Раздел I. Немое кино (1895-1929)

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО КИНО

Раздел I. Немое кино (1895-1929)

Раздел II. Кино Европы и США в 1929-1945 годах

РАЗДЕЛ I. Немое кино (1895-1929).

Практическое занятие № 1

Тема 1: Введение

Цель:Охарактеризовать технические и эстетические предпосылки рождения кинематографа.

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Какие технические изобретения предшествовали появлению синематографа?

2. Эстетические предпосылки появления кинематографа? Достижения в области литературы, театра, живописи?

3. Как назывался аппарат – «кинотеатр для одного человека»?

4. Кто и когда организовал первый кинопоказ?

Практическое занятие № 2

Тема 2: Зарождение и формирование кинематографии

Цель:Раскрыть особенности ранних фильмов бр. Люмьер, Ж. Мельеса, первых комиков.

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Чем занимались братья Люмьер до того как устроили публичный кинопоказ?

2. Первые фильмы Люмьер? Их особенность?

3. Какой фильм братьев Люмьер считается постановочным и зачатком кинокомедии?

4. Как назывался театр, которым руководил Ж. Мельес?

5. Скорость прохождения фильмов во времена Ж. Мельеса?

6. Логотип студии Мельеса?

7. Год создания фильма «Путешествия на Луну»?

8. В каком фильме Ж. Мельес жонглирует собственной головой?

9. Как назывался жанр, придуманный Ж. Мельесом для своих фильмов?

10. Назовите несколько видов съемок, которые применялись в фильме «Путешествие на Луну» и которые используются до сих пор?

11. Одна из первых женщин-кинорежиссеров, работавшая на студии «Гомон»?

12. Один из первых французских комиков, использовавший прием механического комизма?

13. В чем особенность экранного персонажа М. Линдера?

14. Фильм с участием М. Линдера – вольная экранизация романа А.Дюма?

15. Как называется один из самых известных фильмов, созданных на студии «Фильм д’Ар», с участием актеров «Комеди Франсез»?

Список основных фильмов:

«Прибытие поезда на вокзал Ля Сиота» (1895, реж. бр. Люмьер);

«Политый поливальщик» (1895, реж. бр. Люмьер);

«Выход рабочих с фабрики Люмьеров» (1985, реж. бр. Люмьер);

«Покидая Иерусалим» (1899, реж. бр. Люмьер);

«Разрушение стены» (1895, реж. бр. Люмьер);

«История одного преступления» (1901, реж. Ф. Зекка);

«Путешествие на Луну» (1902, реж. Ж. Мельес);

«Меломан» (1903, реж. Ж. Мельес);

«Живые карты» (1904, реж. Ж. Мельес);

«Электрический отель» (1908, реж. С. де Шомон);

«Как Кретинетти расплатился с долгами» (1909, реж. А.Дид);

«Будни соломенного вдовца» (1908, реж. М. Линдер).

Список дополнительных фильмов:

«Дьявольский кек-уок» (1903, реж. Ж. Мельес);

«Дьявольский жилец» (1908, реж. Ж. Мельес);

«Жизнь и страдания Иисуса Христа» (1903, реж. Ф. Зека);

«Макс учится кататься на коньках» (1905, реж. М. Линдер);

«Золотой жук» (1907, реж. Ф. Зека);

«Японские бабочки» (1908, реж. С. де Шомон);

«Убийство герцога де Гиза» (1908, реж. Ш. ле Баржи, А. Кальмет);

«Становление американского гражданина» (1912, реж. А.Ги);

«Фантомас» (1913, реж. Л. Фейад);

«Механический человек» (1921, реж. А.Дид);

«Три пройдохи» (1922, реж. М. Линдер).

Практическое занятие № 3

Тема 3.Кинематограф Италии

Цель:Определить особенности ранних итальянских фильмов (жанр, пластические решения, актеры).

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Когда состоялся первый кинопоказ в Италии?

2. Где размещались центры кинопроизводства в Италии?

3. Основные жанры раннего итальянского кино.

4. Назовите ведущих режиссеров этой поры и их фильмы?

5. Один из первых французских комиков, с 1908 г. работавший в Италии?

6. Какое влияние на мировой кинематограф оказал фильм «Кабирия»?

7. В чем особенность итальянских кинодив? Их влияние на другие кинематографии?

