкретной или абстрактной она ни была.

Объект – фон

Как вы думаете, в чем недостаток большинства снимков в стиле «мы на фоне...»? Так уж часто получается, что эти самые «мы» - очень скучные и безразличные. Зато «фон» на самом деле не фон, а главный объект. И наконец, в том, что между «мы» и «фоном» нет практически никакого взаимодействия. Эта же проблема часто возникает, например, при пейзажной съемке - главным становится не восхитительный сад с цветущими яблонями, а грязный мусорный бачок, каким-то образом залезший чуть ли не в центр кадра.

Бороться с этими неприятностями несложно, нужно лишь понять, что является сюжетом снимка, кто главный герой, и как он взаимодействует с фоном. Как это ни парадоксально, сюжетов у снимка типа «мы на фоне» может быть несколько:

1. это может быть портрет, в котором фон – действительно фон, придающий снимку только оттенки звучания, в то время как главный герой – человек. Но ведь в таком случае человека в кадре должно быть много, а фона мало!

2. это может быть снимок, например, замка, а человек в нем дается как герой «второго плана», оттеняющий величие башен и древность стен своим сравнительно маленьким ростом и яркими цветами одежды на фоне потемневшей от времени кладки.

3. главным героем может стать и взаимодействие человека и фона – тогда мы снимаем не портрет и пейзаж, но пытаемся поймать в кадре эмоцию или настроение.

В любом из этих случаев строить композицию легко, ведь мы точно сформулировали цель и сюжет снимка, определили главного героя, поняли, что является фоном и как они- фон и герой – взаимодействуют. Чем точнее вы сможете сформулировать сюжет снимка, чем четче будет ваша мысль, тем легче вам будет понять, что нужно включить в снимок, а что оставить за кадром, что подчеркнуть, а что скрыть. И, если вы поставили целью передать праздничное настроение весеннего сада, прежде нажать на кнопку, отвлекитесь от любования красотой и обегите беспристрастным взглядом кадр, посмотрите, а не притаился ли там не нужный по сюжету мусорный бачок.

Ритм и структура

Так уж устроен человеческий глаз, что в любом изображении он пытается найти структуру, даже если ее там заведомо нет. Вспомните, как вы в детстве смотрели в небо и видели в облаках разных смешных зверей, замки, корабли, далекие берега, окрашенные закатом… Глаз ищет скрытую структуру всюду и всегда, в том числе, конечно, и на фотографии.

Причем на фотографии даже в большей степени, чем просто в окружающем мире, ведь здесь уже есть четко заданная базовая структура – границы кадра. И, если внутри этих границ изображение хаотично, то фотография практически никогда не будет красивой. Поэтому ритм – один из самых важных элементов композиции в фотографии.

Но не стоит воспринимать ритм только как чередование темных и светлых пятен – это всего лишь один из вариантов. На самом деле, любой достаточно сильный контраст может стать основой, на которой вырастет красивый ритм: это может быть, например, контраст цвета или контраст фактур поверхности (гладкое - шероховатое).

Талантливость фотографа проявляется в нахождении более тонких ритмов, основанных на контрастах не только графических, но и смысловых: легкое – тяжелое, мягкое – твердое. Как и музыкальный, фотографический ритм может быть простым и равномерным, как удары метронома, или сложным и пластичным – как соло хорошего ударника. Чем выше мастерство фотографа, тем более сложными ритмами он может свободно оперировать, да и простые ритмы в его работах становятся глубже и выразительней.

Мир ритмов ограничен только вашей фантазией и натренированностью вашего взгляда. Внимательный взгляд на окружающий мир поможет вам самим найти свои ритмы и структуры.

Правило третей

Говоря о ритмах, уже упоминалось о свойстве глаза искать какую-либо структуру в воспринимаемом изображении. Чем сложнее и богаче видимая структура, тем интереснее выглядит фотография. Но стоит задуматься вот над чем: если на листе бумаги поставить одну точку, достаточно ли этого для возникновения структуры? Оказывается – да, ведь эта точка, так или иначе, но делит пространство кадра на несколько частей – и, хотим мы этого или нет, но глаз ищет в этом делении гармонию.

