Принципы, повышающие результативность занятий

1. При проведении занятий важна эмоциональность. В раннем возрасте дети в очень
незначительной степени способны к произвольным волевым усилиям. Иначе говоря,
они не могут еще заставить себя делать то, что не вызывает у них интереса. Они
быстрее овладевают доступными умениями, если этот процесс вызывает у них положи­
тельное отношение, чувство радости, удовольствия. Этого легче достигнуть, если у взрос­
лого приветливые, веселые, ласковые интонации, бодрая и выразительная речь.

2. По этой же причине нельзя подолгу заниматься одними и теми же играми или
упражнениями.

3. Повторность осуществляется в разных вариантах. Наблюдения показывают, что
точное воспроизведение предыдущего занятия может привести к снижению заинтере­
сованности у ребенка. Разнообразие занятий достигается либо видоизменением игруш­
ки (например, меняется одежда на кукле), либо привлечением нового предмета (иг­
рушки), либо усложнением задания.

4. Ребенок занимается охотно и с удовольствием, если все, что ему показывают,
имеет привлекательный вид (целые, чистые, яркие игрушки).

5. Обилие новых впечатлений (игрушек) вызывает пресыщение.

6. Недостаток сенсорных впечатлений у ребенка приводит к задержке его двига­
тельного, умственного и даже физического развития.

Значение потребности во впечатлениях на ранних этапах развития особенно ярко проявляется в условиях, когда по каким-то причинам организм сталкивается с сенсор­ными лишениями или оказывается в обедненной стимулами среде. Многочисленные эксперименты на крысах, собаках, кошках, обезьянах, которых в молодом возрасте подвергали сенсорной изоляции или содержали в обедненной стимулами среде, показа­ли, что у этих животных обнаруживаются задержки в развитии, устойчивые аномалии з поведении в последующий период, несмотря на то что после эксперимента животных помещали в нормальную для них среду.

Один из жесточайших экспериментов был проведен около 350 лет назад индийским падишахом, который поспорил со своими придворными мудрецами, что каждый ребе­нок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому не учить. По распоряже-

нию падишаха маленькие дети разной национальности были помещены по одному в от­дельные комнаты, где они провели семь лет. Им прислуживали немые слуги, и дети ни разу не слышали человеческого голоса. Когда кончился эксперимент и к детям вышли говорящие люди, то вместо ожидаемой человеческой речи они услышали крики, вопли, вой и мяуканье. Выращенные в условиях социальной изоляции, эти дети почти ничем не отличались от вскормленных животных.

7. Наиболее эффективно общение с новорожденным протекает тогда, когда он нахо­
дится на руках у взрослого. Именно в этой ситуации ребенок находится в активно
бодрствующем состоянии. Поэтому матерям и другим родственникам рекомендуется
брать малыша на руки не только тогда, когда он плачет, но и специально для общения.
Общение с новорожденным в состоянии негативного возбуждения снимает его отрица­
тельные эмоции, а общение с ребенком в спокойном состоянии стимулирует его даль­
нейшее развитие.

8. Для эстетического восприятия, развития музыкального слуха большое значение
имеют музыкальные и озвученные игрушки. Это различные погремушки, бубенцы,
колокольчики, дудочки, органы, цимбалы, металлофоны, музыкальные волчки, губ­
ные гармошки, свистульки, трубы, рожки, барабан. При этом помните: игры важнее
игрушек, так как в качестве последних можно иногда использовать почти любые пред­
меты.

9. Музыка может быть дополнительным слуховым стимулом. Но она не должна
быть громкой и чрезмерно экспрессивной — оберегайте сенсорику и нервно-психиче­
скую организацию малыша от перенапряжений и перегрузок.

10. Помните, что от вас зависит разностороннее развитие малыша. Основным слухо­
вым стимулом для новорожденного является человеческий голос. Поэтому разговари­
вайте с ребенком чаще, меняйте интонации, громкость, т. е. давайте возможность но­
ворожденному познакомиться со всей палитрой человеческого голоса.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Вздрагивает и мигает при резком звуке 10 дней
Успокаивается при сильном звуке 18-20 дней
Прислушивается к голосу взрослого, звуку колоколь­чика 1 месяц
Прислушивается к звуку погремушки. Поворачивает голову то в одну сторону, то в другую (2-3 поисковых движения глазами). Поворачивает голову в сторону го­лоса, ищет глазами, отвечает улыбкой на разговор 2 месяца
Замирает при появлении нового звука на фоне других 2,5 месяца
   

