Тест «Руки Э. Вагнера» (Hand test)

Цель: Проективная методика исследования личности. Диагностика вероятности агрессивных проявлений у ребенка.

Возрастной аспект: Применяется для обследования детей дошкольного и школьного возраста с 5 лет.

Содержание теста: Стимульный материал состоит из стандартных 9 изображений кистей рук и одна пустая таблица, при показе которой ребенка просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

В теоретическом обосновании авторы теста исходят из положения о том, что развитие функции руки связано с развитием головного мозга. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность.

Следовательно, предлагая обследуемым детям в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Инструкция: посмотри внимательно на рисунок с изображением руки и ответь, пожалуйста, на вопрос – какое действие по твоему мнению она выполняет, а также, что способен выполнить человек с такой рукой? Представь кисть руки и опиши ее воображаемые действия.

Процедура проведения: Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении. Обследуемый ребенок должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет нарисованная рука (или сказать, что способен выполнить человек с такой рукой)

Применение: Индивидуально.

Анкета – протокол №______

Фамилия________________ Имя____________________ ____лет,

группа сада_____ детский сад №_____ дата________________ 200_ г.

Анализ результатов

Положение, в котором обследуемый держит таблицу (опишите)

1 рис.__________ 2 рис.___________ 3 рис.______________

4 рис.__________ 5 рис.___________ 6 рис.______________

7 рис.__________ 8 рис.___________ 9 рис.______________

Ответь на вопросы:

· Какое действие по твоему мнению выполняет рука?

· Что способен выполнять человек с такой рукой?

ОЦЕНКА полученных данных по следующим 11 категориям:

Агрессия___________________________________

Указания___________________________________

Страх______________________________________

Привязанность______________________________

Коммуникация______________________________

Зависимость________________________________

Эксгибиционизм ____________________________

Увечность __________________________________

Активная безличность________________________

Пассивная безличность_______________________

Описание___________________________________

Количественный показатель открытого агрессивного поведения___

1) Агрессия – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой – либо предмет.

2) Указания – рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими (ответы, относящиеся к первым двум категориям, рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого к внешнему проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению)

3) Страх – рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого – либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе.

4) Привязанность – рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям.

5) Коммуникация - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты.

6) Зависимость – Рука выражает подчинение другим лицам.

(четыре эти категории ответов отражают тенденцию к действиям, направленным на приспособление к соц. Среде, вероятность агрессивного поведения незначительна).

7) Эксгибиционизм – рука разными способами выставляет себя на показ.

8) Увечность – рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям.

9) Активная безличность – ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека или людей, однако рука должна изменить свое физическое местоположение, приложить усилия.

10) Пассивная безличность – также проявление тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия др. человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения.

11) Описание ответы, в которых рука только описывается, тенденция к действию отсутствует.

Количественный показатель открытого агрессивного поведения –рассчитывается путем вычитания вычитания суммы «адаптивных» ответов из суммы ответов по первым двум категориям:

Е («агрессия» + «указания») – Е («страх» + «коммуникация» + «зависимость»). Ответы, подпадающие под категории Эксгибиционизм и Увечность, при оценке вероятности агрессивных проявлений не учитываются, так как их роль в данной области поведения непостоянна. Эти ответы могут лишь уточнить мотивы агрессивного поведения.

Методика «Линеограмма»

Назначение– выявить уровень различения эмоций у ребёнка, наличие эмоционального дискомфорта, отдельные личностные проявления.

Материал –чистый альбомный лист, набор разноцветных карандашей или фломастеров (обязательно должен быть простой или чёрный карандаш).

Инструкция:

«Сейчас я вам расскажу сказку, а вы её у себя нарисуете. Жила – была точка. Однажды она побежала по листу и оставила за собой след – линию. Точка эта была грустная и линию оставила тоже грустную. Возьмите любой карандаш и нарисуйте грустную линию.

Другая точка была весёлая и оставила после себя весёлую линию (каждую линию психолог помечает значком).

Третья точка была очень тихая и линию оставила тоже тихую (при необходимости психолог может указать, что карандаши можно менять).

Четвёртая точка была очень громкая и линия тоже.

Следующая точка была очень- очень лёгкая... а после неё была тяжёлая точка, которая оставила тяжёлый след. А самая интересная точка была добрая, и линия её тоже была добрая. К сожалению, была и злая точка, остался после неё злой след».

(Для младших детей можно исключить одну – две пары, чтобы сократить объём работы. Пары могут быть заменены другими).

Оценка– линии могут различаться по цвету, форме, оригинальными элементами.

1 – уровень – есть оригинальные элементы, которые выражают суть различий, линии разные по цвету, ребёнок смог дать минимальное объяснение (последнее необязательно).

2 – уровень – линии разнятся по цвету, толщине.

3 – уровень - есть различие либо по цвету, либо в характере линий.

4 – уровень – линии не различаются. Не различение эмоций или состояние глубокого дискомфорта.

Тревогу вызывают рисунки 3-го и 4-го уровней.

Примечание.Также в рисунках можно отметить хаотичность, неорганизованность, экспансию линий, выход за пределы листа, вычурность. Или наоборот, рисунок зажат в одном углу, робкие слабые линии, страх перед пространством листа. Значимо и то, какие цвета используются для выражения тех или иных эмоций.

Наши рекомендации