Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения

Автор: Ю. Я. Киселев.

Содержание Балл
Поведение
Безразличие ко всему. Сонливость, зевота. Пониженная реактивность
Поведение не отличается от обычного. Деловитость. Сознание направлено на предстоящую деятельность
Проявляется беспокойство, суетливость. Сознание направлено на возможный конечный результат
Частая смена настроений, суетливость
Мимика, пантомимика
Лицо застывшее. Рот полуоткрыт. Глаза полузакрыты
Мимика и пантомимика не отличаются от обычных
В мимике проявляется некоторое напряжение, незначительные движения губами. Несильная жестикуляция при разговоре
Мимика напряженная, челюсти сжаты, смещение губ в сторону, закусывание губ, резкие движения головой, частое мигание глаз, немотивированное прищуривание глаз. Бурная жестикуляция
Движения
Движения замедленные, вялые
Движения спокойные, слитные, мягкие, как обычно
Некоторая резкость, порывистость движений. Лишних движений нет
Движения резкие, несоразмерные, сопровождающиеся излишними усилиями. Движения рук иногда сопровождаются движениями всего тела
Статические позы
Позы неудобные, но не меняющиеся, застывшие статические положения
Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами
Позы удобные, но проявляется тенденция к их неоправданной смене
Позы неудобные, частая их смена
Речь  
Замедленная, вялая, маловыразительная. Тихий голос
Обычная
Более учащенная, более громкая или более выразительная, чем обычно
Частая. Окончания слов произносятся нечетко. Заметные изменения в интонации голоса
Вегетативные сдвиги
Пульс и дыхание обычные или замедленные. Побледнение кожных покровов лица. Легкое недомогание, ощущение вялости, слабости. Мышцы расслаблены больше, чем всегда, трудно напрячь их
Пульс и дыхание обычные. Цвет лица без изменений. Тонус мышц обычный
Пульс несколько учащен (на 5-10 ударов в минуту). Дыхание чаще, чем обычно. Покраснение кожных покровов лица. Тонус мышц обычный или несколько повышен
Пульс значительно учащен. Дыхание частое, поверхностное. Повышенное потоотделение. Повышенный диурез. Резкое покраснение кожи лица и тела. Мышцы напряжены
       

В каждой группе признаков шкала оценок строится по принципу на­растания внешнего проявления эмоционального возбуждения:

· оценка 2 балла соответствует обычному — фоновому — эмоци­ональному состоянию, свойственному в спокойной обстановке;

· 1 балл — недостаточному эмоциональному возбуждению (напри­мер, апатия);

· 3 балла — повышенному по сравнению с обычным уровню эмо­ционального возбуждения;

  • 4 балла — чрезмерная интенсивность эмоционального состояния.

Протокол оценок внешних проявлений эмоционального возбуждения

Внешние признаки эмоционального возбуждения Условная оценка
      Оптимальный уровень эмоционального возбуждения   Чрезмерное эмоциональное возбуждение   Недостаточное эмоциональное возбуждение
Поведение      
Мимика, пантомимика      
Движения      
Статические позы      
Речь      
  Вегетативные сдвиги      
Сумма баллов      

Методика «Паровозик»

Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПО) психического состояния. Она применяется индиви­дуально с детьми с 2,5 лет.

В качестве стимульного материала используются: белый парово­зик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Дается инструкция: «Рассмотри все вагончики. Надо построить нео­бычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т. д.»

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных, полученных с помощью методики при индиви­дуальном обследовании, проводится следующим образом.

Присваивается один балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый — на третью; красный, желтый, зеленый — на шестую.

Два балла присваивается, если ребе­нок ставит вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый — на вторую позицию; красный, желтый, зеленый — на седьмую, синий — на восьмую.

Три балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий — на седьмую позицию; красный, желтый, зеленый — на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов ока­зывается менее трех, то психическое состояние оценивается как пози­тивное.

При 4—6 баллах — как негативное психическое состояние низкой степени (НПС не); при 7-9 баллах — как НПО средней степени;

Больше 9 баллов — НПС высокой степени.

Наряду с получением индивидуальных результатов можно опреде­лить и общий психологический климат в группе детского сада.

Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница меж­ду ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

а-б

Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения - student2.ru * 100%

количество детей

70 % и выше — высокая степень благоприятности психологическо­го климата (сБПК);

42-69 % — средняя сБПК;

26—41,9 % — незначительная сБПК;

0 до 25 % — начальная степень неблагоприятного психологическо­го климата (сНПК);

1 до -25% - средняя сНПК;

-26% и ниже – сильняя сНПК.

Наши рекомендации