Развитие понимания долготы звучания
Занятия развивают прослеживающую функцию глаза, мелкую моторику (особенно указательный и средний пальцы ведущей руки), учат соотносить длительность звучания с длиной дорожки, т. е. помогают установить связь между моторным и речевым компонентами. Все занятия проводятся за столом.
Обратите внимание: если ребенок правша, проводите его рукой справа налево. Если левша — наоборот (слева направо). Это основное правило при проведении всех последующих игр.
СЕНТЯБРЬ
«Мы гуляем и поем»
Оснащение: две прямые дорожки, вырезанные из грубой наждачной бумаги (шириной 2 см, длиной 5 и 30 см).
Ход игры: скажите ребенку: «Наши пальчики пойдут гулять». Возьмите малыша за ведущую руку, выдвиньте его указательный и средний пальцы вперед, наложите свою ладонь сверху и проведите его пальчиками по короткой дорожке, пропевая «а-а». «Ой, какая короткая дорожка! Как быстро она закончилась! Пойдем по другой».
Положите длинную дорожку перед ребенком: «Сейчас (имя ребенка) пойдет гулять по длинной дорожке и будет песенку петь: „А-а-а-а-а". (Пропевайте за малыша в случае необходимости.) Как (имя малыша) поет?» — «А-а-а-а-а».— «Долго идем — долго поем».
ОКТЯБРЬ
« Долго—коротко »
Оснащение: колокольчик.
Ход игры: дайте ребенку колокольчик. Помогите малышу его рассмотреть. Научите им звенеть. Скажите: «Давай долго будем звенеть колокольчиком, долго-долго». Помогите малышу это сделать: «Динь-динь-динь-динь. А теперь — коротко: динь. А теперь опять долго-долго».
НОЯБРЬ
«Долго—коротко» (продолжение)
Оснащение: барабан.
Ход игры: дайте ребенку барабан. Помогите малышу его рассмотреть. Научите ребенка бить в барабан. Скажите: «Давай долго будем бить в барабан, долго-долго». Помогите малышу это сделать: «Бам-бам-бам-бам. А теперь — коротко: бам». А теперь опять долго-долго».
ДЕКАБРЬ
«Большой и маленький мишки»
Оснащение: большой мишка (примерно 12 см высотой), маленький мишка \ (примерно 6 см высотой), две прямые дорожки, вырезанные из наждачной бумаги № 0.
Ход игры: скажите: «Мишки хотят гулять. Поможем им. Где большой мишка? Правильно, вот он. Большой мишка пойдет по длинной дорожке». Возьмите малыша за ведущую руку, в которой зажат мишка, и проведите, по возможности плавно, по длинной полоске бумаги: «Дли-и-и-и-инная дорожка! Мишка до-о-о-о-о-лго гуляет».
Потом аналогично поиграйте с маленьким мишкой (по короткой дорожке). Затем проведите пальчиками малыша по тем же дорожкам (как в игре «Мы гуляем и поем»).
ЯНВАРЬ
«Мишка идет в гости»
Оснащение: мишка большой (12 см высотой), две прямые дорожки из мелкой наждачной бумаги (ширина 2 см, длина 5 и 30 см), две небольшие картинки с изображением колокольчика и барабана.
Ход игры: скажите: «Мишка шел в гости: топ-топ-топ-топ-топ. До-о-о-о-о-лго шел. Колокольчик нашел. Пошел мишка по короткой дорожке — топ-топ. Барабан нашел». Проведите пальчиками малыша по дорожке.
Внимание! Повторение звукоподражаний от малыша не требуется.
ФЕВРАЛЬ
«Длинная—короткая дорожка»
Оснащение: небольшие по размеру игрушки (6-10 см): поросенок, собачка, кошка, две прямые дорожки из гофрированной бумаги из-под конфет (ширина 2 см, длина 5 и 30 см).
Ход игры: двигайте рукой малыша с зажатой в ней игрушкой (собачкой, поросенком, кошкой) и говорите: «Собачка идет в гости: ав-ав-ав-ав-ав. Уф, устала собачка. Поросенок идет в гости: хрю-хрю-хрю-хрю-хрю. Уф, устал поросенок. Кошка идет в гости: мяу-мяу-мяу-мяу-мяу. Уф, устала кошка. Решили они пойти по короткой дорожке. Сначала собачка пошла: ав-ав. Пришла. Поросенок пошел: хрю-хрю. Пришел. Кошка пошла: мя-яу. Пришла». Затем проведите пальчиками малыша по дорожкам, как в игре «Мы гуляем и поем».
МАРТ
«Машины»
Оснащение: две машинки — побольше и поменьше; две дорожки, вырезанные из вельветовой ткани и наклеенные на картон (ширина 2 см, длина 5 и 30 см). Короткая дорожка — прямая, длинная — в виде полумесяца.