Если дальше рассуждать на эту тему, можно придти к довольно интересным выводам: например, если мысленно наложить на кадр «сетку» и расположить все основные элементы композиции в соответствии с ней, то изображение получится органичным, красивым с легко «читающимся».

Простейший способ деления кадра – это пополам. Но глаз не очень «любит» сравнивать одинаковые по размеру объекты, в данном случае, симметричные половинки кадра. А вот если расположить объект так, что кадр поделится на три части - или две неравные с соотношением сторон 1:2 - то такое деление глаз воспримет с одной стороны как интересное, с другой стороны как достаточно простое для сравнения. Отсюда и простейшая интересная для глаза «сетка», которую принято называть «правило третей».

Можно использовать и более сложные сетки (например, делить кадр на 4 или 5 частей), но главное помнить, что это деление предназначено лишь для создания удобной для глаза структуры кадра, и следить за легкостью восприятия композиции, а не за формальным исполнением тех или иных геометрических правил.

Контраст

На что вы обращаете внимание, видя фотографию? Казалось бы, взгляд должен упасть на ключевой сюжет изображения. На самом деле на самый сильный и яркий контраст снимка. Темное и светлое, если это фото черно-белое, или контраст цветов, если цветное.

Для правильного построения композиции крайне важно, чтобы эти контрасты совпадали с ключевым сюжетом кадра, а если а если этого не произойдет… Если главный контраст изображения и сюжет расходятся, то практически невозможно создать красивый, интересный снимок, какие бы иные композиционные средства не применялись! На практике всегда следует помнить следующие советы:

- При построении кадра следите за тем, чтобы контраст на фоне был меньше контраста на объекте. Слишком контрастный задний план отвлекает внимание от основного сюжета. Попробуйте взглянуть на снимок как на абстрактную композицию, найдите точку максимального контраста и подумайте, как она соотносится с сюжетом.

- Заранее продумайте, какой будет фотография - цветной или черно-белой, ведь в зависимости от этого главный контраст снимка может меняться самым существенным образом. Например, проезжающая на заднем плане красная машина может сильно отвлечь внимание на себя на цветной фотографии, а на черно-белой оказаться достаточно незаметной.

Силуэт

Представьте себе, что вы стоите в час пик на людной улице и пытаетесь поговорить по телефону, а вокруг вас идут люди… и все они разговаривают. Понятное дело, услышать в таком гаме что-либо невозможно. Нечто подобное происходит с фотографией, когда силуэт главного героя недостаточно четкий, «прочитать» и воспринять изображение практически невозможно, и, каким бы ни был интересным сюжет, фотография «не сложится».

Что же такое «четкий» силуэт? В данном случае мы говорим не столько о резкости, сколько о чистоте линий, красоте и логичности контура. Как и в случае с контрастом, если контур ключевой сюжетной фигуры «разбит» случайным элементом, фотография «теряет баллы» и с точки зрения передачи сюжета и смысла, и с точки зрения привлекательности.

Вот, что это означает на практике:

- Поймите, насколько важен в вашей композиции силуэт. Если контраст на фотографии достаточно высок, то силуэт становится очень важным элементом композиции.

- Отвлекитесь от сюжета и пройдите взглядом вдоль всего силуэта вашего ключевого объекта – нет ли где-то случайных элементов, разрушающих графическую и смысловую цельность сюжета. Например, не торчат ли «из ушей» портретируемого веточки, не «отрезали» ли вы ему линией горизонта голову (очень часто бывает при съемке на море), не «растет» ли из головы столб с фонарем и т.п.