Принципы, повышающие результативность занятий - student2.ru 16




Принципы, повышающие результативность занятий - student2.ru Название реакции Приблизительный возраст появления реакции
Гулит в ответ на речевое общение, быстро двигает ру­ками и ногами. Прислушивается к музыке. Выделяет голос матери 3 месяца
По-разному реагирует на спокойную и плясовую ме­лодии. Выделяет любимую мелодию. Поворачивает го­лову в сторону невидимого источника звука на уровне уха и находит его глазами. Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение. Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет. Слушает говорящего и ре­агирует на прекращение разговора 4 месяца
Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого. Различает строгую и ласковую интонацию об­ращенной к нему речи, по-разному реагирует 5 месяцев
Эмоционально реагирует на знакомые голоса. Отчет­ливо находит глазами источник звука (лежа). Прислу­шивается к шепоту и другим тихим звукам. Радуется, когда слышит свое имя, быстро поворачивается в сто­рону взрослого, произнесшего его 6 месяцев
В положении сидя поворачивается к источнику звука. Повторно произносит слоги, которые есть в его лепете, вслед за взрослыми («ба-ба, ма-ма») 7 месяцев
Интересуется предметами, производящими звук 8 месяцев
Производит плясовые движения под плясовую мело­дию (если они ранее были показаны взрослыми) 9 месяцев
Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди». Подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых нет в его лепете 10 месяцев
Выполняет движения по просьбе (например, на слово «ладушки» начинает хлопать в ладоши). Поворачива­ясь, находит глазами источник звука в ближайшем окружении и даже за спиной. Произносит первые зву­коподражания («ав-ав», «кис-кис») и облегченные сло­ва («Ляля») по просьбе взрослого 11 месяцев
Легко подражает новым словам, повторяет по просьбе взрослого два слова из четырех («дай», «на», «бах», ♦ Ляля» и т. д.) 12 месяцев

Принципы, повышающие результативность занятий - student2.ru

Вашему ребенку исполнился один год. Тот ли это ребенок, о котором говорилось в предыдущей главе? Давайте попробуем дать краткую характеристику этого возраста.

У ребенка появились два огромных достижения. Во-первых, он научился ходить. Его привлекают все вещи в доме, люди, звуки. Он получил возможность обследовать пространство вокруг себя. Это новое достижение доставляет много хлопот взрослым, его окружающим. Себя ребенок этого возраста ставит в центр всех событий, но его возможности в данный период крайне ограничены, он усваивает названия предметов или действий только в конкретной ситуации или только при многократном повторе­нии; познает мир на эмоционально-чувственной основе; осваивает лишь то, что доступ­но его пониманию.

На втором году жизни ребенок познает функциональное значение вещей (бытовые, игровые, художественные, трудовые).

Вторым по значению достижением ребенка второго года жизни является развитие речи. В возрасте 1 год — 1 год 6 месяцев развивается понимание речи. Слово приобре­тает смысл, только проходя через чувственный опыт ребенка: в 1 год ребенок реагиру­ет на слово, как на сигнал. Слово еще не является элементом обобщения, для этого требуется многократное повторение с одновременным сопровождающим показом пред­мета, объекта или действия с ним. Активный словарь ребенка крайне мал. Он состав­ляет 30-40 слов (звукоподражания, облегченные слова, восклицания). В активе ребен­ка много довербальных средств коммуникации (жесты, мимика, взгляды).

1 ГОД 6 МЕСЯЦЕВ —2 ГОДА

В возрасте 1 год 6 месяцев — 2 года пассивный словарь ребенка начинает перехо­дить в активный. Активный словарь уже составляет 300-400 слов. Ребенок начинает говорить простыми предложениями, состоящими из 2-3 слов. Если словарь вашего ребенка ниже возрастной нормы данного возраста, то необходимо принять соответст­вующие меры для того, чтобы ребенок мог достичь своих возрастных показателей в раз­витии речи.

Одним из важнейших компонентов при восприятии речи является слух. В возрасте 6 месяцев слуховое восприятие ребенка, не имеющего проблем, достигает уровня взрос­лого человека. Звукочастотный слух формируется в более позднем возрасте (4 года). Слух состоит из двух компонентов: слухового восприятия и слуховой памяти. Слухо­вая память подразделяется на:

— неречевую (шумы природы, бытовых предметов, голосов животных, людей);

— музыкальную;

— речевую.

