Последствия сексуальной объективации
Среднестатистический россиянин или американец видит тысячи единиц рекламы ежедневно. И, несмотря на то, что на большинство из них мы не обращаем внимания, эта реклама имеет огромное влияние на нас – это и является основной опасностью использования в рекламе некорректных образов. Главный редактор Advertising Age[9] говорил о том, что только 8% рекламного послания воспринимается сознанием, а остальное обрабатывается и перерабатывается далеко в тайниках мозга. Реклама создает окружение, в котором мы живём и которое считаем нормальным. Поэтому реклама может диктовать законы этого окружения.
Реклама, на самом деле, продаёт нам не только товар, но и ценности, образы и концепции. Женщинам же реклама в первую очередь говорит о том, что самое главное – это то, как женщина выглядит, подкрепляя это образами «идеальных» женщин, созданными в фотошопе. С самого юного возраста реклама заставляет женщин стараться выглядеть соответствующе этому образу и испытывать стыд, если это не удается, а это, очевидно, не может удаваться.
В экспериментах с более чем 200 людьми группа исследователей обнаружила, что если женщина верит, что мужчина разглядывает ее тело, то она начинает сокращать свое присутствие, разговаривая меньше. Тем не менее, если мужчина верит, что женщина оценивала его тело, то такого эффекта не происходит.
В исследовании, также опубликованном в журнале «Psychological Science», объясняется, что наша культура в такой степени приучила женщин к мысли о том, что их оценивают в первую очередь по внешности, что они сами начинают оценивать себя подобным образом, то есть занимаются самообъективацией.
«Женщины в буквальном смысле превращаются в объект – они прекращают говорить и выражать себя», – говорит одна из соавторов исследования, Диан Куинн, профессор психологии в Университете Коннектикута, США.
Участникам исследования давалось две минуты, чтобы представиться перед системой видеонаблюдения своему невидимому партнеру. Исследователи объяснили, что их будут снимать в одном из трех условий: только аудио, только до шеи или только ниже шеи. Участникам говорилось, что это упражнение на коммуникацию, цель которого – проанализировать социальное взаимодействие с точки зрения выражений лица, жестов и голоса.
В условиях съемки тела женщины в среднем говорили только 84,9 секунд, если они думали, что их партнером является мужчина. Однако если им говорили, что их партнер – женщина, то они говорили в среднем 111,9 секунд. Как отмечают исследователи, это показывает, «что именно мужской взгляд, а не просто любой взгляд, влиял на презентацию женщин».
Напротив, мужчины, у которых снимали только тело, снижали время своего разговора в среднем только на секунду (117,8 по сравнению с 116,8 секунды), если они думали, что их партнер противоположного пола.
«Мы действительно смогли показать серьезные последствия для девочек, которые выросли в культуре объективации их тел, – говорит Куинн. – Если женщины прекращают выражать свой интеллект и личность… они могут показаться застенчивыми или неуверенными в себе, а это может повредить им на работе или если они должны выступать перед людьми».
Характерно, что 61% женщин в исследовании сказали, что им не понравилось сниматься с фокусом на тело, по сравнению только с 36% мужчин.
Саманта Бреннан, профессор из Университета Западного Онтарио, говорит, что эти данные поддерживают то, что многие феминистки говорят уже много лет – объективация влияет на личную и профессиональную жизнь женщин. Она предполагает, что мужчина не начинает таким же образом ограничивать свою личность, когда женщина уделяет внимание его телу, потому что у него нет такого же опыта объективации, как у нее.[10]
Кроме этого, следствием самообъективации и такого критического отношения к собственной внешности является огромное количество косметических процедур, 91% из которых проводились на женщинах. С 1997 по 2007 год их количество увеличилось на 457%, это почти до 12млн. в год. Это включает увеличение на 754% количества нехирургических процедур, и увеличение фактических операций на 114%. При этом, например, грудь с имплантами теряет чувствительность, становясь тем самым настоящим объектом сексуального удовлетворения других людей, женщина вполне буквально превращается из субъекта в объект.
