Составление рассказов о школе по представлению.

Логопед выставляет на доску картинки с изображениями различных предметов.

Логопед. Рассмотрите картинки и выберите из них те, на которых изображены школьные принадлежности. Обоснуйте свой выбор.

Дети составляют предложения о нужных в школе вещах.

Логопед. Сегодня на занятии мы будем учиться составлять рассказы о школе. В любом рассказе должен быть порядок, поэтому составлять рассказы мы будем по плану.

Устный план рассказа

— Сначала нужно рассказать о том, какие изменения произойдут в вашей жизни в сентябре.

— Затем — о том, как вы представляете себе обучение в школе.

— Закончить нужно, рассказав о том, как вы хотите учиться в школе.

Логопед. Каждый из вас получит за составленный рассказ специальную фишку. А за каждое полное «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот любой участник может получить еще и призовую фишку.

Логопед по очереди приглашает детей к доске. Придерживаясь пунктов плана, дети составляют рассказы. После этого логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных рассказчиков.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Подсчитывает фишки детей, определяет победителей. Дети аплодируют им.

Занятие 66. «До свидания, детский сад!»

Цель: Составление рассказа по серии сюжетных картин «Первоклассники».

Задачи:

— активизировать словарь по теме «Скоро в школу»;

— учить детей пониманию значений многозначных слов, пословиц;

— учить правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;

— учить детей составлять рассказы по серии картин «Первоклассники»;

— развивать произвольное внимание, фантазию, логическое мышление детей.

Оборудование: предметные картинки с изображениями школьных принадлежностей, серия сюжетных картин «Первоклассники» (иллюстрации 31-33), специальные и призовые фишки, мяч, магнитно-маркерная доска.

Ход занятия

I. Речевая разминка

Названия речевых игр и упражнений Содержание
«Посчитай» Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями школьных принадлежностей и выдает каждому ребенку карточку с записанными на ней попарно цифрами (1-2, 1-3, 2-5...). Дети должны составить предложения по образцу: «К школе нужно приготовить одну ручку и две тетради».
«Четвертый лишний» Найти лишнюю картинку и объяснить, свой выбор. (Например, три изображения школьных принадлежностей, одно — инструмента.)

Физкультминутка. На усмотрение логопеда.

II. Основная часть занятия

1. Объяснение значений многозначных слов, поговорки и пословицы.

Логопед объясняет детям значения многозначных слов звонок, ручка, пословицы: «Книга — друг человека»; «Кто много читает, тот много знает».

Составление рассказа по серии картин «Первоклассники».

Логопед выставляет картины серий «Первоклассники» в произвольном порядке и просит детей внимательно рассмотреть каждую картину.

Логопед. Вы должны расставить картины серии по порядку и составить рассказ по цепочке. Не забудьте, что в любом рассказе должен быть порядок.

Устный план рассказа.

— Сначала нужно рассказать о том, когда произошла эта история.

— Затем — о том, с кем она произошла (опишите детей и их действия, придумайте им имена).

— Придумайте окончание этой истории.

Рассказ должен быть интересным и веселым. Напоминаю, что каждый из вас получит за составленный фрагмент рассказа специальную фишку. Аза каждое полное «красивое» предложение, сравнение или речевой оборот вы можете получить еще и призовую фишку.

Логопед по очереди приглашает детей к доске. Придерживаясь пунктов плана, дети составляют рассказы, Логопед благодарит всех детей за старание. Отмечает наиболее активных рассказчиков.

III. Подведение итогов занятия

Логопед подводит итог занятия. Подсчитывает фишки детей, определяет победителей. Дети аплодируют им.

Список использованной литературы

1. Аверина, И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях : практическое пособие / И.Е. Аверина. — М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник / З.Е. Александрова. — М. : Русский язык, 1995.

3. Бородин, А.М. Методика развития речи детей / A.M. Бородин. — М. : Просвещение, 1981.

4. Волкова, Л.С. Логопедия / JI.C. Волкова. — М. : Просвещение : Владос, 1995.

5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. — Т. 3. Проблемы развития психики / Л.С. Выготский ; под ред. A.M. Матюшкина. — М. : Педагогика, 1983.

6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. — М., 1961.

7. Глухое, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2004.

8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 1985.

9. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филиче- ва. — М. : Просвещение, 1989.

10. Каше, ГА. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. — М. : Просвещение, 1986.

11. Коноваленко, В В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы : методическое пособие / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. — М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003.

12. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : пособие для воспитателя детского сада / Э.П. Короткова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Просвещение, 1982.

13. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — СПб. : СОЮЗ, 1999.

14. Левина, Р.Е< Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. — М. : Просвещение, 1968.

15. Мурашковска, И.Н. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке) / И.Н. Мурашкрвска, Н.П. Валюмс. — СПб.: Издательство «ТРИЗ-ШАНС», 1995.

16. Нестеренко, А А. Страна загадок / А. А. Нестеренко. — Ростов и/Д : изд-во Ростовского университета, 1993.