К 1 году ребенок владеет большим набором неречевых и речевых ориентировок. Ре-б-енка интересуют звуки, производимые бытовыми предметами (часы, телефон, таймер 7. т. д.). Он с удовольствием слушает музыку в вокальном и инструментальном испол­нении, любит слушать короткие стихи. Прослушивая их, вставляет междометия или отдельные слова, доставляя этим огромное удовольствие себе и взрослым. Требует мно­гократного повторения текстов знакомых художественных произведений.

Иногда развитие понимания речи и развитие активной речи у ребенка запаздывают. Это настораживает родителей. В этом случае следует обратить внимание:

— различает ли ребенок голоса окружающих его взрослых;

— как реагирует на крик;

— есть ли интерес к звучащим предметам, игрушкам, или опирается на другие
анализаторы (зрение, обоняние, кожная чувствительность);

— воспринимает ли тон голоса взрослого (ласковый, сердитый, вопросительный);

— слишкомвнимательный взгляд на лицо родителей должен настораживать;

— гипернозализация звучания голоса ребенка (гнусавое произношение звуков);

— голос ребенка звучит слишком громко или слишком тихо;

— плохое восприятие шепотной речи на расстоянии 6 метров (норма для ребенка
з зозрасте одного года).

Вы можете провести обследование слуха (скрининг) ребенка в домашних условиях !■:■ том, что такое скрининг, говорилось в предыдущей главе).

При проведении скрининга ребенка второго года жизни необходимо помнить об осо­бенностях его поведения. Ребенок может не поворачиваться на звук, если:

— плохо себя чувствует;

— чем-то занят;

— не настроен на контакт.

Необходимо провести обследование еще раз в другое время и при других обстоятель­ствах.

Следует помнить, что отсутствие реакции на звук у ребенка с нормальным слухом бывает иногда,а у ребенка, имеющего проблемы со слухом,— всегда. Родители часто поздно замечают то, что у ребенка снижен слух (или полностью отсутствует) по той причине, что эти дети гулят, реагируют на громкие звуки. Гуление и лепет — это физиологические процессы. Они отражают созревание в коре головного мозга схемы, улравляющей движениями речевых органов (языка, губ, нёбной занавески, голосовых :зязок).

Все эти процессы не связаны со слухом. Гулит любой ребенок: имеющий нормаль­ный слух, с частичной потерей слуха (тугоухий ребенок), глухой. С 10 месяцев лепет ребенка со слуховыми проблемами качественно отличается от лепета хорошо слыша-хях сверстников: он глухой, немодулированный — нет эмоциональной распевки.

Чем младше ребенок, тем трудней выявить его слуховое восприятие, потому что он еще не владеет пониманием речи в достаточной степени.

Для понимания речи необходимо слышать, анализировать услышанное, соотносить слово с предметом или действием.

Скрининговое обследование ребенка второго года жизни можно провести следую­щим образом. Во-первых, понаблюдайте за поведением 12-месячного ребенка. К этому зозрасту он должен уметь:

— указывать по вашей просьбе на людей или предметы, с которыми он знаком;

— имитировать или повторять простые звуки, слоги и короткие слова (с повторяю
щимися открытыми слогами — «мама»);

— пытаться говорить;

— понимать «Иди сюда» или другие простые слова-обращения;

— пользоваться голосом, чтобы привлечь к себе внимание;

— произносить несколько слов;

— слушать, когда говорят другие.

В домашних условиях в этом возрасте можно провести скрининг, предложенные специалистами Новой Зеландии для обследования детей раннего возраста родителями (Чистович Л., Кожевникова Е. Развитие разума, чувств, способностей младенцев. По­собие для любопытных родителей.— СПб., 1996).

Сделайте два комка из папиросной бумаги. Возьмите в каждую руку по комку. Встаньте за спинкой кровати или кресла, на котором сидит ребенок. Ваши ладони должны находиться на уровне ушей ребенка на расстоянии примерно 30 сантиметров, Сжимая и разжимая кулак, пошуршите бумагой сначала с одной стороны. Подождите несколько секунд, может быть, ребенок повернется не сразу. Если же ребенок повер­нулся, подождите, пока он снова вернется к игре. Пошуршите теперь с другой сторо­ны. Повторите пробу через один-два дня. Так же вы можете проверить слух ребенка пс методике «Трех коробочек», описанной в предыдущей главе.

Если у ребенка при проведении скринингового обследования нет реакции на манк} и пищащую игрушку, то возможно снижение слуха. При непостоянной реакции нг звук можно заподозрить задержку психического развития. Проводя обследование ре­бенка в возрасте одного года, вы должны помнить, что предъявляемые ребенку объек­ты должны быть удалены от уха ребенка на 6 метров.