- Обегите взглядом по периметру весь кадр – нет ли случайных, ненужных для сюжета объектов, которые торчат из края или из углов кадра. Это тоже очень важный момент, поскольку такие «обрезанные» объекты привлекают внимание к себе. Если они есть, смените точку съемки и постарайтесь от них избавиться.

Резкость

Выше уже говорилось о том, что первым делом взгляд «цепляется» не на сюжет, а за самый сильный контраст на снимке. Но ведь контраст на снимке проявляется не только на макроуровне: темная стена/светлое окно или темные глаза/светлая кожа. На микроуровне контраст ничуть не менее важен и, возможно, даже более заметен – ведь резкость как раз и есть микроконтраст.

Так же как и с макроконтрастом, ситуация с резкостью вполне однозначная – если ключевой сюжет и точка максимальной резкости не совпадают, если резкость ушла из сюжета, сделать удачную фотографию будет сложно. Но именно здесь и заложены огромные потенциальные возможности резкости как композиционного приема.

Увеличивая или уменьшая глубину резкости, мы фактически включаем в сюжет или убираем из него те или иные элементы пространства. И еще неизвестно, какой из композиционных приемов сильнее – кадрирование или точная работа с резкостью.

Вот, к примеру, принято считать, что портрет необходимо снимать с минимальной глубиной резкости. Действительно, размытый задний план, который получается при открытой диафрагме, создает отличный фон для психологического портрета. Однако если фотограф хочет передать настроение человека не только мимикой лица, позой, но и, например, окружением (фактурная стена, красивая ткань, богатый красками осенний лес), то глубина резкости должна быть увеличена. Просто прикрыв диафрагму, мы получим принципиально иной по настроению, и, главное, по содержанию снимок. Если в первом случае мы снимали портрет человека «в себе», используя окружение главного героя просто как подходящий фон, то во втором случае мы смещаем акцент на взаимоотношения человека и окружающего его пространства.

При грамотном построении композиции выбор зоны резкости – области пространства, которая будет передана с максимальной детализацией и максимальным уровнем микроконтраста – одна из важнейших задач, которые решает фотограф. Именно по этой причине большинство профессионалов работают в режиме приоритета диафрагмы или ручном режиме – ведь именно в них степень контроля над резкостью максимальна.

Ракурс

Оригинальность, свежесть идей, новый взгляд на старую проблему – все это черты творческого человека. В фотокомпозиции за «новый взгляд на вещи» в основном отвечает техника так называемой ракурсной съемки.

Казалось бы, что может быть более простым и привычным, чем съемка портрета? Камера примерно на уровне глаз портретируемого, фас, профиль… Но давайте подумаем, а что будет, если выйти на лестничную клетку, подняться на пролет выше, чем стоит ваша модель и сделать снимок сверху? Попробуйте и вы увидите, что человек может выглядеть в кадре совсем не так, как мы его привыкли видеть «невооруженным глазом». То же самое и с пейзажем – достаточно опустить камеру, и на переднем плане появятся травинки, цветы, мох или брусчатка мостовой и ботинки случайного прохожего.

Смена точки съемки позволяет вам увидеть мир с новой стороны и показать его так, как никто в обыденной жизни его не видит. Новое всегда интересно и привлекает внимание зрителя. А привычная съемка с высоты роста не всегда интересна.

Постарайтесь представить свою камеру не просто кораблем, который может двигаться только по поверхности воды, изредка поворачиваясь вправо-влево, а кораблем космическим, который может еще и подниматься вверх-вниз, наклоняться вперед-назад и даже поворачиваться вокруг оси объектива по и против часовой стрелки. Главное не бояться экспериментировать и не осторожничать, ведь прием, который работает «чуть-чуть» чаще выглядит не сознательно использованным приемом, а ошибкой.

Пространство

Фотография это изображение определенного участка пространства на плоскости. Утверждение, в общем-то, банальное, но тем более странно, что многие любители не учитывают этой особенности при съемке. В результате – «плоские» картинки, в которых нет воздуха, в которых задний план прилипает к переднему, а казавшиеся такими далекими и величественными горы оказываются такими нелепыми холмиками. В чем же дело?