Ход игры: спросите малыша: «Какую ты хочешь машинку — большую или маленькую? Возьми». Если он взял большую машину, то она поедет по длинной дороге. Маленькая — по короткой. По-разному произносите звукоподражания: длинно (би-би-би-би-би) и коротко (би-би). Управляйте рукой малыша, в которой зажата машинка. Особое внимание обратите на длинную дорожку — она изогнута. В заключение игры проведите по дорожкам пальчиками малыша.
АПРЕЛЬ «Сапожки»
Оснащение: наперсток; две дорожки, вырезанные из бархатной бумаги (ширина 2 см, длина 5 и 30 см). Прямая дорожка — короткая, изогнутая — длинная.
Ход игры: наденьте на указательный палец малыша наперсток. Возьмите его за указательный палец, положив свою кисть поверх кисти малыша, и проведите сначала по короткой дорожке: «Бум-бум», а затем — по длинной: «Бум-бум-
бум-бум-бум». Снимите наперсток и проведите по дорожкам пальчиком малыша, по возможности вызывая у него повторение звукоподражаний.
МАЙ
«Из-за леса, из-за гор»
Оснащение: прямая дорожка, вырезанная из бархатной бумаги, шириной 2 см и длиной 15 см.
Ход игры, возьмите ребенка за руку, выдвинув вперед указательный и средний пальцы его руки. Положите свою ладонь сверху, проведите пальчиками малыша по дорожке в такт словам: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор». Второй вариант: проводите большим пальцем малыша на каждый слог стихотворения.
2) способность к дифференцировке слуховых сигналов, где широко используются звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны и другие. Начинать работу надо с пар игрушек с резко контрастным звучанием.
Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание игрушек, начиная с 2-3. Малыш показывает, что звучало. При возможности называет игрушку. Обязательно сам извлекает звуки с помощью игрушки. Играя со звучащими игрушками, ребенок исподволь учится различать звуки: по продолжительности звучания (долгие-короткие), по высоте звучания (высокие-низкие), по громкости (громкие-тихие). Учится передавать элементарный ритмический рисунок, темп, силу звучания. В разделе представлены 16 игр, расположенных с постепенным усложнением в соответствии с лексическими темами.
ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ « Барабан—погремушка »
Чему учится ребенок: различать звучание барабана и погремушки; знать, по возможности называть эти звучащие игрушки; знать и называть части тела: ручки, ножки; понимать глаголы «стучит», «звенит».
Оснащение: барабан, погремушка.
Ход игры: на первом занятии покажите ребенку игрушечный барабан и скажите: «Это барабан». Спросите: «Что это?» Расскажите: «У барабана палочки. Палочками стучат по барабану вот так (постучите палочками)». Затем предложите постучать ребенку. Пока он стучит, маршируйте по комнате. Затем возьмите барабан, прочтите рифмовку:
Барабан стучит, стучит, (стучите по барабану) Ножкам он ходить велит. (ребенок шагает по комнате)
На втором занятии покажите погремушку. Скажите: «Это погремушка». Покажите погремушку ребенку и спросите: «Что это?» Скажите: «Погремушка звенит так (позвените погремушкой)». «Как звенит погремушка?» (Предложите погремушку ребенку.) Пока он звенит погремушкой, выполняйте движения руками: «ручки пляшут». Возьмите погремушку, прочтите рифмовку:
Погремушечка звенит, (позвените погремушкой)
Ручкам танцевать велит. (ребенок выполняет движения кистями рук)
На третьем занятии покажите барабан и погремушку. Попросите ребенка показать барабан, погремушку. Спросите: «Что это?» (Показывая на барабан, на погремушку.) Затем за ширмой постучите по барабану или позвените погремушкой, а ребенок выполнит соответствующие движения.
ОКТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Семейный оркестр»
Чему учится ребенок: различать звучание барабана и погремушки; узнавать изображения барабана и погремушки; знать и называть членов семьи.
Оснащение: картинки с изображением барабана, погремушки. Ход игры: прочтите рифмовку:
С мамой будем мы играть, Маму будем забавлять.
Спросите ребенка: «С кем будем играть?» Поднимите картинку с изображением барабана, скажите:
На картинку посмотри, Начинаем: раз, два, три.
Ребенок стучит палочками по барабану. Уберите картинку, попросите ребенка положить палочки. Поднимите картинку с изображением погремушки, скажите:
На картинку посмотри, Начинаем: раз, два, три.
Попросите ребенка позвенеть погремушкой. Уберите картинку, попросите ребенка положить погремушку. Затем дайте ребенку две картинки с изображением погремушки и барабана. Спросите:
Кто из деток угадает, На чем мамочка играет?
За ширмой постучите по барабану. Ребенок должен поднять картинку с изображением барабана. Спросите:
Что же это так звенит, \
Всех ребяток веселит?