Проведите пробы 4 раза, фиксируйте результаты после проведения каждой пробы, Если из четырех проб в двух получено «нет» (ребенок не слышит шороха), вам следуе! показать ребенка специалисту. Возникает вопрос — какому? Если вы подозреваете 5 ребенка снижение слуха и проживаете в городе, то обратитесь в сурдологический центр к сурдопедагогу. Если же такового нет, то обратитесь за помощью в детскую поликли­нику к лор-врачу. При подозрении на задержку психического развития — к врачу-психоневрологу.

Помните о том, что чем раньше ребенку будет оказана помощь, тем больших резуль­татов вы достигните в развитии слуха ребенка раннего возраста.

Диагноз сенсорная алалияпри регулярных занятиях с ребенком раннего возраста по развитию неречевого слуха,возможно, исчезнет совсем или смягчится (Н. Н. Трау-готт. Как помочь детям, которые плохо говорят. СПб: «Смарт», 1994.). Взрослый, про­водящий занятия по развитию слуха у ребенка, должен помнить, что развитие нерече-< вого слуха является фундаментом для развития речевого слуха в дальнейшем.

Авторы пособия придерживались следующих данных оценки развития детей второ­го года жизни.

зит

1. Мюнхенская функциональная диагностика развития (второй год жизни)/Под ред.
проф., д-ра мед. наук Т. Хелльбрюгге.— Минск: Изд-во Белорусской ассоциации помо­
щи детям-инвалидам, 1997.

2. Маленькие ступеньки. Книга 8 (Перечень умений, определяющих развитие ре­
бенка, ун-т Маккуэри, Сидней).— М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2001.

3. Программа обучения детей в доме ребенка.— М., 1987.

4. Дневник развития ребенка от рождения до 3 лет.— М.: Когнито-центр, 2001. •5. Шкалы оценки психомоторного развития А. Гезелла, модифицированные. Мето-:гческпе рекомендации.— СПб, 1997.

ПОКАЗАТЕЛИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ,

ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ

(по сензитивным периодам, выборочно)

1 год — 1 год 3 месяца (12—15 месяцев):

— из двух предметов выбирает названный;

— выполняет простые указания: дает предмет по просьбе; указывает на предмет,
: котором спрашивают;

— показывает или смотрит на две картинки из представленных четырех;

— танцует при звуках музыки;

— пытается воспроизвести серии речевых звуков с определенной интонацией и рит-

— откликается на свое имя.

1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев (15—18 месяцев):

— выбирает из трех предметов названный;

— указывает на названную (одну) часть тела;

— выполняет просьбу, выраженную двумя словами;

— приносит по просьбе знакомый предмет из другой комнаты;

— при вопросе «Где?» берет, указывает пальцем или приносит то, о чем просят;

— понимает 100 слов;

— любит играть в «Голоса животных»;

1 год 6 месяцев — 1 год 9 месяцев (18—21 месяц):

— правильно показывает 8 из 12 картинок;

— выполняет действия по указанию;

— выполняет три разных действия с одним и тем же предметом (или картинкой);

— указывает на четыре названные части тела (показывает указательным пальцем,
гриносит, производит действие: хлопает, топает);

— понимает слово «холодный» (показывает или называет).
1 год 9 месяцев — 2 года (21—24 месяца):

— понимает 100 слов;

— называет звучащие объекты, когда они находятся вне поля зрения;

— по просьбе взрослого выбирает 10 из 12 предметов (или картинок);

— выполняет поручения по словесному указанию (в два действия);

— различает близкие по звучанию слова (стол-стул, шубка-шутка).

Сравните показатели развития по шкалам с показателями результатов тестирования ;-ашего ребенка. Они могут быть выше или ниже этих показателей, а могут и соответ­ствовать им.

Постарайтесь к оценке подойти объективно. Если оценка будет вами завышена, то зебенку будет сложно справляться с последующими заданиями. Если же занижена, то занятия не будут представлять для него интерес. Такой подход можно сравнить с ходь-х>й по лестнице. Для взрослого человека абсурдно подниматься по лестнице, переша-'пвая каждый раз через пять ступенек: это затруднительно, а порой просю невоз-

можно. Правильная тактика — подниматься вверх, не пропуская при этом ни одной ступеньки...

Взрослый должен соблюдать определенные этапы работы по развитию слухового восприятия, внимания, памяти.

1. Выработка реакции на звук (обнаружение различных неречевых звуков).

2. Различение звучащих игрушек.

3. Дифференциация звучащих предметов:

— по месту звучания;

— по силе звучания; ,

— по высоте звучания;

— по долготе звучания; I

— по последовательности звучания.

