Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов на две группы.

Цель: Продолжать формирование у детей простейших приемов установления тождества и различия цвета однородных предметов. Развивать сосредоточенность. Воспитывать усидчивость.

Материал: Палочки восьми цветов. Детям предлагают цветовые сочетания: красный - оранжевый, оранжевый - желтый, синий - фиолетовый, желтый - белый, черный - фиолетовый, зеленый - синий и др. Количество материала зависит от количества детей, из расчета по пять палочек двух цветов на каждого ребенка.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям красные и оранжевые палочки, перемешанные произвольно, объясняет, что они разного цвета: такого (показывает красную палочку) и такого цвета (показывает оранжевую палочку). Первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая предметы одного (красного) цвета в одну сторону, а предметы другого (оранжевого) цвета в другую сторону. Начиная с третьей пары, воспитатель привлекает к группировке детей и предлагает вначале предмет одного цвета приложить к соответствующей группе, а затем предмет другого цвета приложить к другой цветовой группе.

После того как все дети поочередно разложат по паре предметов на столе педагога, присоединяя их к соответствующим по цвету группам, им предлагают индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания.

Желательно, чтобы каждый малыш группировал палочки разного цвета и в разнообразных сочетаниях. Как и раньше, детям, затрудняющимся в группировке, предлагается прием прикладывания предметов вплотную.

Каждый ребенок группирует двадцать-тридцать палочек, оперируя объектами четырех­шести цветов. Дети, быстро справившиеся с работой, наблюдают за тем, как выполняют задание рядом сидящие товарищи. Воспитатель может спросить ребенка: «Правильно разложил палочки Саша или нет? Какую палочку он положил неправильно?»

Если ребенок хорошо выполнил задание и с интересом наблюдает за действиями других детей, то предлагать ему уходить не следует. Игра-занятие продолжается 10-12 минут и проводится один раз.

Отгадай, что в мешочке?

Цель: Учить рациональным приемам осязательного обследования формы предмета. Развивать у детей познавательную активность и способность к целенаправленным усилиям, которые приводят к построению осязательного образа воспринимаемой формы. Воспитывать терпеливости.

Материал: Предметы контрастной формы средних размеров, хорошо знакомые детям. Это могут быть следующие игрушки: пирамидка, голыш, грибок деревянный, шар, неваляшка, птичка, рыбка, уточка, совочек или лопатка, кубик, машинка или тележка, кружечка, миска, самолетик, игрушечная ванночка и т.д. Кроме того, нужен мешочек из мягкой, тонкой и непрозрачной ткани, который задергивается на шнуре. Желательно, чтобы он был привлекательным по цвету и рисунку.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель напоминает детям, как они накануне играли в прятки, и спрашивает малышей, хотят ли они сегодня поиграть в прятки. «Но прятки будут особенные, - говорит он, - потому что прятаться будут не дети, а игрушки. Вот здесь они, эти игрушки». Воспитатель ставит на стол коробку с игрушками и предлагает малышам занять свои места на стульчиках. Потом достает нарядный мешочек, показывает его и говорит: «Мы все

вместе выберем какую-нибудь игрушку и положим ее в мешочек, А искать будет тот, кого я _ назову». Педагог объясняет детям, как искать: нужно потрогать руками спрятанный в мешочке предмет через ткань и по форме, на ощупь, отгадать, что это такое. Воспитатель достает из коробки три-четыре игрушки, ставит их на стол и задает детям вопросы, направляющие их на зрительное обследование формы предметов: что это такое? Можно ли в него что-то положить? Что у него есть? (Назови части предмета.) Они одинаковые или разные? И т. д.

Взрослый подзывает к себе одного из наиболее смелых и смышленых детей и предлагает ему отойти подальше, повернуться к стенке, закрыть глаза и не подглядывать. Предупредив остальных участников игры о необходимости сохранять тишину и о том, что нельзя называть игрушку, которая прячется, воспитатель вызывает еще одного ребенка и предлагает ему выбрать игрушку (из трех-четырех) и положить ее в мешочек. Взрослый затягивает мешочек шнуром, поясняй, что это нужно для того, чтобы предмет не вывалился во время поиска, и предлагает позвать Вову (или любого другого ребенка). «Пора! Иди к нам и отгадай, что спрятано в мешочке», - говорят воспитатель и дети. (Взрослый еще раз напоминает детям, что нужно сидеть тихо и ни в коем случае не подсказывать и не мешать Вове самому отгадывать загадку: «Кто не умеет молчать и выдаст наш секрет, того мы не выберем отгадывать загадку»).

Вова подходит к столу, берет мешочек с игрушкой и начинает через ткань ощупывать ее. Направляя процесс осязательного обследования формы предмета, воспитатель советует ребенку держать предмет в обеих руках, левой - держать и поворачивать, а правой - ощупывать его пальцами. Малыш выполняет указанные действия и отвечает на вопросы воспитателя, затем называет спрятанный предмет, вынимает его из мешочка и показывает всем. Если он отгадал загадку, то будет награжден аплодисментами. Выбирается новый ребенок, и игра продолжается. Когда будут найдены все четыре игрушки, они откладываются на другой стол, прикрываются салфеткой, а воспитатель вынимает из коробки три-четыре новых предмета, рассматривает их вместе с детьми.

