Проективная методика «Человек под дождем»

Оопросник для оценки межличностных отношений в коллективе и индекса групповой сплоченности

Цель: определение особенностей взаимоотношений в коллективе и индекса групповой сплоченности.

Инструкция: отвечая на вопросы теста, выберите один из четырех возможных вариантов ответа.

1. Как бы Вы оценили свою принадлежность к коллективу?

а) чувствую себя членом коллектива;

б) участвую в делах коллектива;

в) не чувствую себя членом коллектива;

г) предпочитаю быть отдельно от других членов коллектива.

2. Удовлетворены ли Вы отношением к Вам товарищей?

а) полностью удовлетворен;

б) удовлетворен;

в) недостаточно удовлетворен;

г) совершенно не удовлетворен.

3. Если бы Вам представилась возможность, перешли бы Вы в другой коллектив?

а) однозначно нет;

б) скорее всего, остался бы в этом коллективе;

в) скорее, перешел бы, чем остался;

г) охотно перешел бы в другой коллектив.

4. Какие взаимоотношения сложились в Вашем коллективе?

а) лучше, чем в большинстве других коллективах, как мне кажется;

б) вероятно, такие же, как и в большинстве других коллективов;

в) хуже, чем в других коллективах;

г) считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других коллективах.

5. Как Вы считаете, сложились ли в Вашем коллективе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?

а) однозначно да;

б) скорее да, чем нет;

в) скорее нет, чем да;

г) однозначно нет.

Обработка данных

Каждый ответ оценивается в соответствии с выбранным вариантом:

«а» – 4 балла,

«б» — 3 балла,

«в» — 2 балла,

«г» — 1 балл.

Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный диапазон тестового балла от 5 до 20. Высокий общий показатель суммы может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в коллективе и высоком индексе групповой сплоченности, и наоборот.

Если Вы не удовлетворены результатом,— обратитесь еще раз к вопросам теста, получившим в ответах наименьший балл, и попробуйте проанализировать причины, вызвавшие столь низкую оценку. Подумайте, как можно устранить эти причины, поскольку они могут привести к более серьезной ситуации во взаимоотношениях — к ситуации конфликта.

Ссоры, размолвки, серьезные разногласия между людьми, вызванные какими-либо противоречиями, к сожалению, воз­никают довольно часто. Однако при всем разнообразии конфликтов есть и универсальное средство против них, заклю­чающееся в познании уровня своей конфликтности, собственного стиля поведения в конфликтных ситуациях, понимании причин разногласий, а также овладении навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях.




ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ГРУППЕ

ДИАГНОСТИКА ПРИНЯТИЯ ДРУГИХ

(по шкале Фейя)

Инструкция. Внимательно прочитайте (прослушайте) суждения опросника. Варианты ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Если вы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе и других людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

5 - практически всегда;

4 - часто;

3 - иногда;

2 - случайно;

1 - очень редко.

Опросник

1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.

2. Мне нравятся люди, с которыми я знаком(а).

3. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.

4. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качеством.

5. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.

6. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода.

7. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.

8. Люди думают только о себе.

9. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.

10. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.

11. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.

12. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.

13. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.

14. Мне нравится быть с другими людьми*.

15. Большинство людей глупы и непоследовательны.

16. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*,

17. Каждый хочет быть приятным для другого*.

18. Чаще всего люди недовольны собой.

Тест 12 квадратов

Инструкция простая: нужно закончить рисунок в каждом квадрате.

Можете сохранить картинку и рисовать ее в любой графической программе, либо распечатать и рисовать ручками, карандашами (если захотите вставить свой результат - то достаточно будет его сфотографировать или отсканировать). Не переходите к результатам пока не нарисуете, так же не желательно смотреть чужие результаты...

Общительность.

Если присутствуют объекты (чем больше, тем лучше), то это говорит об общительности человека. Чем больше элементов внутри, тем больше потребность в общении. Если нет палочек, то это говорит об открытости.

Если сюжета нет, то это говорит о замкнутости, ограниченности, капризности, меланхолии.

Сексуальные отношения.

Если нарисовано дерево, то это говорит о том, что сексуальные отношения связаны с браком, с семьей, а если на дереве плоды, то человек хочет детей, или у него мысли о детях.

Если две линии не пересекаются, то это говорит о стыдливости в половых отношениях. Если линии продолжили, но они не уперлись в стену, то это тоже стыдливость, застенчивость.

Если получился пенек, столб-то это говорит о раоскрепощенности, у человека нет стыдливости.

Уверенность.

Если сюжет находится над волнистой линией, то это говорит об уверенности, если под чертой, то о неуверенности.