4. Дифференциация речевых звуков на звук, слог и слово (двусложное). I
При проведении занятий необходимо учитывать уровень отвлеченного мышления

ребенка.I

Начинайте знакомить ребенка со звуком по следующей схеме. Ознакомление с реальным звучащим предметом или объектом.

1. Ознакомление с отражением реального объекта в игрушке.

2. Работа с картинкой (изображением звучащего объекта).

3. Нахождение звучащего предмета по словесному указанию.

При проведении занятий по развитию слухового восприятия, внимания и памяти, взрослый должен помнить, что к его речи также предъявляются определенные требо­вания (смотри первый год жизни):

— при проведении коррекционной работы ребенок должен видеть лицо говорящего
(вовлекается в работу зрительный анализатор);

— сопровождайте речь показом натурального объекта (игрушки, картинки);

— при произнесении глаголов показывайте жестом действие;

— после того как ребенок услышит звук, взрослый сразу же должен показать ис-|
точник звука и четко назвать его;I

— фраза должна быть короткой;

— подчеркивайте голосом каждое новое слово;I

— перед прослушиванием звучания нового предмета необходимо дать установку:;
«Сейчас будем слушать» или «Ушками слушай», «Послушай».

При проведении игр учитываются педагогические принципы:

— проведение занятий от простого к сложному — предоставление материала, дос­
тупного для ребенка в данный момент;

— включение как можно большего количества анализаторов —систематичность и по­
следовательность.

Для развития слухового восприятия, внимания, памяти взрослые должны накопить банк звуковых данных:

— набор аудиокассет с записью бытовых шумов и звуков природы;

— подбор звучащих и музыкальных игрушек;|

— набор игрушек для определения высоты звучания голосов-звукоподражаний (мамы
и детеныши);

— подбор игрушек различного качества звучания (трещит, звенит, шуршит, сту­
чит);

— записи музыкальных произведений, доступных ребенку по возрасту (инструмен­
тальные и вокальные).

И_-я совместного прослушивания:

— набор картинок с изображением звучащих игрушек, предметов, музыкальных
ж=:трументов;

— записи музыкального репертуара, побуждающие ребенка к подпеванию. Игруш-
г-2 должны быть красивые, удобные, простые в употреблении. Прослушивание музы-
яьлъных произведений способствует развитию слуха у ребенка, развитию его лично-
:т2. эмоциональной отзывчивости.

Необходимо помнить, что ребенок слышит музыкальные тона лучше, чем обычные :ытозые шумы.

Перед взрослым закономерно встает вопрос о возможности проведения музыкаль­ных пгр с ребенком второго года жизни.

Мы очень кратко обозначим вехи развития музыкальных способностей ребенка вто-;сго года жизни, разбив его на периоды, соответствующие наилучшему усвоению му-;ы:-:гльно-ритмического материала и развитию слухового восприятия и памяти.

1 год — 1 год3 месяца:

— выполняет плясовые движения под соответствующую музыку;

— воспроизводит простые звуки под музыку;

— хлопает в ладоши;

— кружится, притопывает ножками.

1год 3 месяца— 1 год 6месяцев:

„— произносит интонационно повторяющиеся фразы;

— звенит под музыку погремушкой;

— хлопает тихо и громко;

— выполняет движение под музыку (без показа);

— слушает и узнает знакомые мелодии песен, исполняемые инструментально или
гслосом;

— подпевает интонационно повторяющиеся фразы.

1 год 6 месяцев — 2 года:

— слушает знакомые песни и записи музыкальных произведений;

— подпевает звукоподражания.

В основе овладения умениями в этом возрасте лежит подражание. Подражание вы­зывается только на эмоционально-положительном фоне. Для поднятия эмоциональ­ного тонуса ребенка чаще используйте сюрпризные моменты, игры типа «Прятки», -эиски звучащего предмета, нахождение предмета, спрятанного под красивым плат-:-:;м, и т. д.

Занимаясь с ребенком старше 1 года, руководствуйтесь теми же принципами, что г раньше:

— разнообразьте игры и игрушки, но не переусердствуйте в своем стремлении к
разнообразию;

— старайтесь повторять пройденное;

— следите за внешней привлекательностью того, что предлагаете малышу;

— следите за голосом (важна четкость, краткость, эмоциональность);

— давайте ребенку слушать музыку.

Принципы, повышающие результативность занятий - student2.ru

СЕНТЯБРЬ

« Колокольчики»

Чему учится ребенок: угадывать направление звука; соотносить звучание с и& дающим его предметом; повышать эмоциональное состояние.