Список основных фильмов:

«Камо грядеши?» (1912, реж. Э. Гуаццони);

«Кабирия» (1914, реж. Д. Пастроне);

«Ассунта Спина» (1915, реж. Г. Серена, Ф. Бертини).

Список дополнительных фильмов:

«Нерон, или Падение Рима» (1909, реж. Л. Маджи);

«Падение Трои» (1910, реж. Д. Пастроне);

«Ад» (1911, реж. Ф. Бертолини, А. Падован, Д. ди Лигоро);

«Агриппина» (1911, реж. Э. Гуаццони).

Практическое занятие № 4

Практическое занятие № 5

Тема 5. Кинематограф Дании

Цель:Определить особенности развития раннего творчества У. Гада и К.Т. Дрейера.

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Когда состоялся первый кинопоказ в Дании?

2. В чем особенности развития датского кинематографа?

3. Творческий тандем У. Гад – А. Нильсен: фильмы, роли, жанровые особенности.

4. Особенность творчества К.Т. Дрейера в немой период?

5. В чем причины упадка датского кино?

Список основных фильмов:

«Бездна» (1910, реж. У. Гад);

«Страсти Жанны Д’Арк» (1928, реж. К. Т. Дрейер).

Список дополнительных фильмов:

«Жизнь евангелиста» (1915, реж. Хольгер-Мадсен);

«Слепое правосудие» / «Ночь мщения» (1915, реж. Б. Кристенсен);

«Президент» (1919, реж. К. Т. Дрейер);

«Однажды» (1922, реж. К. Т. Дрейер);

«Ведьмы» (1922, реж. Б. Кристенсен);

«Гамлет» (1921, реж. С. Гейд, Х. Шелл).

Практическое занятие № 6

Тема 6. Кинематограф США

Цель:Охарактеризовать особенности развития раннего американского кино, творчества Э. Портера, Д.У. Гриффита, комедий М. Сеннета и его актеров.

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Как назывался первый американский вестерн? В каком году был снят фильм?

2. Как назывался фильм Э.С. Портера – один из первых фильмов, в котором применен параллельный монтаж?

3. Когда состоялся режиссерский дебют Д.У. Гриффита?

4. Сколько лет Гриффит проработал на "Байограф"?

5. Первый п/м фильм Д.У. Гриффита?

6. Как назывался роман, по которому поставлен фильм "Рождение нации"?

7. В каком фильме Гриффита героиня делает себе искусственную улыбку?

8. Какую знаменитую мелодию использовал Д.У. Гриффит в "Рождении нации"?

9. Какой фильм Д.У. Гриффита спровоцировал массовые беспорядки?

10. Какой фильм Д.У. Гриффита сюжетно строился из 4-х больших эпизодов?

11. В каком из эпизодов "Нетерпимости" героиню зовут Девушка с гор?

12. В каком из эпизодов "Нетерпимости" девушку зовут Кареглазка?

13. Какой эпизод "Нетерпимости" оканчивается хэппи-эндом?

14. Постоянный оператора Д.У. Гриффита?

15. В каком фильме Гриффита в центре повествования любовь юной девушки и китайца?

16. В каком фильме Гриффита героиню уносит к водопаду отколовшаяся льдина?

17. Как называлась первая комедия студии «Кистоун»?

18. Кто был создателем студии «Кистоун»?

19. Охарактеризуйте сеннетовскую комедию.

20. Первый фильм с участием Ч. Чаплина?

21. В каком фильме впервые появился образ Бродяги?

22. Режиссерский дебют Чаплина?

23. Самый автобиографичный фильм Чаплина?

24. Самый нетипичный фильм Чаплина, в котором у него нет главной роли?

25. Как называлась кинокомпания, образованная «четверкой великих», куда входил и Чаплин?

Список основных фильмов:

«Большое ограбление поезда» (1903, реж. Э.С. Портер);

«Рождение нации» (1915, реж. Д.У. Гриффит);

«Нетерпимость» (1916, реж. Д.У. Гриффит);

«Бродяга» (к/м, 1915, реж. Ч.Чаплин);

«Собачья жизнь» (к/м, 1918, реж. Ч.Чаплин);

«Малыш» (1921, реж. Ч.Чаплин);

«Золотая лихорадка» (1925, реж. Ч.Чаплин).