Проблема в том, что в жизни мы все видим двумя глазами и расстояние до объектов подсознательно оцениваем с помощью триангуляции. Когда же смотрим на фотоснимок, этого процесса не происходит, ведь лист бумаги плоский. Поэтому когда мы хотим получить ощущение пространства, необходимо использовать вполне определенные специальные приемы построения изображения.

Первый прием – это перспектива. Если в кадре отчетливо видна геометрическая перспектива (сходящиеся к горизонту рельсы или дорога, ряд уменьшающихся вдаль фонарных столбов или деревьев), то для глаза зрителя это будет хорошей подсказкой и поводом «искать глубину».

Так же работает и «воздушная перспектива»: если задний план светлее переднего, если его оттенки более холодные (голубые, синеватые), если контрасты на нем ниже – в фотографии обязательно появится глубина. Если же задний план темный, оттенки цвета на нем теплые (красноватые, оранжевые), а контрасты – высокие, добиться большой глубины изображения вряд ли получится.

Второй прием, с помощью которого можно передать пространство в изображении – это масштаб. Если на пейзажном снимке изображены, например, горы, или гладь океана, а сравнивать их не с чем, глаз зрителя всегда «уменьшит» их, приведет к удобным, «комфортным» для внутреннего спокойствия зрителя размерам. Но стоит дать точку отсчета – поместить в кадр маленькую человеческую фигурку, крохотный треугольник паруса – и пространство сразу «зазвучит» и наполнится внутренней силой.

Фрейминг или создание рамки

Идея фрейминга такова – выделить главный объект съемки, создав для него «рамку» из каких-то второстепенных элементов окружающего пространства.

Вариант первый – «естественный фрейминг». В этом случае мы находим для нашего героя настоящую «живую» рамку. Если говорить, например, о портрете, то мы можем поставить человека в дверной проем, сфотографировать его через окно в доме или автомобиле, через просвет в ветках – так или иначе, заключить фигуру портретируемого в отчетливо-видимую «рамку». Это самый простой вариант фрейминга. Пожалуй, самый безотказный.

Второй вариант – «фрейминг кадрированием». Здесь мы обрезаем границей кадра какие-то объекты переднего плана, как бы говоря: «все остальное мы отбрасываем, поскольку оно для нашего сюжета абсолютно не важно». Этот приме часто используется в жанровой и репортажной фотографии – граница кадра может, например, «отрезать» кусок от человека - тем самым мы выводим его из центральной части сюжета, делаем зрителем, а не участником.

Третий вариант – «пейзажный фрейминг». Для того, чтобы создать выразительный передний план в пейзажной съемке, в кадр вводится фрагмент ветки дерева, которое находится недалеко от камеры или лежащий на земле пенек, валун или иной подобный элемент. Самое важное в этом приеме – следить за тем, чтобы объект «фрейминга» был с одной стороны достаточно красив сам по себе, а с другой стороны не отвлекал внимания от основного сюжета.

Решающий момент

Это, пожалуй, самый сложный и наиболее философский из композиционных приемов. Суть его вот в чем – в любой ситуации, любом событии есть несколько отчетливо выделяющихся этапов. Это завязка, развитие, кульминация, развязка. В кино режиссер может показать все эти этапы – ведь в этих жанрах творчества присутствует такое понятие как «продолжительность». В фотографии же мы вынуждены искать одно единственное мгновение, которое бы полностью передало наше понимание события, его уникальный «почерк».

Например, мы хотим снять гуляющую по парку влюбленную парочку. В какой момент сделать снимок – когда оба смотрят друг на друга (в кадре будет взаимное чувство), когда он смотрит на нее, а она в сторону (конфликт, нерешительность, игра), когда они выходят из парка и идут к машине (развязка, возврат к обыденности)?