Оснащение: несколько колокольчиков (на первых порах 2) и помощник (на пример, папа).

Ход игры: посадите ребенка на стул, а сами сядьте напротив него на неболь!
шом расстоянии, но подальше друг от друга (малыш должен хорошо вас ви]
деть). Каждый возьмите по колокольчику, спрячьте их у себя за спиной и ш
очереди звените ими. Понаблюдайте за реакцией ребенка: переводит ли он взгляд
в зависимости от направления звучания. Если нет — дайте ему поиграть коло]
кольчиком и повторите игру. |

Принципы, повышающие результативность занятий - student2.ru

Основное правило: колокольчики должны звенеть одинаково. Если их нет, возьмите погремушки с одинаковым звучанием или резиновые пищащие иг-гушки.

ОКТЯБРЬ

• Коробочки»

Чему учится ребенок: находить направление звучания игрушки, показывать г.-":: зыбирать из двух коробочек звучащую; обозначать найденную игрушку звукоподражанием «тук-тук»; повышать коммуникативные возможности ребенка.

Оснащение: две одинаковые коробки (10x10 см) одного цвета; одну наполните л-ьжушками.

Ход игры: игру проводите за столом. Сядьте с ребенком напротив друг друга. Ьозьмнте пустую коробочку, потрясите ею: «Ничего нет!» Возьмите другую ко­робочку, потрясите: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат». По-гтьзьте обе коробочки на стол и несколько раз поменяйте их местами так, чтобы ребенок их видел: «Где камушки? Найди, где камушки стучат?» Малыш дол-асен потрясти по очереди коробочки и показать на ту, которая заполнена ка-жулками.

НОЯБРЬ

• Коробочки» (усложнение игры)

Чему учится ребенок: выбирать из трех .коробочек одну звучащую; показы-згтъ ее и произносить звукоподражание «тук-тук»; получать радость от совмест­нее игры вместе с мамой (папой, бабушкой).

Оснащение: три одинаковые коробочки (10x10 см), одна наполнена камуш-

К-гЗШ.

Ход игры: игру проводите за столом. Сядьте с ребенком напротив друг друга. Вс-зьмите пустую коробочку, потрясите ею: «Ничего нет!» Возьмите другую ко-рсоочку, потрясите: «Ничего нет!» Возьмите третью коробочку, потрясите: «Тук-тук, тук-тук! Ты слышишь? Камушки стучат». Поставьте три коробочки на стол тг:-:. чтобы ребенок видел, несколько раз поменяйте местами: «Где камушки? Найди, где камушки стучат?» Малыш должен потрясти по очереди коробочки и -оказать на ту, которая заполнена камушками.

ДЕКАБРЬ

«Коробочки» (усложнение игры)

Чему учится ребенок: выбирать из четырех коробок одну гремящую; показы-н-ать направление звучащей коробки и обозначать его словом «там»; произно-:лть звукоподражание «тук-тук».

Оснащение: четыре одинаковые коробки (10x10 см), одна наполнена камуш-?:.ами.

Ход игры: принцип игры тот же: малыш должен найти коробку с камуш­ками.

Принципы, повышающие результативность занятий - student2.ru ЯНВАРЬ «Мишки»

Чему учится ребенок: определять домик, в котором живет «говорящий мед­вежонок», показывать его; произносить звукоподражания (медвежонок рычит «ы-ы-ы»); совершенствовать коммуникативные способности ребенка.

Оснащение: два одинаковых медведя, два одинаковых домика для медведей (побольше и поменьше — медведи должны в них помещаться); две одинаковые по звучанию пищалки (это будут «голоса медведей»).

Ход игры: взрослый: «Жили-были два медведя. Один жил в большом доме — вот таком! Другой в маленьком — вот таком! Послушай, как мишка говорит (нажмите на пищалку и повторите: «ы-ы-ы» ). Где мишка рычит (кричит) — в большом или маленьком доме? »

ФЕВРАЛЬ «Кошки»

Чему учится ребенок: находить направление звука; обозначать звучащую иг­рушку звукоподражанием.

Оснащение: две игрушки-кошки (если игрушки не звучат, то нужны две пи­щалки с одинаковым звучанием); лучше взять резиновых кошек; два домика — большой и маленький.

Ход игры: принцип игры тот же: «Где киска кричит — в большом или ма­леньком доме?»