Список дополнительных фильмов:

«Жизнь американского пожарного» (1903, реж. Э.C. Портер);

«Клептоманка» (1905, реж. Э.С. Портер);

«Любовь, крах и ограбление» (1915, реж. М. Сеннет);

«Сломанные побеги» (1919, реж. Д.У. Гриффит);

«Детские автогонки в Венисе» (к/м, 1914, реж. Г. Лерман);

«Его новая работа» (к/м, 1915, реж. Ч.Чаплин);

«На плечо!» (ср/м, 1918, реж. Ч.Чаплин);

«Парижанка» (1923, реж. Ч.Чаплин).

Практическое занятие № 7

Практическое занятие № 8

Практическое занятие № 9

Практическое занятие № 10

Практическое занятие № 11

Практическое занятие № 12

Практическое занятие № 13

Практическое занятие № 14

Практическое занятие № 15

Практическое занятие № 16

Практическое занятие № 17

Практическое занятие № 18

Практическое занятие № 19

Практическое занятие № 20

Тема 20. Кинематограф Италии после Второй мировой войны:

Цель:Охарактеризовать итальянскийнеореализм, его специфику, особенности творчества ведущих режиссеров и актеров направления.

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Хронологические рамки итальянского неореализма?

2. Какие фильмы считаются истоком неореализма?

3. Охарактеризуйте итальянский неореализм.

4. В чем разница между итальянской и американской версиями экранизаций романа «Почтальон всегда звонит дважды»?

5. Какой фильм считается манифестом неореализма?

6. Режиссер, большинство фильмов которого поставлено по сценариям Ч. Дзаваттини?

7. Как назывался фильм Р. Росселлини, действие которого разворачивается в послевоенной Германии?

8. Первый цветной фильм Л.Висконти?

9. Популярный актерский дуэт, исполнители главных ролей в фильмах В. Де Сика «Вчера, сегодня, завтра», «Брак по-итальянски», «Подсолнухи»?

10. Как назывался фильм Л.Висконти, герои которого говорят на сицилийском диалекте?

11. В каком фильме Л.Висконти заметен отход от принципов неореализма?

12. В каком фильме Ф.Феллини нарушает привычное повествование и сочетает сны, детские воспоминания героя с персонажами его незавершенного фильма?

13. Кто из итальянских режиссеров известен как постановщик «тетралогии отчуждения»?

14. Вклад неореализма в мировой кинематограф?

15. Какое направление пришло на смену неореализму?

16. Основные мотивы творчества П.П. Пазолини?

Список основных фильмов:

«Одержимость»(1943, реж. Л.Висконти);

«Рим – открытый город»(1945, реж. Р.Росселлини);

«Похитители велосипедов» (1948, реж. В. Де Сика);

«Самая красивая» (1951, реж. Л.Висконти);

«Дорога» (1954, реж. Ф. Феллини);

«Ночи Кабирии» (1957, реж. Ф. Феллини);

«Затмение» (1962, реж. М.Антониони);

«8 ½» (1963, реж. Ф.Феллини);

«Blowup» / «Фотоувеличение» (1966, реж. М. Антониони);

«Мама Рома» (1962, реж. П.П. Пазолини);

Список дополнительных фильмов:

«Пайза» (1946, реж. Р.Росселлини);

«Трагическая охота» (1947, реж. Дж. Де Сантис);

«Земля дрожит» (1948, реж. Л.Висконти);

«Умберто Д.» (1952, реж. В.Де Сика);

«Крыша» (1956, реж. В. Де Сика);

«Крик» (1957, реж. М.Антониони);

«Приключение» (1960, реж. М. Антониони);

«Генерал Дела Ровере» (1959, реж. Р.Росселлини);

«Рокко и его братья» (1960, реж. Л.Висконти);

«Чочара» (1960, реж. В. Де Сика);

«Сладкая жизнь» (1960, реж. Ф. Феллини);

«Брак по-итальянски» (1964, реж. В. Де Сика);

«Красная пустыня» (1964, реж. М. Антониони);

«Амаркорд» (1973, реж. Ф. Феллини);

«Свинарник» (1969, реж. П.П. Пазолини);

Практическое занятие № 21

Практическое занятие № 22

Тема 22. Кинематограф ФРГ

Цель:Охарактеризовать «Новое кино» Германии, особенности творчества ведущих режиссеров направления.

Вопросы для проверки усвоенного материала:

1. Возрождение кинематографии на территории нового государства – ФРГ.