Если получился орнамент из волнистых линий, то это говорит о трудолюбии.

Дисциплинированность.

Если орнамент, правильные геометрические фигуры, то человек дисциплинирован, пунктуален.

Если острые углы, то это говорит о противоположном.

Азартность.

Если нарисован элемент игры, то это говорит о азартности (например, “крестики-нолики”)

Если нарисован квадрат, то это говорит о женственности, хозяйственности.

Типология личности.

Если точки соединены, то это говорит о практичности. Если точки несоединены, то рисовавшие относятся к романтикам. Если вырисовывается целый сюжет, то это говорит о мечтательности, фантазерстве.

Круг свидетельствует о практичности

Проективная методика «Человек под дождем» - student2.ru

ИГРА «ВОЗДУШНЫЙ ШАР»

Цель. Выявление особенностей взаимодействия в группе.

Инструкция. Перед началом игры ведущий просит всех участников сесть в большой круг, и обращается к ним со следующими словами: "Представьте себе, что вы экипаж научной экспедиции, которая возвращается на воздушном шаре после выполнения научных изысканий. Вы осуществляли аэрофотосъемку необитаемых островов. Вся работа выполнена успешно. И вы уже готовитесь к встрече с родными и близкими. Вы летите над океаном и до ближайшей земли 500-550 км.

Но произошло непредвиденное - в оболочке воздушного шара по неизвестным причинам образовалось отверстие, через которое выходит газ. Шар начал снижаться. Вы сразу же выбросили за борт все мешки с балластом (песком), которые были припасены на этот случай в гондоле воздушного шара. На некоторое время падение замедлилось, но не прекратилось.

Через 5 мин шар стал падать с прежней, очень большой скоростью.

Весь экипаж собрался в центре гондолы для того, чтобы обсудить создавшееся положение.

Нужно принимать решение, что и в какой последовательности выбрасывать за борт.

Перечень предметов и вещей, которые остались в гондоле:

1. Канат - 50 м.

2. Аптечка с медикаментами - 5 кг.

3. Компас гидравлический - 6 кг.

4. Консервы мясные и рыбные - 20 кг.

5. Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам) - 5 кг.

6. Винтовка с оптическим прицелом и запасом патронов - 25 кг.

7. Конфеты разные -20 кг.

8. Спальные мешки (по одному на каждого члена экипажа).

9. Ракетница с комплектом сигнальных ракет - 8 кг.

10. Палатка 10-местная - 20 кг.

11. Баллон с кислородом - 50 кг.

12. Комплект географических карт - 25 кг.

13. Канистра с питьевой водой - 20 л.

14. Транзисторный приемник - 3 кг.

15. Лодка резиновая надувная - 25 кг.

Ваша задача решить, что и в какой последовательности вы должны выбросить.

Но сначала вы примите это важное решение самостоятельно. Для этого нужно взять чистый лист бумаги, переписать список предметов и вещей, а затем, рассудив, примерно, так: "На первое место я поставлю комплект карт, на второе - баллон с кислородом, на третье - конфеты и т.д.", с правой стороны, рядом с каждым наименованием, поставить порядковый номер, соответствующий значимости предмета.

При определении значимости предметов и вещей, т.е. очередности с какой вы их будете выкидывать, нужно иметь в виду, что выбрасывается все, а не часть, т.е. все конфеты, а не половина.

Когда вы примите индивидуальное решение, нужно собраться в центр (в круг) и приступить к выработке группового решения, руководствуясь следующими правилами:

Высказать свое мнение может любой член экипажа;

Количество высказываний одного человека не ограничивается;

Решение принимается, когда, за него проголосуют все члены экипажа без исключения; ,

Если хотя бы один член экипажа возражает против принятия данного решения, оно не принимается, и группа должна искать иной выход;

Решения должны быть приняты в отношении всего перечня предметов и вещей.

Время, которое есть в распоряжении экипажа, неизвестно. Сколько еще будет продолжаться падение? Во многом это зависит от того, как быстро вы будете принимать решения. Если экипаж единогласно проголосует за то, чтобы выбросить какой-то предмет, он считается выброшенным и это может замедлить падение шара.

Итак, я желаю вам успешной работы. И главное - остаться в живых.

Если вы не сможете договориться, вы разобьетесь. Помните об этом!"

Комментарий

Ведущий должен очень подробно описать ситуацию, в которой оказался экипаж, объяснить правила. Нужно ответить на все вопросы, но не подсказывать выход из создавшейся ситуации. Его должны найти сами участники.

Во время работы группы ведущий не вмешивается в процесс обсуждения и уже не отвечает на вопросы ребят. Он только следит за выполнением правил, особенно - за голосованием без исключения.