17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005,

18. Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ / сост. И.Я. Гуткович и др. — Ульяновск, 1994.

19. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина. — М., 1984.

20. Сидорчук, ТА. Технология составления творческих текстов по картине: пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений / Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецова. — Челябинск, 2000.

21. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. — М.: Просвещение, 1987.

22. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей о общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М., 1991.

Оглавление

Введение

Календарное планирование подгрупповых занятий

Конспекты подгрупповых занятий

Занятие 1. Что такое осень?

Занятие 2. Четыре времени года

Занятие 3. В осеннем лесу

Занятие 4.Что мы знаем о деревьях и кустарниках?

Занятие 5. Знакомые незнакомцы

Занятие 6. Что мы знаем о фруктах и овощах?

Занятие 7. В осеннем саду..

Занятие 8. Осенью в огороде

Занятие 9. Такие разные фрукты

Занятие 10. Давайте будем сравнивать

Занятие 11. Лесные ягоды

Занятие 12. Что мы знаем о ягодах?

Занятие 13. За грибами..

Занятие 14. Что мы знаем о грибах?

Занятие 15- Что такое ателье?

Занятие 16. В гостях у Золушки

Занятие 17. В гостях у хитрого лиса

Занятие 18. Расскажи, какие они

Занятие 19. В гости к белочкам

Занятие 20. Что мы знаем о диких животных леса?

Занятие 21. Что такое зима?

Занятие 22. Времена года

Занятие 23. Как делают шерстяные нитки

Занятие 24. Что мы знаем о домашних животных?

Занятие 25. Как живет белый медведь

Занятие 26. Что мы знаем о животных зоопарка?

Занятие 27. Лесная гостья

Занятие28. Новогодние праздники

Занятие 29. Домашние голуби

Занятие 30. Что мы знаем о домашних птицах?

Занятие 31. Птицы рядом с нами

Занятие 32. Что мы знаем о птицах?

Занятие 33. Как заготавливают сено

Занятие 34. Что мы знаем об инструментах?

Занятие 35. О работе кузнеца

Занятие 36. Что мы знаем о профессиях?

Занятие 37. О специальных машинах

Занятие 38. Что мы знаем о транспорте?

Занятие 39. Масленичная неделя

Занятие 40. Проводы русской зимы

Занятие 41. Наше Отечество

Занятие 42. День защитника Отечества

Занятие 43. Что такое весна?

Занятие 44. Праздник бабушек и мам

Занятие 45. В магазине мебели

Занятие 46. Что мы знаем о мебели?

Занятие 47- Путешествие в мир посуды

Занятие 48. Такая разная посуда

Занятие 49. Летом на реке

Занятие 50. Такие разные рыбы

Занятие 51. Полезные насекомые

Занятие 52. Такие разные насекомые

Занятие 53. Планеты Солнечной системы

Занятие 54- Космические путешествия

Занятие 55. О ласточках

Занятие 56. Такие разные птицы

Занятие 57- Весной в лесу

Занятие 58. Весенние работы в саду

Занятие 59. Такая страшная война

Занятие 60. О героях войны

Занятие 61. Как выращивают цветы

Занятие 62. Волшебный цветок в добрых руках

Занятие 63- Здравствуй, лето!

Занятие 64- Летние забавы

Занятие 65. Школа. Какая она?

Занятие 66. До свидания, детский сад!

Список использованной литературы

[1] При условии, что в группе для детей с ОНР 12 человек.

[2] Использование этого вспомогательного и эффективного приема, разработанного JI.H. Ефименковой, помогает активизировать словарь детей и способствует развитию последовательного связного высказывания (Ефимейкова, JI.H. Формирование речи у дошкольников / JI.H. Ефименкова. — М.: Просвещение, 1981).

[3] Для проведения речевых игр и упражнений используются материалы пособия Н.Е. Арбековой «Карточки по лексическим темам "Овощи" и "Фрукты". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями» (М. : Издательство ГНОМ, 2011).

[4] Для проведения речевых игр и упражнений используются материалы пособия Н.Е. Арбековой «Карточки по лексическим темам "Овощи" и "Фрукты". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями» (М. : Издательство «ГНОМ», 2010).

[5] Для проведения речевых игр и упражнений используются материалы пособия Н.Е. Арбековой «Карточки по лексической теме "Дикие животные". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями» (М. : Издательство ГНОМ, 2011).

[6] . пособие Н-Е. Арбековой «Карточки по лексической теме "Домашние животные". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями» (М. : Издательство ГНОМ, 2011).

[7] См. пособие Н.Е. Арбековой «Карточки по лексическим темам "Мебель" и "Посуда". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями» (М.: Издательство ГНОМ, 2011).

[8] См. пособие Н.Е. Арбековой «Карточки по лексическим темам "Мебель" и "Посуда". Упражнения по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с речевыми нарушениями» (М.: Издательство ГНОМ, 2011).

Наши рекомендации