Или когда он смотрит на нее, она делает вид, что не видит, но краешком глаза следит за ним, вокруг парк, но на заднем плане – дорога, машины и скучающий человек с газетой на скамейке, который бросил скользящий взгляд на нашу парочку? Скорее всего, именно этот «многослойный» снимок будет наиболее глубоким и интересным, именно он сможет удержать внимание зрителя.

Это не значит, что нужно стараться включить в кадр как можно больше всего – наоборот, краткость, как известно, сестра таланта – нет, нужно постараться сделать такой кадр, глядя на который можно легко представить, что было «до» и что будет «после». По сути дела, нужно уловить состояние перехода из одной понятной, но статичной ситуации в другую.

Термин «решающий момент» был введен великим французским фоторепортером Анри Картье-Брессоном. Именно в его работах и работах его учеников этот прием поставлен во главу угла, на нем практически и строится кадр.

Движение и проводка

Движение в фотографии – совершенно особый раздел композиции. Основных приемов передачи движения два: съемка неподвижной камерой с длинной выдержкой и съемка движущейся камерой с длинной выдержкой – так называемая «съемка с проводкой».

Съемка неподвижной камерой с длинной выдержкой даст следующий эффект: изображение неподвижных объектов будет резким, а движущиеся объекты станут нерезкими и «размазанными» в направлении движения. Это неплохой прием, если наша задача – передать ощущение движения, но и только. Детали же самого движущегося объекта мы передать не сможем. Это отличная техника для съемки танцев – при правильно подобранной выдержке можно легко передать характер танца, его настроение и пластику.

Если же мы хотим получить резкое изображение движущегося объекта, но и не потерять при этом ощущение движения, придется использовать технику проводки. При такой съемке камера все время (до нажатия на кнопку спуска, во время экспозиции и после нее – не менее 1 секунды) движется или поворачивается вслед за объектом, удерживая его в определенной части кадра.

Если все сделано правильно, то движущийся объект получается резким, а все неподвижные объекты – «размазанными» в направлении движения камеры. Такая съемка, конечно, требует определенной практики и навыка, но получающийся результат оправдает все затраченные на тренировку усилия. Применяется эта техника чаще всего при съемке спорта или сюжетов, суть которых не в самом движении, но в движущемся объекте.

Отражения и тени

Отражение – очень сильный композиционный прием, который делает картинку более броской, более интересной. Отражение можно ловить в обычном зеркале – это просто, в оконном стекле, где оно смешано с «реальным» миром, который мы через это стекло видим, в луже, где оно ломается и дробится по прихоти ветра или проезжающего по этой луже велосипедиста, в капоте припаркованной машины, наконец, в чашке с чаем. Попробуйте найти интересное отражение и сфотографировать его – можно смело гарантировать, что, смешивая реальность и отражение, вы не только интересно проведете время, но и получите хорошие фотографии.

Та же самая ситуация с тенями – они зачастую даже более необычны, чем отбрасывающие их «оригиналы». Бывает очень интересно ловить в кадре оба объекта сразу и оригинал, и тень, причем ловить их так, чтобы между ними возник если не спор, то хотя бы напряженный диалог.

Используя тень, вы получаете возможность показать предмет с двух сторон, причем одна их них может очень сильно меняться в зависимости от вашего желания. Например, тень от человека может спокойно лежать на асфальте, а может стремительно бежать по ступенькам, вытягиваясь в тонкую линию. Кроме того, тени могут создавать отличные ритмы даже в тех случаях, когда отбрасывающие их объекты находятся за границами кадра.

Поэкспериментируйте с тенями и отражениями и вы увидите, что мир вокруг вас гораздо интереснее, чем вы привыкли видеть.

Словарь фотографа

Собрание фотографических терминов и устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на русский язык

Автоспуск или таймер - устройство, позволяющее сработать затвору с задержкой, обычно 12 секунд. Это дает возможность сфотографировать самого себя - семьей, с друзьями или на понравившемся фоне.