МАРТ

«Машины»

Чему учится ребенок: находить источник звука, показывать направление звуча­ния игрушки; обозначать звучащую игрушку облегченным словом «киса»; совер­шенствовать слуховое восприятие; получать радость от общения со взрослыми.

Оснащение: две машины, две пищалки, два гаража (коробки из-под обуви — побольше и поменьше — с прорезями для рук).

Ход игры: принцип игры тот же — малыш должен показать, «Где гудит ма-1 шина — в большом или маленьком гараже?».

АПРЕЛЬ '

«Ваня и Маня»

Чему учится ребенок: называть гостей по именам: Маня, Ваня; находить до-' мик, из которого раздается постукивание, показывать направление стука; со-вершенствовать слуховое восприятие; развивать память.

Оснащение: две куклы — побольше и поменьше (мальчик и девочка); два Д01 мика (большой и маленький); два карандаша.

Ход игры: принцип игры тот же, только вместо пищалок используется посту-! кивание в домиках карандашом или палочкой. Спрашивайте, постукивая: «Кто топает ногами — Ваня или Маня?» Помещайте игрушки в домике на виду у ре­бенка.

МАЙ

«Ваня иМаня» (продолжение)

Чему учится ребенок: называть гостей по именам: Маня, Ваня; находить до­мик, из которого раздается постукивание, показывать направление стука; со­вершенствовать слуховое восприятие; развивать память; выполнять задания ребенок будет более четко и уверенно.

Оснащение: две куклы, два домика, две ложки.

Ход игры: принципы игры те же, меняется характеристика звука: «Кто ест — Ваня или Маня?»

Принципы, повышающие результативность занятий - student2.ru

Этапы работы по развитию узнавания неречевыхзвуков:

1)знакомство с предметом, его изображением и звучанием (можно использо­
вать книгу);

2) слушание за ширмой с четким указанием, например: «Сейчас будем слу­
шать колокольчик»;

3) угадывание по звучанию.

СЕНТЯБРЬ

«Ножки топают, ручки хлопают»(см. Приложение 2, с. 124)

Чему учится ребенок: соотносить звучание игрушки с самой игрушкой; обо­значать действия звукоподражаниями (хлопаем: оп-оп; топаем: топ-топ); соот­носить движения со словами потешки.

Оснащение: две картинки — на одной изображение кисти руки, на другой — ступни, небольшая ширма.

Ход игры: 1. Прочитайте малышу двустишие:

Мы хлопаем руками: оп-оп-оп! Мы топаем ногами: топ-топ-топ!

Сопровождайте чтение стихотворения действиями — на слова «ои-оп!» похло­пайте в ладоши, а на слова «топ-топ!» потопайте одной ногой. Предложите ма-

лышу поиграть вместе с вами. Читайте стихотворение и выполняйте движения по тексту, не договаривая звукоподражания, стимулируя у ребенка звукоподра­жание:

Ручками похлопаем: оп-оп-оп!

Ножками потопаем: топ-топ-топ!

В случае необходимости помогите малышу сделать это. Покажите ему сна­чала одну картинку: «Это рука. Где у Вани рука? Где у мамы руки?»

Аналогично поговорите о второй картинке: «Это ножка. Где у Вани ножки?» Затем положите две картинки рядом прямо перед малышом и проверьте, разли­чает ли он изображения: «Где ножка?», «Где ручка?»

Ребенок должен показать пальцем или глазами на соответствующую кар­тинку.

2. Слушание за ширмой с четким указанием. Если ребенок показал правильно,
положите обе картинки перед ребенком, а сами спрячьте свои руки за ширму,
а ноги — под стол. Дайте ребенку установку: «Слушай ушками!» Похлопайте за
ширмой руками и скажите: «Руки хлопают». Потопайте ногами и скажите:
«Ноги топают».

3. Постучите руками за ширмой или потопайте ногами под столом и попро­
сите малыша: «Покажи на картинке, что ты слышал? Это ручка хлопала (до­
троньтесь до соответствующей картинки) или ножка топала (дотроньтесь
до другой картинки)!».

Похвалите малыша, если он все показал правильно.

ОКТЯБРЬ

«Колокольчик—барабан» (см. Приложение 2, с. 124)

Чему учится ребенок: различать звучание колокольчика и барабана; соотно­сить звучание музыкальной игрушки с ее изображением; развивать чувство ритма; расширять пассивный словарь.

Оснащение: настольная ширма, две игрушки — колокольчик и барабан с ба­рабанными палочками, две картинки с изображениями колокольчика и бара­бана.

