Занятие 41. «Наше Отечество»
Цель: Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану.
Задачи:
— уточнить, пополнить и активизировать словарь по теме «Наше Отечество»;
— учить запоминать пословицы и понимать их смысл;
— учить детей правильно образовывать имена существительные в форме родительного падежа множеств венного числа;
— учить детей составлять рассказ о России с опорой на картинный план;
— воспитывать у детей любовь к нашей Родине, уважительное отношение к символам России;
— развивать произвольное внимание, логическое мышление детей.
Оборудование: картинки с изображениями различного ландшафта России (реки, моря, озера, леса, горы, равнины...), людей, домов и т.д., картинный план 9 (иллюстрация 9), карта России, мяч, магнитно-маркерная доска.
Ход занятия
I. Речевая разминка
Названия речевых игр и упражнений | Содержание |
«Чего в России много!» | Логопед выставляет на доску пары картинок с изображениями озера, реки, горы и т.д. Дети по очереди должны составить предложения по образцу. Образец: «В России много рек и озер». |
«Подбери окончание пословицы» | Логопед знакомит детей с тремя-четырьмя пословицами о Родине, объясняет их смысл. (Родная сторона — мать, чужая — мачеха. Родина — мать, умей за нее постоять. На чужой сторонушке рад своей воронушке. Где кто родится, там и пригодится.) После этого проводится игра с мячом. Дети стоят полукругом перед логопедом. Логопед произносит начало любой пословицы и бросает мяч кому-то из детей. Ребенок ловит мяч, называет ее окончание, проговаривает пословицу целиком и возвращает мяч логопеду. Игра продолжается. |
Физкультминутка. На усмотрение логопеда.
II. Основная часть занятия
Повторение значений пословиц.
Логопед повторяет с детьми значения пословиц: «Родная сторона — мать, чужая — мачеха»; «Родина — мать, умей за нее постоять»; «Где кто родится, там и пригодится».
Введение в тему занятия.
Логопед. Скажите, ребята, какие страны мира вы знаете? (Ответы детей.) Знаете ли вы, какая страна в мире самая большая? Самая большая страна в мире — Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает. (Логопед показывает на карте границы России.) Наша страна очень большая и очень красивая. В ней проживает более 128-ми наций и народностей: это русские, татары, башкиры, карелы, коми, удмурты, марийцы, корейцы, украинцы, чуваши, армяне, осетины, буряты, якуты, ненцы и др. Все они жители России — россияне. Столица нашего государства — Москва. А какие еще города России вы знаете? (Дети называют знакомые города.)
Страны отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, обычаями, традициями. Но у каждого государства есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн.)
Как и все страны в мире, Россия имеет свой флаг, герб и гимн. И когда мы почтительно, с уважением относимся к символам нашей страны, мы тем самым проявляем любовь к нашему Отечеству и гордость за то, что мы граждане России.
Скажите, а что такое Родина? (Ответы детей.) Да, ребята, ответов на этот вопрос может быть много. Родина — это страна, в которой мы родились и живем. Это наше Отечество. Это русские леса, поля, моря и реки. Это земля, на которой жили и трудились наши предки, земля, которую защищали они от врагов. Это и место, где мы родились и живем, дом, по которому мы скучаем, находясь в далеком краю, на чужой стороне. А из множества таких маленьких мест и состоит наша общая, великая Родина. Она огромна и прекрасна.
Послушайте стихотворение «Наша Родина», которое написала поэтесса Наталия Львовна Забила.
Как велика моя земля! Как широки просторы! Озера, реки и поля, Леса, и степь и горы! Раскинулась моя земля От севера до юга. Когда в одном краю весна - В другом — снега и вьюга...
Мы должны любить свою Родину, хорошо знать Историю своей страны, быть готовыми в любую минуту встать на ее защиту. Каждый год 12 июня в нашей стране празднуется особый праздник, День России. Мы граждане большой, красивой и сильной страны. Мы должны гордиться ее заслугами и достижениями. Давайте стараться делать ее еще богаче и сильнее.
3. Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и рисуночному плану. Логопед. Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ о Родине. Рассмотрите картинки и назовите все то,
что на них изображено. (Дети навивают изображения: реки, моря, озера*леса, горы, равнины, люди, дома и т.д.)
В любом рассказе должен быть порядок. Поэтому давайте рассмотрим план, по которому мы и составим наш рассказ. По каждому пункту плана вы будете составлять предложения, и объединять их в рассказ о России, о нашем Отечестве, (Логопед называет детям каждый пункт картинного плана.)
За каждое составленное предложение вы обязательно получите специальную желтую фишку. А если сможете составить полное «красивое» предложение, использовать в речи сравнение, поговорку или пословицу, то получите еще и призовую красную фишку
Дети по очереди выбирают предметные картинки, составляют по ним предложения с опорой на пункты плана, объединяют их в рассказ. Логопед следит за ответами детей, помогает им в случае затруднений.
III. Подведение итогов занятия
Логопед подводит итог занятия. Благодарит детей за старание. Подсчитывает фишки, определяет самых красноречивых рассказчиков. Логопед и дети аплодируют им.