Автофокус - устройство, автоматически наводящее объектив на резкость. Различают "пассивный" и "активный" автофокус. "Активный" автофокус, действие которого основано на инфракрасном или ультразвуковом излучении, может работать в полной темноте, но он более энергоемкий и дорогой. Чаще в "мыльницах" используется "пассивный" автофокус при котором анализируется контраст объекта (максимальный контраст достигается при резком изображении).

Блик - яркое световое пятно на темном фоне. Обычно возникает на полированных и зеркальных поверхностях. В фотообъективах блик может образоваться при фотографировании против света. Накладываясь на изображение ухудшает качество фотографии.

Баланс композиционный - пространственное расположение цветовых элементов, светлых и темных участков, а также больших и малых объектов в изображении, обеспечивающее гармонию или равновесие композиции.

Бачок для проявления - светонепроницаемый контейнер для проявки пленки.

Бленда - приспособление в виде полого усеченного конуса или усеченной пирамиды из пластмассы, надеваемое на объектив фотоаппарата. Бленда препятствует попаданию в объектив световых лучей, не участвующих в образовании изображения, предотвращая появление бликов на снимке. Размер бленды определяется характеристиками объектива. Ошибки при выборе бленды могут привести к виньетированию изображения (затенению периферийных участков изображения).

Боковая подсветка - свет, падающий на объект в направлении, перпендикулярном направлению "объектив-объект"; создает тени и света, придающие рельефность объекту (моделирующий свет).

Видоискатель - устройство фотоаппарата для наблюдения за объектом съемки и определения границ изображаемого кадра. В дорогих аппаратах совмещен с системой наводки на резкость.

Выдержка - промежуток времени, на который открывается затвор фотоаппарата и пропускает к пленке прошедший через объектив световой поток. Измеряется в секундах - 1, 2, 4 сек. или ее долях, обозначаемых в виде дроби: 1/30, 1/60, 1/125, 1/500, 1/1000 сек и так далее. В обиходной речи обычно называют только знаменатель дроби. Чем больше знаменатель, тем короче выдержка и наоборот.

Взаимозаместимость. Согласно этому закону, для любой пленки с заданной светочувствительностью большая выдержка при малом относительном отверстии эквивалентна малой выдержке при большом относительном отверстии. Подробно смотри в статье "Закон взаимозаместимости, или закон Бунзена - Роско". Большинство фотопленок рассчитано на экспонирование с использованием диапазона выдержек от 1/15 до 1/1000 с. Если время экспозиции выходит за пределы этого диапазона, то характеристики пленки могут измениться. Обычно это приводит к уменьшению реальной светочувствительности пленки, изменению контрастности и (в случае цветных пленок) к изменению цветопередачи. Эти изменения вызываются нарушениями или отклонениями от закона взаимозаместимости.

Виньетирование - затемнение по краю изображения на фотографии или слайде. Может вызываться плохой конструкцией объектива, использованием бленды, не соответствующей данному объективу, или установкой нескольких светофильтров на внешней оправе объектива.

Вспышка (Flash) - кратковременный интенсивный импульс света, генерируемый лампой-вспышкой или электронной вспышкой, используемый для подсветки сцены с недостаточным для фотосъемки уровнем освещения.

Выборочная фокусировка - выбор значения диафрагмы, обеспечивающей малую глубину резкости. Этот способ используется для выделения основного объекта на фоне элементов второго плана за счет того, что изображение деталей второго плана получается нерезким.

Гиперфокальное расстояние - расстояние от фотоаппарата до ближайшего резко отображаемого объекта, когда объектив сфокусирован на бесконечность.

Глубина резкости (Depth of Field) - измеряемый в метрах (от и до) диапазон резко изображаемого пространства. Объекты вне этого диапазона будут выглядеть нерезкими. Глубина резкости зависит от установленной диафрагмы: чем больше закрыта диафрагма, тем больше получается глубина резкости и наоборот. Наименьшая глубина резкости - при полностью открытой диафрагме. Глубина резкости зависит и от фокусного расстояния объектива. Короткофокусный объектив дает большую глубину резкости.