2. Каковы темы и герои фильмов послевоенных лет?

3. Отражение войны и ее последствий в фильмах 1940-50-х гг.

4. Появление жанрового начала в фильмах 1950-60-х гг.

5. Кризис кинематографии, появление Нового кино.

6. Хронологические рамки Нового кино.

7. Первый период Нового кино: «воспитание» зрителя, фильмы, их авторы.

8. Социальная и политическая направленность в немецком кино

1960-70-х гг.

9. Второй период Нового кино: появление авторского кинематографа.

10. Авторский кинематограф Р. В. Фассбиндера: тематика, стилистика, герои.

11. Особенности авторского мира в фильмах В. Херцога и В. Вендерса.

Список основных фильмов:

«Убийцы среди нас» (1946, реж. В. Штауде);

«Капитан из Копёника» (1956, реж. Х. Койтнер);

«Артисты под куполом цирка: беспомощны» (1968, реж. А. Клюге);

«Хроника Анны-Магдалены Бах» (1968, реж. Ж.-М. Штрауб, Д. Юйе);

«Молодой Тёрлесс» (1966, реж. Ф. Шлёндорф);

«Али: Страх съесть душа» (1974, реж. Р. В. Фассбиндер);

«Замужество Марии Бараун» (1978, реж. Р.В. Фассбиндер);

«Агирра, гнев божий» (1972, реж. В. Херцог);

«Алиса в городах» (1973, реж. В. Вендерс);

Список дополнительных фильмов:

«Дальнейшее – молчание» (1959, реж. Х. Койтнер);

«Роза для прокурора» (1959, реж. В. Штауде);

«Чудо Малахиаса» (1960, реж. Б. Викки);

«Непримирившиеся, или где правит насилие, помогает только насилие» (1965, реж. Ж.-М. Штрауб, Д. Юйе);

«Прощание с прошлым» (1966, реж. А. Клюге);

«Поруганная честь Катарины Блюм» (1975, реж. Ф. Шлёндорф);

«Кулачное право свободы» (1975, реж. Р.В. Фассбиндер);

«Лили Марлен» (1981, реж. Р.В. Фассбиндер);

«Каждый за себя, и Бог против всех» (1974, реж. В. Херцог);

«Американский друг» (1977, реж. В. Вендерс).

Практическое занятие № 23

Практическое занятие № 24

Практическое занятие № 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Иоскевич Я. Сто лет аудиовизуальной культуры Франции. Ч. II. Кино, телевидение, видео (видеоарт), начало сетевого искусства (1939-1995). – СПб., 2011.

2. Капрелова М.Б. Ирреальное на экране: от сновидений к виртуальности. – СПб.: СПбГУКиТ, 2014.

3. Комм Д. Формулы страха. Введение в историю и теорию фильма ужаса. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012.

4. Разлогов К.Э. Мировое кино. История искусства экрана. – М.: Эксмо, 2013.

5. Разлогов К.Э. Планета кино. – М.: Эксмо, 2015.

Дополнительная:

6. 50 фильмов киностудии ДЕФА. Сборник. – М.: Искусство, 1976.

7. Авенариус Г. Чарльз Спенсер Чаплин. – М.: Изд-во Академии Наук, 1959.

8. Айснер Л. Демонический экран. – М.: RosebudPublishing, 2010.

9. Ален Рене. Сб./ Сост. Л. Завьялова. – М.: Искусство, 1982.

10. Антониони об Антониони. – М.: Радуга, 1986.

11. Асенин С. Фантастический киномир Карела Земана. – М.: Искусство, 1979.

12. Асенин С. Иржи Трнка – тайна кинокуклы. – М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1982.

13. Асенин С.Йон Попеску-Гопо. Рисованный человечек и реальный мир. – М.: Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986.

14. Бергман о Бергмане. – М.: Радуга, 1985.

15. Бергман И. Латерна магика. - М.: Искусство, 1989.

16. Бискинд П. Беспечные ездоки, бешеные быки. – М.: АСТ, 2007.

17. Божович В. Современные западные режиссёры. - М., 1972.

18. Богемский Г. Витторио Де Сика. – М.: Искусство, 1963.

19. Брессон Р. Записки о кинематографе. – М.: Музей кино, 1990.

20. Бунюэль о Бунюэле. – М.: Радуга, 1989.