За ширмой позвените погремушкой. Ребенок должен поднять картинку с изображением погремушки. Играть в эту игру можно со всеми членами семьи.
Усложнение: ребенку предлагается третья звучащая игрушка — бубен (по той же схеме: знакомство со звучащей игрушкой, игра на ней; различение звучания бубна от других игрушек).
НОЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Угадай игрушку»
Чему учится ребенок: различать звучание игрушки: барабан, бубен, погремушка; знать и называть их.
Оснащение: картинки с изображением звучащих игрушек.
Ход игры: разложите на столе картинки с изображением звучащих игрушек: барабана, бубна, погремушки. Поставьте на наборное полотно картинку с изображением одной из них. Скажите: «Найди такую картинку. Что это?» Так называйте все игрушки. Прочтите рифмовку:
Ну-ка глазки закрывай, (играйте на одной из трех игрушек. Ребенок Что звучало — отгадай! закрывает глаза, угадывает, что прозвучало,
поднимает соответствующую картинку)
НОЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Дождик»
Чему учится ребенок: различать ритм звучания: частое и редкое звучание металлофона; понимать и употреблять существительные «дождик», «ладошка», «дом»; глаголы «капал», «пошел»; понимать и употреблять прилагательные «маленький», «сильный».
Оснащение: молоточек, металлофон.
Ход игры: прочтите рифмовку:
Дождик капал понемножку, Протянули мы ладошку.
Редко ударяйте молоточком по металлофону. Попросите ребенка протянуть ладошки. Скажите: «Маленький дождик». Часто ударяйте молоточком: «Дождь пошел сильней, сильней, убегайте в дом скорей». Ребенок складывает ладошки домиком. «Сильный дождь». Попросите ребенка:
Слушай внимательно,
Думай старательно,
Какой дождь стучит редко?
Маленький дождик. (ребенок протягивает ладошки)
Сильный дождь. (ребенок «выстраивает домик»)
ДЕКАБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ
«Курочка и цыплятки» (см. Приложение 2, с. 132)
Чему учится ребенок: различать частое и редкое звучание металлофона; развивать ассоциативное мышление; знать и называть курицу, цыплят.
Оснащение: картинка.
Ход игры: покажите ребенку картинку «Курочка с цыплятками». Скажите: «Это курочка. Это ее детки, цыплятки. Покажи курочку. Кто это? Покажи цыпляток. Кто это?» Ребенок отвечает. Прочтите рифмовку:
Курочка гуляла,
Червячка искала. (редко ударяйте по металлофону)
Червячка нашла,
Деток позвала.
Цыплятки прибежали,
Червячка склевали. (часто ударяйте молоточком)
Спросите:
«Про кого я играю?» {ударяйте молоточком то редко, то часто)
Ребенок показывает курочку и цыпляток, по возможности называя их.
ДЕКАБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Подарок елочки»
Чему учится ребенок: различать звучащие игрушки: барабан, металлофон, бубен; знать и употреблять названия этих игрушек; понимать и употреблять в речи глаголы «играет», «звенит», «звучит».
Оснащение: искусственная елочка, барабан, бубен.
Ход игры: поставьте на стол искусственную елочку. Скажите: «Елка в гости к нам пришла, всем игрушки принесла (вынимайте барабан). Это барабан. Он звучит так (постучите палочками). Это бубен (позвените бубном). Это металлофон (поиграйте на металлофоне)». Предложите ребенку поиграть на барабане, позвенеть бубном, поиграть на металлофоне. Прочтите рифмовку:
А теперь не зевай, Что играет, угадай!
Закрывайте инструменты-игрушки елочкой, выставляйте перед ребенком еще один набор таких же игрушек. Вызывайте звучание игрушки, ребенок угадывает, что звучит, «играет» на таком же инструменте-игрушке.
ЯНВАРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ
«Длинные—короткие дорожки»
Чему учится ребенок: слышать и называть долгие и короткие звуки; осуществлять показ долготы звука рукой; понимать и употреблять в активной речи прилагательные «длинная», «короткая», «долгий», «короткий».
Оснащение: губная гармошка.
Ход игры: покажите ребенку губную гармошку. Скажите: «Это губная гармошка. Она играет так» (поиграйте на гармошке).
Прочтите стихотворение:
Я гуляю по дорожке, Я играю на гармошке. Длинную дорожку
Играй, моя гармошка! (издайте долгий звук и показывайте рукой
длинную дорожку, ребенок присоединяется)
Прочтите:
Короткая дорожка —
И замолчит гармошка. (издайте короткий звук и показывайте рукой
короткую дорожку, ребенок присоединяется)
Показ долготы звука можно осуществлять на карточке с наклеенными полосками разной длины (лучше, чтобы полоски были выпуклыми или шершавыми).