Где твой дом?

Цель: Учить сравнивать фигуры на своих карточках с другими, большого размера и найти среди них такие же, развивать целенаправленного, осмысленного восприятия формы геометрических фигур. Воспитывать целенаправленность.

Материал: Маленькие карточки (6x8 см) с изображением следующих геометрических фигур: круг, треугольник, квадрат и прямоугольник. Количество всех карточек должно со­ответствовать числу участников игры. Кроме того, нужны четыре большие карты с изображением тех же фигур, В большие карты можно продеть шнурки, чтобы детям удобнее было их держать.

Ход игры:

Игру можно проводить со всей группой, как в помещении, так и на участке. Напомнив детям уже знакомую игру «Ищи свой дом!», воспитатель предлагает поиграть с новыми карточками.

Он подзывает к себе четырех детей, дает каждому по большой карте с опознавательным знаком нового дома, в который будут переезжать жильцы. Дети с картами занимают свои места (встают в круги, начерченные на земле).

Остальные участники игры получают маленькие карточки - это приглашения переехать в новый дом. Воспитатель объясняет правило: каждый смотрит на свое приглашение, но никому его не показывает, чтобы никто не знал, в какой дом он собирается переезжать. На приглашении нарисована фигура, которая поможет найти дом. Чтобы не спутать свой дом с чужим, нужно

внимательно рассмотреть все фигуры на домах и выбрать такую же, как на карточке. Тот, кто ошибется, в дом не попадет, так какого не пустят.

После этого некоторое время дети свободно двигаются по площадке, изображая разные способы передвижения (кто на чем переезжает - ко на машине, кто на поезде, кто на лошади и т. д.) Они еще не знают, где чей дом, так как большие карты им пока не показали. По сигналу воспитателя «Стоп!» дети с большими картами (хозяева) поднимут их, а дети, изображающие жильцов, должны будут остановиться, рассмотреть свои карточки, а потом поискать, где находятся такие же фигуры на домах.

После небольшой паузы воспитатель спрашивает: «Где твой дом?» После этих слов дети разбегаются по своим домам. Как только дом будет полностью засечен, все его жильцы поднимают карточки. Воспитатель и хозяева домов проверяют, в каком доме раньше собрались жильцы и все ли правильно нашли свой дом. отмечают победителей.

Катя гуляет в лесу.

Цель: Составление пар предметов по цвету с проговариванием: «Бабочка такая же красная, как цветок! Бабочка красная, а цветок желтый». Целенаправленный поиск в ходе движения по лабиринту.

Материал: Кукла Катя, силуэты цветов и бабочек белого, желтого и красного цветов; лабиринт в графическом изображение с различными направлениями движения.

Ход игры:

Катя сидит на красивой полянке и ждет, когда же прилетят бабочки. Вдруг подул ветерок, цветочки закачались и с них взлетели бабочки. Катя обрадовалась: « Ах, вот где вы были! Вы прятались от меня в цветах!» Катя, понравилась бабочкам, и они стали играть с ней в прятки. Она присмотрелась и поняла, где они прячутся.

Педагог предлагает спрятать бабочек на разложенных на полу цветках. Если цветок и бабочка оказались одного цвета, спрашивает: «Желтая бабочка спряталась на желтом цветке? А красная на белом? « (активизирует восприятие и речь детей).

Затем кукла Катя просит детей полетать вместе с бабочками и посадить их на любой цветок.

- Какие бабочки спрятались, а какие нет?

Кате пора возвращаться домой, но она очень любопытная и решила пройти по разным дорожкам. (Выкладывается лабиринт.) Она подошла к уточке и сказала ей, что видела красивых бабочек. Катя позвала уточку с собой, но та отказалась.

Затем Катя неожиданно подошла к забавной избушке, в ней никого не было. Пошла Катя дальше и оказалась у высокого забора, а калитка была закрыта на замок. Надо искать дорогу домой!

Складывание трехместной матрешки.

Цель: Учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по величине; ориентироваться при этом на слова: «открой», «закрой», «большая», «маленькая», «такая», «не такая».

Материал: Трехместная матрешка, вкладыши которой отличаются один от другого на 1,5-2 см .

Ход игры:

Воспитатель показывает матрешку, слегка встряхивает ее. В ней что-то гремит. Это заинтересовывает детей. Педагог открывает матрешку и достает вкладыш. Обе матрешки ставит рядом и говорит: «Матрешки красивые, но разные - большая и маленькая'». При встряхивании маленькой матрешки оказывается, что в ней тоже что-то есть. Достав еще одну матрешку, воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчеркивает разницу в величине.