Ход игры:

1. Позвените колокольчиком. Предложите малышу сделать то же самое: «По­
звени колокольчиком». Покажите малышу изображение колокольчика: «Вот
колокольчик. Где колокольчик?»

Постучите в барабан. Предложите ребенку постучать в барабан. Рассмотрите с малышом изображение барабана. Проверьте, различает ли он изображения: «Где на картинке колокольчик? Где на картинке барабан?» Если различает, то заня­тие можно продолжить.

2. Дайте установку: «Сейчас будем слушать ушками». Картинки положите
перед ребенком, а игрушку за ширму. «Сейчас будем слушать колокольчик»,—
позвените за ширмой колокольчиком. «Сейчас будем слушать барабан»,— по­
стучите в барабан.

3. Постучите в барабан и спросите: «Покажи на картинке, что ты слышал. Это колокольчик звенел (дотроньтесь до соответствующей картинки) или барабан стучал (дотроньтесь до другой картинки)!». Похвалите малыша, если он все показал правильно.

НОЯБРЬ

«Колокольчик—дудочка» (см. Приложение 2, с. 125)

Чему учится ребенок: связывать звучание игрушки с ее образом; развивать слуховое восприятие и внимание; получать радость от общения с взрослым в со­вместной игре.

Оснащение: настольная ширма, две игрушки — колокольчик и дудка; две кар­тинки с их изображениями.

Ход игры:

1. Позвените колокольчиком. Предложите малышу сделать то же самое: «По­
звени колокольчиком». Покажите малышу изображение колокольчика: «Вот
колокольчик. Где колокольчик?» Подудите в дудку. Предложите ребенку поду­
деть. Рассмотрите с малышом изображение дудки. Проверьте, различает ли он
изображения: «Где на картинке колокольчик? Где на картинке дудка?» Если
различает, то занятие можно продолжить.

2. Дайте установку: «Сейчас будем слушать ушками». Картинки положите
перед ребенком, а игрушку за ширму. «Сейчас будем слушать колокольчик»,—
позвените за ширмой колокольчиком. «Сейчас будем слушать дудку», — поду­
дите в дудку.

3. Подудите в дудку и спросите: «Покажи, что ты слышал. Это колокольчик
звенел (дотроньтесь до соответствующей картинки) или дудка дудела (до­
троньтесь до другой картинки)!». Похвалите малыша, если он все показал
правильно. Чтобы дудка не была видна в момент звучания, вы должны нахо­
диться за ширмой.

ДЕКАБРЬ

«Что делает Мишка?» (см. Приложение 2, с. 125)

Чему учится ребенок: различать бытовые шумы, соотносить их с определен­ными предметами; обозначать предметы облегченными словами.

Оснащение: игрушечный мишка, ложка в чашке, конфета в фантике; картин­ки с изображением конфеты и ложки.

Ход игры:

1. Говорите малышу так, как будто рассказываете ему сказку: «Это мишка
пьет чай. Он взял чашку, ложку, конфетку. Ложка стучит (постучите лож­
кой). Бумажка шуршит (достаньте конфету и пошуршите фантиком)». По­
кажите малышу изображение ложки, конфеты. Проверьте, как делали это рань­
ше, различает ли он нарисованное.

2. Картинки положите перед ребенком, а ложечку и бумажку спрячьте за
ширму: «Сейчас будем слушать, как стучит ложечка, как шуршит бумажка».

3. «Давай догадаемся, что делает мишка?» Постучите ложкой: «Что делает мишка?» Малыш должен показать на соответствующую картинку, а вы догово­рите за ребенка: «Ложечка стучит».

Пошуршите фантиком: «Что делает мишка? Правильно, шуршит фантиком, разворачивает конфету».

ЯНВАРЬ

«Мишка в гостях»(см. Приложение 2, с. 126)

Чему учится ребенок: продолжать дальнейшее формирование слухового вни­мания; различать звучание игрушек (колокольчик, барабан, будильник), соот­носить звучание с образом игрушки; обозначать любыми доступными словами те предметы, звучание которых он услышал; получать радость от совместной игры, продолжать развивать коммуникативные навыки.

Оснащение: игрушки (колокольчик, барабан, будильник), картинки с их изо­бражением, игрушечный медведь.

Ход игры: взрослый: «Мишка пришел в гости. Чтобы ему не было скучно, давай с ним поиграем». Игра проводится аналогично предыдущим (в три этапа).

ФЕВРАЛЬ

«Кто пришел в гости?»(см. Приложение 2, с. 126)

Чему учится ребенок: соотносить звук с образом звучащей игрушки; показы­вать на картинке звучащую игру

Наши рекомендации