Речевая подвижная игра «Я иду, иду, иду»
Воспитатель расставляет на столе посуду и произносит четверостишие. Одновременно он выполняет описываемые в нем действия. Затем каждый ребенок повторяет упражнение, но с другими предметами.
Я иду, иду, иду,
Я к чашке подойду,
Я чашку возьму
И вверх подниму.
Занятие 3
Цели. Учить детей играть в сюжетные игры. Закреплять словарь по теме. Побуждать детей к повторению речевого материала. Развивать фонематическое восприятие. Развивать внимание.
Наглядный материал. Куклы, посуда.
Ход занятия
Игра «Чаепитие для кукол»
Воспитатель ведет детей в игровой уголок и предлагает устроить чаепитие для кукол. Малыши накрывают стол, а педагог произносит двустишия, побуждая детей к договаривайте слов.
Игра проводится несколько раз.
Будем стол накрывать. Будем чай пода... (вать).
Будем кукол мы поить. Будем кукол мы кор... (мить).
Вот стакан для салфеток. Вот ваза для конфе... (ток).
Вот чашка и блюдце. Осторожно, они бью... (тся).
Вот чайник, в нем чай, Чай скорее нали... (вай).
Чтение без наглядного сопровождения
Федорино горе
И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!»
Вот и чайник за кофейником бежит.
Тараторит, тараторит, дребезжит...
Утюги бегут, покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
А за ними блюдца, блюдца
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
Вдоль по улице несутся —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
На стаканы — дзынь! — натыкаются,
И стаканы — дзынь! — разбиваются.
И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда? куда?»
А за нею вилки.
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
Тематический цикл «Одежда» (восемнадцатая неделя)
Занятие 1
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия одежда. Учить детей вслушиваться в рифмованные инструкции воспитателя и выполнять их; отвечать на вопросы педагога; правильно употреблять предлог в. Развивать внимание.
Наглядный материал. Предметы одежды, ящик или коробка.
Ход занятия
Игра «Покажи одежду»
Воспитатель раскладывает на столе предметы детской одежды, рядом ставит ящик или коробку. Он вызывает кого-нибудь из детей и обращается к нему со словами:
Ты нам шорты покажи
И в ящик положи.
Ребенок выполняет задание и рассказывает, куда и что он положил.
Воспитатель вызывает следующего ребенка:
Ты нам шапку покажи
И в ящик положи.
Ты нам колготки покажи
И в ящик положи.
Далее воспитатель сообщает детям, что все предметы, которые они сложили в ящик, можно назвать одним словом — одежда.
Игра «У кого что?»
Воспитатель вызывает кого-нибудь из детей и просит остальных рассказать, во что одет ребенок. Малыши перечисляют его одежду: «У Тани платье, колготки. У Миши тортики, рубашка...»
Занятие 2
Цели. Развивать речь детей в процессе выполнения действий с предметами. Обогащать словарь детей существительными в уменьшительно-ласкательной форме. Учить сопровождать игру речью.
Наглядный материал. Кукла, кукольная одежда; веревка, натянутая между стульев, таз.
Ход занятия
Игра «Играем с куклой»
Воспитатель предлагает детям «постирать» кукле одежду. Педагог берет платье, изображает, как он его стирает, и вешает на веревку, комментируя свои действия: «Мы повесили платьице». Затем дети сами «стирают» одежду, сопровождая свои действия речью.
Мы повесили маечку.
Мы повесили носочки.
Мы повесили кофточку.
Мы повесили юбочку.
Мы повесили брючки. И так далее.
Занятие 3
Цели. Учить детей внимательно следить за действиями воспитателя и отвечать на вопросы; правильно употреблять предлог на. Закреплять знания детей по теме.
Наглядный материал. Предметы одежды.
Ход занятия
Игра «Куда кладу вещи?»
Занятие проводится в раздевалке. Воспитатель показывает детям предметы одежды и просит назвать их. Затем он раскладывает одежду по местам, а у детей выясняет, куда он кладет вещи: «Куда я кладу шарф?» Дети отвечают: «На полку».
Куда я вешаю шубу? (На вешалку.)
Куда я кладу кофту? (На полку.)
Куда я кладу брюки? (На полку.)
Куда я вешаю куртку? (На вешалку.) И так далее.
Чтение без наглядного сопровождения
В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки.
Помоги на валенки
Мне надеть калошки...
3. Александрова
Тематический цикл «Мебель» (девятнадцатая неделя)
Занятие 1
Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия мебель. Учить правильно употреблять предлоги на и под; вслушиваться в двухступенчатые рифмованные инструкции воспитателя и правильно выполнять их.
Наглядный материал. Кукольная мебель.
Ход занятия
Игра «Положи игрушку»
Игра проводится в игровом уголке. Воспитатель рассказывает детям о мебели и ее назначении. Затем по очереди обращается к каждому ребенку:
Ты нам куклу покажи
И на стол положи.
Ты нам кубик покажи
И под стол положи.
Ты нам зайку покажи
И на стульчик положи.
Ты нам мячик покажи
И пол стульчик положи.
Ты нам мишку покажи
И на шкафчик положи.
Ты нам машинку покажи
И под шкафчик положи.
Когда малыши выполнят задания, педагог выясняет, где лежат игрушки (хоровые и индивидуальные ответы детей).
Занятие 2
Цели. Развивать навыки фразовой речи. Закреплять названия предметов мебели. Учить правильно употреблять предлог на; дифференцировать глаголы сидит — лежит — стоит: координировать речь с движениями; внимательно слушать и запоминать рифмованный текст.
Наглядный материал. Кукольная мебель, игрушки.
Ход занятия
Игра «Где лежат игрушки?»
Воспитатель заранее раскладывает игрушки в игровом уголке. Затем сообщает детям, что прибегал Петрушка и принес игрушки. Педагог предлагает малышам рассказать, где находятся игрушки, правильно используя глаголы сидит, лежит, стоит.
Кукла сидит на кроватке.
Гармошка лежит на диване.
Кубик стоит на столе.
Зайка сидит на стуле.
Мячик лежит на стуле.
Матрешка стоит на тумбочке.
Мишка сидит на диване.
Собачка лежит на кровати.
Пирамидка стоит на полке.