Положение рисунка на странице
Склонность к тщательной центровке рисунка – проявление ощущения незащищенности (симметрия пространства по краям, по-видимому, служит критерием безопасности для испытуемого) и неумения приспособиться, адаптироваться к среде, а степень проявления этих качеств напрямую связана со степенью симметрии и количеством рисунков, представленных в таком виде.
Если рисунок размещен в левом верхнем углу страницы — таким испытуемым свойственно проявлять тревожность или регрессию (реакцию избегания), что отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое.
Среди тех, кто склонен демонстрировать агрессивное поведение и (или) негативное неприятие инструкций, наблюдается тенденция к частой смене положения рисуночной формы или повороте листа.
Если же рисунок соприкасается с краем (несколькими краями) листа, это всегда является значимым фактором. Случай срезания краем листа одной или нескольких комнат дома часто выражает нежелание испытуемого рисовать данную комнату из-за неприятных ассоциаций, связанных с этой частью дома или проживающими там людьми; срезание макушки дерева говорит о желании найти удовлетворение в фантазии, отказавшись от поиска ее в реальности; случаи срезания элементов рисунка человека, по-видимому, выражают переживание чувства двигательной беспомощности по отношению к окружающей реальности.
По отношению ко времени срез левого края рисунка обозначает фиксацию на прошлом вкупе со страхом перед будущим; срез правого края рисунка свидетельствует о желании оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого.
Контакт рисунка с верхним краем страницы означает фиксацию на размышлениях и фантазиях как источниках удовлетворения. Использование нижнего края страницы вместо линий основания рисунка означает более или менее генерализованную незащищенность, депрессивно окрашенное настроение. Также установлено, что в рисунке дерева или дома использование места слева от центра страницы может интерпретироваться как признак доминирования эмоциональной сферы, а справа — как выражение преобладания сферы интеллектуальной.
Способ изображения. Психолог должен обратить внимание на два момента: применение нетипичных способов штриховки, применение реалистичного и правдоподобного изображения. Нормальная штриховка наносится быстро, без сильного нажима и повторного возврата к ней.
Еще одним из параметров оценки выступает время, затраченное на выполнение задания. Предполагается, что, определив количество времени, затраченного испытуемым, и продуктивность его использования в процессе рисования и последующего опроса, психолог может узнать, насколько значим для испытуемого данный рисунок в целом и составляющие его части.
Необходимо обратить внимание на отношение общего количества затраченного времени к качеству рисунков. Если качество рисунка высокое, нет нужды задаваться вопросом о степени психической интеграции личности испытуемого, даже если было затрачено много времени. Исследователь должен решить оправданно ли затраченное время количеством деталей и способом их изображения. Паузу в процессе рисования продолжительностью более 5 секунд можно расценивать как достаточное доказательство конфликта, при отсутствии оснований для утверждения обратного. Ключ к пониманию причины конфликта обычно дает та или иная часть рисунка, во время, перед или после выполнения которой испытуемый делает паузу.
Качество линий – один из важнейших параметров, используемых при интерпретации.
Жирные линии в рисунке испытуемого, не имеющего нарушений центральной нервной системы, оцениваются в соответствии с характером их использования. Например: если весь рисунок выполнен жирными линиями, можно сделать вывод о наличии напряженности неопределенного характера. Если такие линии использованы в изображении определенных деталей рисунка, это может означать фиксацию на этой детали и (или) враждебность, подавленную или открытую. Если контур дома или человека нарисован жирными линиями, в отличие от других линий внутри этих рисунков, можно предположить, что испытуемый прилагает все усилия, чтобы сохранить внутриличностный баланс. Если жирными линиями нарисован торец дома или ствол дерева, это, вероятно, означает, что испытуемый старается сохранить контакт с реальностью и отказывается от возможности получить удовлетворение в фантазии. Очень жирная линия земли обычно интерпретируется как отражение чувства тревожности, вызванного взаимоотношениями в реальной жизни. Жирные линии контура крыши дома означают (если рассматривать дом в качестве автопортрета) фиксацию на фантазии как источнике удовлетворения с сопутствующим этому чувством тревоги.
Тип линии. Психолог должен определить следующие характеристики линий: линии прерывистые или непрерывные; линии всегда (почти всегда) твердые и прямые или всегда (почти всегда) плавные и изогнутые. Постоянное использование эскизных, прерывистых линий, вероятно, выражает потребность в аккуратности и скрупулезности, а в отдельных случаях указывает на состояние напряжения и тревожности. Жесткая, прямая линия часто оказывается выражением внутренней ригидности (бескомпромиссности). Обычно кривая линия — здоровый признак, хотя она также может свидетельствовать о неприятии условностей и ограничений.
Выделяют также такой параметр, как самокритичность. Считается, что самокритичное отношение хорошо интегрированного индивида будет достаточно стабильным в течение работы над всеми тремя рисунками.
