Речевая подвижная игра «У кого какая игрушка?»
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют описываемые в нем действия. (Игра повторяется 2—3 раза.)
Встали, дети, в круг, в круг,
Кулачками стук, стук.
Мы идем вперед, вперед,
Ножками топ, топ.
Мы идем назад, назад,
Вот так, вот так.
Побежали, побежали
И к игрушкам прибежали.
Педагог раздает детям игрушки, а затем спрашивает, кому какая игрушка досталась. Дети отвечают (хором и индивидуально): «Мячик у Кати. Утка у Маши...»
Занятие 2
Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Учить внимательно слушать рифмованный текст и заучивать его наизусть; сопровождать игру речью.
Наглядный материал. Неваляшка, погремушка.
Ход занятия
Игра «Играем с неваляшкой»
Воспитатель показывает детям неваляшку и объясняет, почему эта игрушка так называется. Затем производит с ней различные действия и комментирует:
Неваляшку мы кладем —
Неваляшка не лежит.
Неваляшку мы кладем,
Л она опять стоит.
Не лежит никак игрушка,
Неваляшка-непослушка.
Игра проводится несколько раз. Постепенно стихотворение заучивается наизусть.
Речевая подвижная игра «Играем с погремушкой»
Воспитатель показывает детям погремушку и читает рифмовку, а малыши выполняют соответствующие действия.
Погремушкой мы шумим:
Вот так, вот так.
Погремушкой мы стучим:
Вот так, пот так.
С погремушкой мы шагаем:
Вот так, вот так.
С погремушкой мы играем:
Вот так, вот так.
Педагог повторяет игру, побуждая детей к совместному про-говариванию текста.
Занятие 3
Цели. Учить различать на слух слова, близкие по звучанию, и правильно произносить их; внимательно слушать воспитателя и повторять за ним короткий рифмованный текст.
Наглядный материал. Игрушки или картинки с их изображением: лопата, лошадь, кровать, матрешка, гармошка, рыба, машина, корзина, картина, черепаха, Чебурашка, неваляшка, мышь, медведь, шишка, книжка.
Ход занятия
Игра «На игрушки посмотри»
Воспитатель по очереди выставляет перед детьми в ряд по три игрушки или картинки и проговаривает рифмовку. Дети повторяют слова педагога.
Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри: Вот лопатка, вот лошадка, вот кроватка.
Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри: Вот матрешка, вот гармошка, вот рыбешка.
Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри: Вот машинка, вот корзинка, вот картинка.
Раз-два-три, раз-два-три, на игрушки посмотри: Вот черепашка, вот Чебурашка, вот неваляшка.
Игра «Мы играем»
Воспитатель выставляет в ряд четыре игрушки или картинки, проговаривает четверостишие и повторяет его несколько раз с детьми.
Мы играем с мышкой, Мы играем с мишкой, Мы играем с шишкой, Мы играем с книжкой.
Чтение без наглядного сопровождения
Мой конь
Гоп, гоп, конь живой,
Он с хвостом и с гривой,
Он качает головой, —
Вот какой красивый.
Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня,—
Я поехал к маме.
М. Клокова
Тематический цикл «Продукты питания» (двадцать первая неделя)
Занятие 1
Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя, повторять текст и отвечать на вопросы.
Наглядный материал. Продукты питания или картинки с их изображением.
Ход занятия
Игра «На продукты посмотри»
Воспитатель раскладывает на столе продукты питания (или картинки с их изображением) и несколько раз вместе с детьми произносит четверостишие:
Раз-два-три, раз-два-три,
На продукты посмотри.
Их купили в магазине,
Принесли мы их в корзине.
Затем педагог показывает какой-нибудь продукт и спрашивает, как он называется. Дети хором отвечают.
Занятие 2
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить различать количество предметов, способствовать усвоению понятий один, два, много, ни одного.
Наглядный материал. Продукты питания: баранки, сыр, конфеты и др.; игрушки.
Ход занятия
Игра «Сколько баранок?»
Воспитатель раздает детям баранки (кому одну, кому две, кому много, а кому — ни одной) и просит сосчитать их. У Тани — одна баранка. У Маши —две баранки. У Вовы — много баранок. А у Кати — ни одной баранки. У Вити — одна баранка. У Наташи —две баранки. У Миши — много баранок. А у Саши — ни одной баранки.
Педагог предлагает детям поделиться баранками с теми, у кого их нет.