21. Васильченко А. В. Прожектор доктора Геббельса. Кинематограф Третьего рейха. – М.: Вече, 2010.

22. Вендерс В. Логика изображения. – СПб.: B&K, 2003.

23. Виноградов В. В. Стилевые направления французского кинематографа. – М.: КАНОН+, 2010.

24. Виноградов В. В.Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или "Мертвецы в отпуске". – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2012.

25. Гиш Л. Кино, Гриффит и я. – М.: Искусство, 1974.

26. Дарахвелидзе Г. Ландшафты сновидений. Кинематограф Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера. Том 1. – М.: Глобус-Пресс, 2008.

27. Добротворский С.Н. Кино на ощупь: Сб. статей. 1990-1997 гг. Изд. 2-е, доп. – СПб.: СЕАНС, 2005.

28. Дорошевич А. Полвека британского кино. Очерки. – М.: НИИ киноискусства, 2008.

29. Дунаевский А., Генералов Д. Голливуд. Новые короли. – СПб.: Спика, 1997.

30. Дунаевский А. «Оскар»: неофициальная история премии. – СПб.: Амфора, 2009.

31. Дунаевский А. Элиа Казан. Кино по Станиславскому. – СПб.: Глобус-Пресс, 2004.

32. Жан Виго. Сборник – М.: Искусство, 1979.

33. Жанкола Ж.-П. Кино Франции. Пятая республика (1958-1978). – М.: Радуга, 1984.

34. Жежеленко М., Рогинский Б. Мир Альфреда Хичкока. – М.: НЛО, 2006.

35. Звёзды немого кино. Сборник. – М.: Искусство, 1968.

36. Из истории французской киномысли. Немое кино, 1911-1933: Пер. с французского /Сост., перевод, вступ. статьи к разделам М.Б. Ямпольского / Вступ. Ст. С. Юткевича. – М.: Искусство, 1988.

37. Иоскевич Я. Б. Сто лет аудиовизуальной культуре Франции. Ч. I. Становление кинокультуры (1895-1939). – СПб.: РИИИ, 2009.

38. История зарубежного кино. Т. 3. Кино стран социализма. – М.: Искусство, 1981.

39. Кальтбаум А. Звёзды и фильмы. – Лодзь, 1966.

40. Караганов А. В. Первое столетие кино: Открытия. Уроки. Перспективы. М.: Материк, 2006.

41. Карцева Е.Н.Вестерн. Эволюция жанра. – М.: Искусство, 1976.

42. Карцева Е.Н. Голливуд: контрасты 70-х. - М., 1987.

43. Карцева Е.Н.Легенды и реалии. История американского уголовного фильма. – М.: Материк, 2004.

44. Кино Великобритании. Сб. статей. – М.: Искусство, 1970.

45. Кино Италии: Неореализм. – М.: Искусство, 1989.

46. Кино Югославии. Сборник. – М.: Искусство, 1978.

47. Китон Б., Самуэльс Ч. Мой удивительный мир фарса. – М.: ОАО «Радуга», 2002.

48. Клер Р. Размышление о киноискусстве. – М.: Искусство, 1958.

49. Клюге А. Хроника чувств. – М.: НЛО, 2004.

50. Колодяжная В. Уильям Уайлер. – М.: Искусство, 1976.

51. Комаров С. История зарубежного кино. Немое кино. – М.: Искусство, 1965.

52. Комики мирового экрана. Сборник. – М.: Искусство, 1966.

53. Коттрелл Д. Лоренс Оливье. – М.: Радуга, 1985.

54. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера. - М.: Искусство, 1977.

55. Краснова Г. В. Кино ФРГ. – М., 1987.

56. Краснова Г. В. Завоевание Голливуда. Европейцы на бульваре Сансет. – М.: НИИ киноискусства, 2010.

57. Кривуля Н. Ожившие тени волшебного фонаря. – Краснодар: Аметист, 2006.

58. Кронин П. Знакомьтесь – Вернер Херцог. – М.: Rosebud Publishing, 2011.

59. Лидзани К. Итальянское кино. – М.: Искусство, 1956.

60. ЛеннигА. Штрогейм. – М.:RosebudPublishing, 2012.

61. Лепроон П. Современные французские кинорежиссёры. – М.: Изд-во Иностранной литературы, 1960.

62. Маркулан Я. Кино Польши. – Л.-М.: Искусство, 1967.