Время на игру 20-25 мин. Но можно и увеличить время, если группа очень вяло включается в обсуждение, особенно на начальном этапе. Можно и сократить время до 17 - 18 мин, если группа сразу очень активно вк­лючилась в работу.

Если группа сумела принять все 15 решений при 100%-ном голосовании, ведущий должен поздравить участников и попросить их подумать над причинами успешного выхода из столь критической ситуации.

Если ребята не смогли принять за отведенное время все 15 решений, то ведущий объявляет, что они разбились, и просит подумать над причинами, которые привели к этой трагедии.

Анализ результатов и хода игры можно провести сразу после ее окончания, но можно это сделать и на следующем занятии, дав ребятам возможность более глубоко разобраться в причинах удачи или неудачи.

Притча о Рае и Аде

Правоверный пришел к пророку Илье с просьбой показать Рай и Ад.

Они пришли в большой зал, где вокруг большого котла с кипящим супом теснилось множество народа. У каждого в руках была громадная металлическая ложка с человеческий рост, обжигающе горячая, и лишь самый конец ручки был деревянный. Худые, алчные, голодные люди жадно совали ложки в котел, с трудом вынимая оттуда суп и пытаясь дотянуться ртом до чашечки. При этом они обжигались, ругались, дрались.

Пророк сказал: «Это Ад», — и повел в другой зал.

Там было тихо, такой же котел, такие же ложки. но почти все были сыты. потому что разбились на пары и попеременно кормили друг друга. Пророк сказал: «Это Рай».

Полная банка

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил ее камнями, каждый не менее трех сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов: «Полна ли банка?»

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал их в большую банку, немного потряс ее. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. Еще раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и все закрыл. Еще раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили:

да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он еще вытащил две баночки пива и вылил их в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись.

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все-таки оставалась полной даже в случае, если все остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это все остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить все время и всю энергию за мелочи, не остается места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет еще время, чтобы поработать, заняться уборкой (ремонтом) дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.

P.S. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет пиво? Профессор улыбнулся.

- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть место для пары банок пива.

Притча про Робинзона

Когда однажды Робинзон предпринял попытку проплыть на сделанной им лодке вокруг острова и ее вдруг стало уносить течением в открытый океан, он отчетливо понял, как легко самое безотрадное положение может сделаться еще более безотрадным.

"Такова уж человеческая натура, — заключил он в своем дневнике. — Мы никогда не видим своего положения в истинном свете, пока не изведаем на опыте положения еще более худшего, и мы никогда не ценим тех благ, какими обладаем, пока не лишимся их».

Небольшая разница

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Я счастлив сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных". Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" - спрашивали они. На что последовал ответ: "Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать".

Урок бабочки

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.

Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.

А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Притча о двух деревьях

В одном лесу росли два дерева. Когда капли дождя падали на листья или вода омывала корни первому дереву, оно впитывало в себя совсем немного и говорило: «Если я возьму больше, что останется другим?»

Второе дерево забирало всю воду, которую природа давала ему. Когда солнце дарило свет и тепло второму дереву, оно наслаждалось, купаясь в золотистых лучах, а первое забирало себе лишь малую часть.

Прошли годы. Ветви и листья первого дерева были настолько малы, что не могли впитать даже каплю дождя, солнечные лучи не могли пробиться к скудным плодам, теряясь в кронах других деревьев. «Я всю жизнь делилось с другими, а теперь взамен не получаю ничего»,- тихо повторяло дерево вновь и вновь. Рядом росло второе дерево, роскошные ветви которого были обильно украшены большими плодами. «Спасибо тебе, Всевышний, за то, что ты дал мне в этой жизни все. Теперь, спустя годы, я хочу отдать в сотни раз больше, поступив так, как поступаешь ты. Под своими ветвями я укрою тысячи путников от палящего солнца или от дождя. Мои плоды будут радовать многие поколения людей своим вкусом. Спасибо, что ты дал мне эту возможность - дарить»,- так говорило второе дерево.

Проективная методика «Человек под дождем»

Цель проективной методики «Человек под дождем» — диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы.

Инструкция: предлагаем клиенту чистый вертикально расположенный лист бумаги и даем первую инструкцию: «Нарисуйте человека». После того, как человек выполнил задание, даем ему другой лист и предлагаем нарисовать человека под дождем. Для чего это нужно? Первое задание отражает представления человека о себе в обычной ситуации, а второе — в неблагоприятной. Из сравнения двух рисунков можно сделать интересные выводы. Бывает, что клиент-женщина в первом задании рисует человека своего пола, а во втором — мужчину. Это может означать, что в сложной ситуации она использует защитные механизмы, характерные для мужчин.