Ещё одна важная проблема, которую создает сексуальная объективация, – это одержимость худобой, которая активно пропагандируется в культуре на протяжении уже не одного десятка лет. Каждые 62 минуты от расстройства пищевого поведения (РПП) в мире умирает один человек. РПП — это целый ряд заболеваний: нервная анорексия, булимия, орторексия, компульсивное переедание и не только. Самый высокий уровень смертности у анорексии – от вызванных ей осложнений умирают 5–6% больных, от булимии – чуть меньше. При этом дизайнеры выпускают настолько маленькие размеры одежды, что даже не все модели в неё влезают, а в СМИ презентуют только один тип фигуры (широкие плечи, узкие бедра, высокий рост, длинные ноги), который исключает около 95% женщин.[11]
|
Учёные провели исследования влияния масс-медиа на пищевое поведение в конце 1980-х годов на островах Фиджи. В это время у жителей Фиджи идеальными считались крупные формы, и женщины прекрасно себя чувствовали, будучи пухлыми. Для психолога Анны Беккер[12], которая возглавляла исследование, главный целью исследований было изучить, как культурный аспект может повлиять на пристрастия в еде и вызвать различные проблемы со здоровьем. При написании диссертации несколько лет Беккер жила на Фиджи в небольшом поселке, в котором не было электричества и асфальтированных дорог.
С течением времени волна модернизации прошлась по островам Фиджи: приехало много туристов, которые привезли с собой множество электронных устройств. В 1995 году правительство страны, наконец, одобрило появление вещательного телевидения и фиджийцы смогли смотреть западные телепередачи.
«С появлением телевидения в умах жителей островов случился настоящий переворот, особенно это касалось молодых девушек», – говорит Беккер. «До этих пор нарушение питания у молодежи наблюдалось очень редко. После того, как на Фиджи появилось телевидение, многое изменилось».
В 1995 году никто из девушек даже не думал о том, что им надо сбросить вес. К 1998 году более 11% из них стали проводить различные очистительные процедуры. Главная причина, почему они захотели измениться, по словам самих девушек, заключается в том, что они хотят быть привлекательными, как актрисы на экране, которые выглядят и живут совершенно иначе. Телевизионные шоу и кино девушки воспринимали не как вымысел, а как реальные новости с запада.
После того, как выяснилось, что телевидение оказывает влияние на молодых жительниц Фиджи, Беккер стало интересно, являются ли экранные герои виновниками того, что фиджийцы изменили свои привычки в питании. Она также стала размышлять о том, что не только само телевидение повлияло на изменения в обществе, но и то, что люди стали много говорить и обсуждать то, что видели на экране.
Чтобы подтвердить это предположение, Беккер и ее коллеги собрали данные о более чем 500 девушек с островов Фиджи из разных областей. Все девушки говорили на одном языке, однако, некоторые из них проживали в более развитых районах на побережье, другие жили в мелких отдаленных селениях в горах. Возможность смотреть телевизор была не у всех.
После проведенных исследований и опроса девушек, ученые обнаружили, что существует всего один фактор, который приводит к появлению проблем с питанием, и – это телевидение. При этом совершенно не важно, смотрят ли они телевизор сами или слышат рассказы других.[13]
Часто масс-медиа формирует сознание не только широкой общественности, но и отдельно взятых знаменитостей, особенно тех, кто принадлежит в fashion-индустрии, которые в свою очередь тоже могут влиять на общественное сознание, подливая масло в огонь. Так, к примеру, бурный резонанс вызвало высказывание модели Кейт Мосс: «Нет ничего вкуснее чувства худобы».
К сожалению, пагубное влияние на самооценку и здоровье женщин – не последнее следствие сексуальной объективации. Большое количество такой рекламы создает климат, в котором распространено насилие против женщин, потому что превращение человека в вещь и, как следствие, его дегуманизация – это первый шаг к оправданию насилия против этого человека. Мы даже часто видим в рекламе прямое изображение насилия или даже убийств по отношению к женщине.
|
В культуре масс-медиа сформировало два противопоставленных образа: пассивный и подчиняющийся женский, и брутальный и властный мужской – и это неизбежно приводит к насилию. Реклама эротизирует насилие, часто заставляя нас обвинять реальную жертву. И самое страшное, что происходит в рекламе, – это прямое сопоставление секса и насилия, которое не может не влиять на наше сознание. При этом избиение – самая распространённая причина травм у женщин в Америке, одна треть американок были убиты своими партнерами-мужчинами, а в России 75% побоев в семье приходится на женщин.
Сексуальная объективация – практика, которая работает на нескольких уровнях, и ее разрушительный эффект не может быть сведен к каким-то конкретным эпизодам, она губительна сама по себе и проявляется в самых разных сферах с более или менее серьезными последствиями: на телевидении, на улице, за закрытыми дверьми офиса и частной квартиры.
В феминистской теории есть понятие «культура изнасилования», которое описывает культуру, в которой изнасилование и сексуальное насилие над женщинами обычны, а господствующие отношения, нормы, практики и средства массовой информации нормализуют, допускают или даже оправдывают сексуальное насилие над женщинами. В это понятие, безусловно, входит явление повсеместной сексуальной объективации в масс-медиа.
Как с этим бороться,