63. Маркулан Я. Кинодетектив. – Л.: Искусство, 1975.

64. Муратов Л. Итальянский экран. – Л.: Искусство, 1971.

65. Неделин В. Стэнли Креймер. – М.: Искусство, 1970.

66. Немешкюрти И. История венгерского кино. – М., 1969.

67. Нильсен А. Безмолвная муза. – Л.: Искусство, 1971.

68. Паркинсон Д. Кино. – М.: РОСМЭН, 1996.

69. Пазолини П.П. Теорема. – М.: Ладомир, 2000.

70. Ренуар Ж. Моя жизнь и мои фильмы. – М.: Искусство, 1981.

71. Рифеншталь Л. Мемуары. – М.: Ладомир, 2006.

72. Рокотов В. Голливуд. От «Унесённых ветром» до «Титаника». – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

73. Роберт Флаэрти. Статьи. Свидетельства. Сценарии. – М.: Искусство, 1980.

74. Рубанова И. Конрад Вольф. – М.: Искусство, 1976.

75. Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. – М.: Изд-во Иностранной литературы, 1957.

76. Сичилиано Э. Жизнь Пазолини. – М.: Лимбус Пресс, 2012.

77. Соловьёва И. Кино Италии (1945-1960). Очерки. – М.: Искусство, 1961.

78. Сокольская А.Л. Марсель Карне. – Л., 1970.

79. Ступников И.Алек Гиннес – СПб.: Изд-во Европейского дома, 1994.

80. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. – М.: Искусство, 1966.

81. Теплиц Е. Итальянское кино в тени Д’Аннунцио // Теплиц Е. История киноискусства. Т.1-2.- М., 1968.- С. 60-67.

82. Трауберг Л. Мир наизнанку. – М.: Искусство, 1984.

83. Трошин А. Иштван Сабо. Темы и вариации. – М.: Музей кино, Эйзенштейн-центр, 2008.

84. Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку. – М., 1996.

85. Трюффо о Трюффо. – М.: Радуга, 1987.

86. Трюффо Ф. Кинематограф по Хичкоку. – М., 1996.

87. Феллини Ф. Делать фильм. – М.: Радуга, 1984.

88. Феллини о Феллини. – М.: Радуга, 1988.

89. Феррара Д. Новое итальянское кино. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1959.

90. Филиппов С. Киноязык и история. Краткая история кинематографа и киноискусства. – М.: Клуб «Альма Анима», 2006.

91. Французское киноискусство. Сборник статей. – М.: Искусство, 1960.

92. Форман М., Новак Я. Круговорот. – М.: Вагриус, 1999.

93. Франсуа Трюффо: Сб./ Сост. И. Беленький. – М.: Искусство, 1985.

94. Уэллс О., Богданович П. Знакомьтесь – Орсон Уэллс. – М.: Rosebud Publishing, 2011.

95. Уэллс об Уэллсе. – М.: Радуга, 1990.

96. Ханиш М.О песнях под дождем. - М.: Радуга, 1984.

97. Ханютин Ю. Реальность фантастического мира. – М.: Искусство, 1977.

98. Хлыстунова С. В. Специальные эффекты в зарубежном кинематографе: этапы истории. – СПб.: РИИИ, 2012.

99. Чаплин Ч. Как заставить людей смеяться. – М.: АСТ, 2008.

100. Чезаре Дзаваттини. – М.: Искусство, 1982.

Справочники и энциклопедии:

101. 650 фильмов, изменивших мир. – М.: «Компания Афиша», 2013.

102. Актерская энциклопедия. Кино Европы. – М.: НИИ киноискусства, 2009.

103. Басенко В. 100 режиссёров итальянского кино. Биофильмографический справочник. – М.: Киновек, 2012.

104. Бейли К. Кино: Фильмы, ставшие событиями. – СПб.: Академический проект, 1998.

105. Берген Р. Кино. – М.: Астрель, 2008.

106. Великие кинозвезды ХХ века /Автор-составитель И. И. Граблевская. – М., 2001.

107. Елисеева Т. Режиссёры польского кино. – М.: Материк, 2007.

108. Кино Европы. Режиссерская энциклопедия. – М.: Материк, 2002.

109. Кино США. Режиссерская энциклопедия. – М.: Материк, 2002.

110. Кино: Энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1986.