При обработке результатов теста опираются на ряд критериев.

Положение рисунка на листе.

Верх-низ:

Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим положением в обществе, ему не хватает признания. Если при расположении в верхней части листа фигура очень маленькая, то человек считает себя своего рода непризнанным гением.

Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе.

Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): — если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.

Оценка характера линий: — легкие линии — недостаток энергии, скованность; — линии с нажимом — агрессивность, властность, настойчивость, тревожность; — неровный нажим — импульсивность, нестабильность, тревога.

Контуры фигуры: — неотрывные линии — изоляция; — разрыв контура — сфера конфликта; — много острых углов — агрессивность, плохая адаптация; — двойные линии — тревога, страх, подозрительность; — штриховка — зона тревожности.

В проективной методике «Человек под дождем» немаловажно, как изображена фигура человека: — повернута влево — внимание сосредоточено на себе, своих мыслях, переживаниях в прошлом; — повернута вправо — автор рисунка устремлен в будущее, активен; — виден затылок, человек изображен спиной — проявление замкнутости, уход от решения конфликтов.

Если человек изображен бегущим, автор рисунка хочет убежать от проблем. Шагающий человек означает хорошую адаптацию. Если человек на рисунке стоит неустойчиво, это может означать напряжение, отсутствие стержня, равновесия.

Фигура из палочек указывает на негативизм, сопротивление методике. Чрезмерно детские, игровые рисунки говорят о потребности в одобрении. Рисунки-шаржи означают желание избежать оценочных суждений в свой адрес, переживание неполноценности, враждебности.

Средства защиты от дождя.

Зонт, головной убор, плащ и т.д. — это символы защитных механизмов, способов справляться с неприятностями. Очень большой зонт означает созависимость с родителями, желание в трудной ситуации получит поддержку от авторитетных лиц. Отсутствие шляпы, зонта и других средств защиты говорит о плохой адаптированности и потребности в защите. Шляпа на голове — потребность в защите от вышестоящих.

Фон, окружение.

По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи — окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа — предвидит их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.

Дополнительные предметы, изображенные на рисунке (фонарь, солнце и т.д.), обычно символизируют значимых людей для автора рисунка.

Тело.

Голова — сфера интеллекта и контроля. Непропорционально большая голова говорит об убежденности испытуемого в значимости мышления. Маленькая голова — переживание интеллектуальной неадекватности, неполноценности.

Шея — связь разума с чувствами. Чрезмерно крупная шея говорит о том, что рисующий сознает свои телесные импульсы и старается их контролировать. Длинная, тонкая шея означает торможение в осознавании своих телесных импульсов. Короткая толстая шея — рисующий делает уступки своим слабостям, желаниям. Шея перевязана платком — разрыв связи между разумом и чувствами.

Плечи — признак физической силы. Чем больше плечи, тем больше потребность во власти, признании. Плечи мелкие — ощущение собственной малоценности, ничтожности. Покатые плечи — уныние, отчаяние, чувство вины.

Туловище чрезмерно крупное — наличие неудовлетворенных потребностей, желаний. Тело квадратное — признак мужественности. Тело очень маленькое — чувство унижения, малоценности.

Лицо показывает отношение к миру, важно обратить внимание на выраженность тех или иных черт. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Лицо спрятано под полями шляпы или закрыто зонтом или не прорисовано — стремление избегать неприятных воздействий.

Большие, заштрихованные глаза говорят о наличии страхов, желании контролировать внешнюю среду. Маленькие глаза-точки (палочки) — погруженность в себя, избегание визуальных стимулов. Ресницы — кокетливость, демонстративность.

Большие уши — чувствительность к критике, заинтересованность в положительном мнении окружающих. Уши маленькие, отсутствие ушей — избегание критики, нежелание слушать о себе плохое.

Конечности, руки — символ межперсонального взаимодействия. Широко раскрытые руки, ладонями вперед говорят об открытости, стремлению к действиям. Если руки шире у запястий, чем у плечей, это говорит об импульсивности в действиях. Если руки изображены отдельно от тела — импульсы тела для рисующего неподконтрольны. Руки за спиной означают нежелание уступать, однако агрессия находится под контролем. Руки слишком длинные — большие амбиции. Руки напряжены и прижаты к телу — ригидность, неповоротливость, напряжение. Отсутствие рук — нежелание общаться, чувство собственной неадекватности. Пальцы на рисунке олицетворяют чувства, чаще всего агрессию. Большие пальцы, нарисованные отдельно, выражают вытесненную агрессивность.


Наши рекомендации