Ниже мы приведем основные моменты, на которые следует обратить внимание при интерпретации детского рисунка.
Характерное качество | Проявление в рисунке |
Незащищенность | Ребенок помещает весь рисунок в центре листа; непропорциональные части тела человека; длинные руки, широко расставленные ноги; много второстепенных деталей |
Тревожность | Большое количество облаков, сильное выделение отдельных деталей, ограничение пространства рамкой, штриховка, линии с сильным нажимом, многими стираниями, толстая линия фундамента дома, интенсивное закрашивание волос |
Недоверие | Слабая линия рисунка, расположение дома на краю листа, слабая линия ствола дерева, очень маленькая дверь дома, прикрывание рисунка рукой в самом процессе |
Чувство неполноценности | Очень маленький размер рисунка, отсутствие рук и ног, очень маленькие руки человека, узкие плечи |
Враждебность | Отсутствие окон дома, пустые глазницы, острые пальцы, очень большие деревья, агрессивная позиция человека |
Конфликтность | Прорисовывание другого объекта, отказ рисовать заданные объекты, отсутствие трубы на крыше одноэтажного дома |
Трудность общения | Отсутствие дверей (или очень маленькая дверь), излишне закрытые окна, отсутствие основных деталей лица; человек нарисован схематично — палочками, оборонительная позиция рук, дверь без ручки |
Депрессивность | Помещение рисунка в самом низу листа, расположение дерева и дома сверху, присутствие линии основания, идущей вниз, очень маленький размер рисунка |
Вариант интерпретации
«Дом»
1. Дом старый, развалившийся - иногда субъект, таким образом, может выразить отношение к самому себе.
2. Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).
3. Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
4. Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.
5. Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интер-персональных отношениях.
6. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, вредящей правильной оценки реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может страстно желать свободного сердечного общения).
7. Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям; но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.
8. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.
9. Стена, отсутствие её основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещён внизу).
10. Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
11. Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.
12. Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.
13. Стена: контуры линии слишком акцентуированы – сознательное стремление сохранить контроль.
14. Стена: одномерная перспектива – изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьёзные тенденции к отчуждению и оппозиции.
15. Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
16. Стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждения, прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
17. Двери. Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении открыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
18. Двери (одни или несколько), задние или боковые – отрешённость, отступление, избегание.
19. Двери (одни или несколько) парадные – первый признак откровенности, достижимости.
20. Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).
21. Двери боковые (одни или несколько) – отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность.
22. Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
23. Двери очень маленькие – нежелание впускать в своё «я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
24. Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
25. Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
26. Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
27. Окна сильно открытые – субъект ведёт себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства.
28. Окна сильно закрытые (занавешенные) – озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
29. Окна без стекол – враждебность, отчужденность.
30. Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.
31. Окна отсутствуют на нижнем этаже, но имеются на верхнем этаже – «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша – сфера фантазии.
32. Крыша и труба, сорванные ветром – символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.
33. Крыша, жирный контур несвойственный всему рисунку – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровожденная тревогой.
34. Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.
35. Крыша, толстый контур края – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
36. Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация.
37. Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены – усилена защитная установка.
38. Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
39. Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
40. Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.
Дополнения
Кусты – хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки – указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать её.
Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся
у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким.
Солнце – символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.
Погода – отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Цвет
Обычное его использование.
Зелёный – для крыши. Потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение не важно при использовании зелёного цвета для ветвей деревьев или крыши дома.
Коричневый – для стен.
Черный – застенчивость, пугливость.
Оранжевый – комбинация чувствительности и враждебности.
Пурпурный – сильная потребность власти.
Красный – наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
Жёлтый – сильные признаки враждебности.
Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный человек обычно использует не меньше 2 или не больше 5 цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7–8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет – боится эмоционального возбуждения.
Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.
Штриховка 3/4 листа – нехватка контроля над выражением эмоций.
Штриховка, выходящая за пределы рисунка – тенденция
к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Размещение рисунка
1.1 Размещение рисунка над центром листа – чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:
а) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели;
б) субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряжённость);
в) субъект склонен держаться в стороне.
1.2 Размещение рисунка точно в центре листа – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
1.3 Размещение рисунка ниже центра листа – чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:
а) субъект чувствует себя не безопасно и неудобно и что это создает у него депрессивное настроение;
б) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
1.4 Размещение рисунка на левой стороне листа – акцентирование прошлого. Импульсивность.
1.5 Размещение рисунка в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или в фантазии.
1.6 Размещение рисунка на правой половине листа – субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
1.7 Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущем. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.
1.8 Рисунок выходит за верхний край листа – фиксирование на фантазиях как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
1.9 Контуры очень прямые – ригидность.
1.10 Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем случае - указание на неспособность к четкой позиции.