Глубина цвета отражает разрядность аналаго-цифрового преобразователя , то есть это характеристика, показывающая, насколько точна информация о цвете каждой точки отсканированного изображения.

Горячий башмак - специальная обойма на фотоаппарате, предназначенная для крепления портативной электронной вспышки. Оснащена электрическими контактами, соответствующими контактам на "башмаке" вспышки и обеспечивающими включение вспышки при нажатии спусковой кнопки затвора. Прямой электрический контакт вспышки с фотоаппаратом устраняет необходимость использования синхрошнура.

Дальномер (Rangefinder) - устройство, входящее в состав многих фотоаппаратов как средство определения расстояния до объекта и фокусировки.

Двойное экспонирование - два изображения, снятые на один и тот же кадр пленки, или два изображения, отпечатанные на одном листе фотобумаги.

Денситометр (Densitometer) - прибор, используемый для измерения оптической плотности участка негатива или бумажного отпечатка. Используется для точной регулировки минилабораторий.

Держатель негатива (Negative Holder) - устройство, предназначенное для фиксации положения негатива в увеличителе в процессе печати или в сканере.

Диафрагма - устройство, отграничивающее прохождение света через объектив (регулируется отверстие объектива). Величина светового потока характеризуется диафрагменным числом - 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32. Смежные значения отличаются в 1,41 раза, при этом световой поток - в 2 раза. Чем больше величина диафрагменного числа, тем меньше света попадает на пленку и наоборот. Диафрагменное число при котором через объектив проходит максимальное количество света, называют светосилой объектива.

Диапазон фокусировки (Focus Range) - диапазон, в пределах которого фотоаппарат способен фокусировать изображение выбранного объекта. Например, от 1,2 м до бесконечности.

Диафрагменное число "f" - число, указывающее на размер диафрагменного отверстия объектива фотоаппарата с ручным управлением. Значения f - f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16 и f/22. Чем больше число f, тем меньше отверстие объектива. В этом ряду значение f/1,4 соответствует наибольшему отверстию объектива, а f/22 - наименьшему. Эти числа называются также ступенями диафрагмы. В сочетании со значениями выдержки они являются параметрами экспозиции.

Динамический диапазон - термин, известный также как диапазон плотностей, показывает диапазон оттенков в оригинале, которые может различить сканер, от абсолютно прозрачного до полностью непрозрачного. Диапазон плотностей измеряется по логарифмической шкале от 0,0 до 4,0. Если Ваш сканер имеет диапазон плотностей 3,0, а сканируемый слайд обладает максимальной плотностью 3,3, то детали цветов плотностью свыше 3,0 скорее всего окажутся черными.

Длительная выдержка - продолжительная выдержка, длительность которой определяется секундами или минутами. Позволяет делать ночные снимки.

Естественное освещение - 1) свет, освещающий объект в данный момент. Естественное освещение объекта без участия фотографа. 2) Естественный свет. Строго говоря, естественное освещение представляет собой излучаемый или отраженный от любых источников свет - от луны до солнца. Применительно к фотографии, естественный свет - это тот свет, который в данный момент освещает снимаемую сцену. Источником естественного света могут быть комнатные светильники, люминесцентные лампы, неоновые огни, свечи, дневной свет из окон, сумеречный свет вне помещения или лунный свет.

Естественные фотографии - фотографии людей, сделанные чаще всего так, что объект съемки не знает, что его снимают. Такие фотографии, как правило, более непосредственны, чем те, в которых люди позируют перед объективом.

ЖК-индикатор (LCD panel) - на жидкокристаллическом дисплее, расположенном на верхней панеле фотоаппарата отображается информация о количестве оставшихся кадров, о состоянии и режиме работы вспышки и выбранном формате кадра.