111. Кинорежиссёры Скандинавии. Биофильмографический справочник. – М.: НИИ киноискусства, 1996.

112. Лурселль Ж. Авторская энциклопедия фильмов: в 2-х томах. – М., 2009.

113. Мусский И.А. 100 великих зарубежных фильмов. – М.: Вече, 2006.

114. Соловьев В. Кинокомедия ХХ века. 175 любимых актёров. – М.: Фонд Столярова, 2007.

115. Тарасенко Л.Г., Чекалин Д.Г. Кинозрелища и киноаттракционы. Справочник. – М.: Парадиз, 2003.

116. Словарь французского кино. – Минск: Пропилеи, 1998.

117. Энциклопедия кино Европы. Фильмы. – М.: НИИ киноискусства, 2009.

118. Энциклопедия кино США. Актеры. – М.: Материк, 2003.

119. Энциклопедия кино США. Фильмы. – М.: Материк, 2007.

Интернет-ресурсы

www. imdb.com (на англ. яз.)

www. allmovie.com (на англ. яз.)

www.kinoart.ru

www.kinozapiski.ru

www.kinokadr.ru

www.kinoexpert.ru

www.kinoteca.ru

www.kinote.info

www.seance.ru


СПИСОК АКТЁРОВ

РазделI. Немое кино (1895-1929)   Макс Линдер Лида Борелли Франческа Бертини АстаНильсен ЛилианГиш Мэри Пикфорд Дуглас Фэрбэнкс Рудольф Валентино Фрэд Нибло Глория Свенсон Луиза Брукс Чарльз Чаплин Бастер Китон Гарольд Ллойд Гарри Ленгдон Конрад Фейдт Вернер Краусс Бригитта Хельм Эмиль Яннингс   Раздел II. Кино Европы и США в 1929-1945 годах   Марлен Дитрих Грета Гарбо Кларк Гейбл Джеймс Кегни Гэри Купер Бэтт Дэвис Рита Хейворт Барбара Стейнвик Джон Уэйн Фред Астер Джуди Гарланд Питер Лорре Джин Келли Вивьен Ли Лоренс Оливье Хамфри Богарт Ингрид Бергман Генри Фонда Жан Габен Жан Марэ Мишель Морган Мария Казарес Мишель Симон     Раздел III. Зарубежный кинематограф после Второй мировой войны   Жерар Филип Жан-Поль Бельмондо Катрин Денёв БрижитБардо Жанна Моро Ален Делон Софи Лорен Марчелло Мастроянни Клаудиа Кардинале Анна Маньяни Моника Витти Ричард Бартон Том Кортни ДиркБогард Роми Шнайдер Ханна Шигула Клаус Кински Збигнев Цибульский Даниэль Ольбрыхский Ян Верих Лив Ульман Ингрид Тулин Макс фон Сюдов Грегори Пек Одри Хёпберн Мэрилин Монро Элизабет Тейлор Джеймс Дин Марлон Брандо Пол Ньюман  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методические рекомендациипризваны помочь будущим специалистам кино и телевидения освоить предмет «История зарубежного кино», и способствуют закреплению навыков дальнейшего освоения материала, оставшегося за рамками аудиторных часов и самостоятельной работы,отведённой в течение одного года на изучение дисциплины.Учитывая пройденный материал, ориентируясь по указанным в названиях разделами темам, студенты смогут самостоятельно прорабатывать материал, находящийся за пределами курса.

Курс «История зарубежного кино» не отражает всей истории развития киноискусства за рубежом; к примеру, в нём опущено (из-за ограниченных временных рамок) рассмотрение некоторых европейских кинематографий. Вместе с тем,поставлена цель максимально углублённо познакомить будущих специалистов кино и телевидения с важными вехами и тенденциями в развитии кино как искусства. Для достижения этой цели в рамках годичного курса рассматривается наиболее значительные зарубежные кинематографии: США, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Швеции, стран Восточной Европы. Обращаясь к этим кинематографиям, можно проследить основные закономерности и процессы развития мирового киноискусства на протяжении всего периода его истории.

В соответствии с данными методическими рекомендациями, студент должен знать основные вехи в истории зарубежного кино, уметь анализировать произведения зарубежного киноискусства, творчество режиссёрови актёров как немого, так и звукового кино.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО КИНО

Раздел I. Немое кино (1895-1929)

Наши рекомендации