Опорные положения. Главная тема

Через рассказы детей можно выявить основные тенденции их раз­вития. Так, например, в нескольких историях может говориться о голо­де главного героя, об обращении к воровству для удовлетворения сво­их потребностей.

Однако на этом основании нельзя делать вывод о том, что ребенок голоден в буквальном смысле и думает только об удовлетворении пищевой потребности и в повседневном желании отобрать еду у дру­гих. Необходимо найти общие доминанты в модели поведения ребен­ка. В этом смысле необходимо говорить о теме нескольких рассказов.

При анализе рассказов надо обращать внимание и на их полное не­соответствие содержанию рисунка. Например, дети могут сказать о том, что тигр и обезьяна дружат и вместе пошли гулять, или о зайчике, кото­рый совсем не боится лежать один в темноте. Такие рассказы говорят о высокой тревоге или агрессии, вытесняемой из сознания ребенка. Об этом же свидетельствует и отказ от ответа, когда дети говорят о том, что они не знают, что здесь нарисовано, или что они устали и т. д. Это наиболее сложные случаи, и можно предположить, что нервное напря­жение ребенка усиливается оттого, что он считает данное качество от­рицательным и не хочет признавать его наличие у себя. Дети, страдаю­щие от отчужденности, холодности родителей, часто рассказывают о наказании, одиночестве и слезах. В рассказах могут проявиться и фо­бии, конкретные страхи. Агрессивные, асоциальные дети также могут подчеркнуть идею о наказании, однако при этом не говорится о страхе, а в любом случае — о нарушении правила и уходе от наказания.

Главный герой

Герой — фигура, о котором идет рассказ. Он имеет сходство с испытуемым больше всего в возрасте и по полу, по взглядам на жизнь. В рассказе может быть не один герой, испытуемый может идентифици­ровать себя с двумя героями, или он может быть вначале одним, а по­том другим. Бывает, что испытуемый идентифицирует себя с героем противоположного пола. Все это надо учитывать. Иногда участвующая фигура в самый ответственный момент рассказа может несколько раз выступать в более глубоком подавленном бессознательном отношении ко всему. Интересы, желания, способности, возможности, которыми наделяется герой, могут не соответствовать испытуемому, а являться желаемыми. Соответствие героя испытуемому отражает его силу «Я», т.е. каким он выбирает героя — сильным или слабым.

В рассказах некоторых детей присутствуют придуманные ими герои, которые прямо или косвенно регулируют поведение, например, тигра и обезьяны. Это могут быть охотники, которые убили тигра и спасли обезьяну, другие звери, родители этих зверей и т. п., в любом случае агрессия вводится в приемлемые рамки, что говорит о хорошей социализации ребенка. Однако данный тип агрессии (тревоги) все же присутствует и при неблагополучном стечении обстоятельств может ввести к невротизации.

Самоопределение

Под самоопределением авторы подразумевают целостное принятие и отношение к себе. Шилдер первым описал это как представление, как образ тела в мозгу человека. Например, ребенок рассказывает «какое у него некрасивое тело», а затем говорит о том, каким хотел бы видеть, свое тело, воображает себя красивым, большим, властным.

Главные потребности и побуждения героя

Потребности могут быть выражены:

· В потребностях героя через рассказы испытуемого.

· В рассказе о поведении героя.

· В развитии потребностей героя как отражения нужд испытуе­мого.

· В описании образа жизни героя.

При определении потребностей ребенка необходимо учитывать, что:

· Обязательно сравнение актуальной картины с клинической, изу­чением объективных реальных жизненных обстоятельств.

· Возможно проявление замещающей природы фантазии.

· Возможно проявление бурной фантазии или лживости ребенка.

· Возможность «временной игры» дошкольника.

Исключение фигуры или обстоятельства

Если одна или несколько фигур на рисунке исключены или проигно­рированы, это может означать, что предмет или фигура либо враждеб­ны, либо противоречивы.

Концепция среды

Эта концепция является комплексной, смешанной с бессознатель­ным самовосприятием и апперцептивным искажением стимула на осно­ве образа прошлого. Обычно 2—3 описываемых тем достаточно для определения таких качеств, как враждебность, подчиненность, доми­нирование, дружелюбие, боязливость и т. д.

Идентификация

Ребенок идентифицирует себя в семье с тем, кого уважает и кто иг­рает позитивную роль в их взаимоотношениях.

Представление фигур

Необходимо рассмотреть, как ребенок видит фигуры вокруг себя, как воспринимает, как ведет себя в ситуации соперничества, соревно­вания, поддержке и других взаимоотношениях.

При проведении диагностики личности необходимо помнить, что данные, полученные в разных тестах, необходимо сопоставлять друг с другом, а также с результатами, полученными при исследовании семей­ных отношений. Только совпадение результатов, полученных с исполь­зованием нескольких методик, позволяет с уверенностью сказать, что диагностика проведена верно.

Наши рекомендации