Заполняющий свет - дополнительный свет от лампы, фотовспышки или отражателя, используемый для смягчения (высветления) теней или темных участков изображения, созданных очень ярким основным светом. Если для создания такого света используется фотовспышка, то режим называется "заполняющей вспышкой" (fill-in flash).

Засветка - потемнение негатива и фотографии или обесцвечивание цветного слайда, обусловленное следующими факторами:

1. воздействием постороннего света на фотоэмульсию;

2. взаимодействием кислорода воздуха с фотоэмульсией в процессе проявления;

3. перепроявлением;

4. использованием пленки или фотобумаги по окончании срока годности;

5. хранением пленки и/или фотобумаги в условиях повышенной температуры и влажности.

Затвор - пластинки, шторка или другая движущаяся перегородка, управляющая световым потоком, поступающим на пленку.

Затенение - перекрывание части светового пучка от увеличителя во время экспонирования фотобумаги с целью высветления некоторых участков изображения.

Зеркальный фотоаппарат - фотоаппарат, в котором снимаемая сцена наблюдается через съемочный объектив.

Зернистость - дискретная или гранулярная структура, проявляющаяся на негативе, фотографии или слайде. С увеличением светочувствительности пленки и степени увеличения зернистость усиливается.

Золотое сечение - одно из самых важных правил композиции. Наиболее важный элемент изображения, располагается на расстоянии примерно 1/3 по высоте или ширине кадра от его границы. Подробнее смотри главу "Правила композиции".

Зум (zoom) - фотообъектив, позволяющий в определенных пределах плавно изменять фокусное расстояние, как бы приближая или удаляя объект съемки. Фактически, такой объектив заменяет одновременно несколько объективов.

Замер экспозиции - Общий (Evaluative) - замер считывает показания освещенности со всех сенсоров и сравнивает полученные результаты с базой данных, основанной на изучении большого количества проверенных композиций кадра. Точечный (Spot) - замер экспозиции оценивает освещенность по небольшому участку в центре кадра. Центрально-взвешенный (Centre-Weighted) - в чем-то схож с общим, т.е. информация об освещенности собирается со всех датчиков, но преимущество в определении экспозиции отдается центральной группе. Матричный (сегментный, сотовый) замер - сложная система замера экспозиции, использующая многосегментный сенсор.

Индексный отпечаток (Photo File Index Print) - небольшой по формату отпечаток, на котором собраны уменьшенные позитивные изображения каждого кадра пленки снабженные номерами. Такой отпечаток облегчает поиск нужного кадра и оформление заказа на изготовление дополнительных отпечатков выбранных кадров.

Кадрирование - выбор границ и формата изображения, имеющегося на негативе или слайде. Используется, как правило, для получения более гармоничного в визуальном отношении изображения. Может также относиться к процессу размещения объектов в поле зрения видоискателя.

Кадрирующая рамка - устройство для удерживания фотобумаги в расправленном (плоском) состоянии в процессе экспонирования. Обычно оснащается подвижными металлическими линейками для кадрирования (ограничения границ экспонируемой части кадра).

Кассета - светонепроницаемое устройство цилиндрической формы, в котором помещается пленка. Установка и извлечение кассеты из фотоаппарата производится на свету.

Композиция - гармоничное размещение объектов снимаемой сцены, при котором основной объект, элементы переднего плана и фона расположены в соответствии с требованиями визуальной гармонии.

Конденсорный увеличитель - увеличитель, в котором негатив освещен жестким нерассеянным светом, обеспечивающим высококонтрастное и очень резкое изображение на отпечатке. Любые царапины и недостатки на поверхности негатива при таком освещении усиливаются.

Конденсорный увеличитель с рассеивающим тубусом - фотоувеличитель, сочетающий рассеянное освещение с конденсорной системой. Обеспечивает более контрастное изображение с четкой проработкой деталей, чем увеличитель с рассеивающим осве

Наши рекомендации