Малыши внимательно рассматривают матрешек, затем с помощью взрослого показывают, где большая матрешка, где маленькая и где средняя. Не следует требовать от детей произнесения названий величины, важна лишь их практическая ориентировка в размерах предметов.

Собирается матрешка в обратном порядке: в среднюю прячется самая маленькая. Фиксируется момент, когда остались две матрешки: большая и поменьше. Затем взрослый открывает большую матрешку и прячет в ней среднюю.

После предварительного показа детям раздается индивидуальный материал для самостоятельной игры. Открыть большую матрешку помогает воспитатель. После того как малыши вынут из больших матрешек вкладыши среднего размера, взрослый напоминает, что большую матрешку надо закрыть, и помогает совместить контуры рисунка. При действиях со средней и маленькой матрешками в помощи воспитателя нуждаются лишь некоторые дети. Как правило, взрослый помогает им совмещать рисунок или выстраивать матрешки в ряд.

Наглядный показ действий или сопоставление величины разных предметов сопровождается словами: «открой», «закрой», «маленькая», «большая», «меньше», «больше».

Домик для куклы Кати.

Цель: Составление домика, фонарика и лесенки из частей путем накладывания их на силуэт (совместно с педагогом).

Материал: Игрушки: кукла, заяц и медведь. Силуэт дома и цветные части для накладывания на силуэт: две « стены», с частью окна на каждой и два треугольника (крыша дома). Цветные палочки, всего по 3 - 4 штуки каждого цвета.

Ход игры:

Медвежонок и Зайчонок задумались, что же им подарить Кате на день рождения. Зайчонок говорит: «Если подарить Кате морковку, то она сделает из нее сок и выпьет. И забудет про подарок!» Медвежонок: «Если подарить мед, она его тоже съест!» Решили Медвежонок с Зайчонком покрасить Катин домик.

Каждый ребенок берет две цветные части стены и накладывает на силуэт домика. Спрашивает у Кати: « тебе нравится?»

Затем дети составляют лестницу из цветных палочек, пользуясь ею, крышу из двух цветных треугольников, накладывая их на силуэт. Спрашивают у Кати: « Тебе нравится дом?» кате очень понравился дом. Вечером стало темно, и друзья решили сделать фонарик, чтобы Катя могла видеть того, кто к ней идет. Дети складывают фонарик из цветных палочек (вместе с педагогом). Кате очень понравился подарок. Она довольна.

Катя угощает гостей.

Цель: Совместное со взрослым определение формы предметов на основе сравнение эталонами. Установление соответствия между количеством гостей и угощения.

Материал: Игрушки: зайчонок, медвежонок, кукла Катя. Угощение: три кусочка сыра треугольной формы, три кусочка колбасы круглой формы, три кусочка сахара - квадратной. Тарелки, чашки, блюдца, ложки - по 3 штуки. Три мышонка и запасные кусочки угощения.

Ход игры:

Педагог вместе с куклой Катей накрывает на стол и приговаривает:

- Эта чашка для Медвежонка Дети принимают участие в сервировки стола, раскладывают угощение, называя того, кому оно предназначено.

Катя идет встречать гостей (стук в дверь). В это время прибегают мышата, уносят со стола часть угощения и прячутся под стол. Гости вошли в дом и сели за стол. Катя угощает Медвежонка и Зайку. Но тут оказалось, что угощения не хватило.

Дети определяют, что унесли мыши, говорят:

- У Кати нет колбасы.

- У Зайчонка - сыра... и т. д.

Можно предложить детям посмотреть, что мыши унесли в норку.

Разыгрывается ситуация заканчивается игрой в прятки детей с мышатами.

Мышата. Мы - веселые мышата.

Раз, два, три!

Нас попробуй ты найти,

Раз, два, три!

Педагог спрашивает детей:

- Хорошо ли живется у нас в группе игрушками? Не забываем ли мы их угощать? Всем ли хватает ложек и чашек?

Затем предлагает посадить все игрушки за один стол и проверить это. Расставляя столовые приборы на стол перед игрушками, каждый ребенок проговаривает: «Вот тебе, Мишка, чашечка и ложечка». При это педагог побуждает детей самостоятельно устанавливать соответствие предметов (игрушек и приборов) по количеству.

Поручения.

Цель: Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи. Воспитывать уважение к старшим.

Материал: Большая игрушечная собака и маленькая собачка (или медвежата); машинка; красный и синий мячи; большая чашка и маленькая; матрешка.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку игрушки и посуду и предлагает назвать их, рассказать, какого они цвета, размера. Затем дает следующие задания: большую собаку напоить чаем из большой чашки (если ребенок ошибается, собачка рычит или отворачивается, показывая свое неудовольствие; так же при ошибках ведут себя и другие игрушки); поставить матрешку рядом с красным мячиком; маленькой собачке подарить синий мячик; поплясать вместе с матрешкой; взять маленькую собачку и посадить ее на ковер; большую собаку посадить рядом с маленькой.

В конце занятия взрослый просит ребенка помочь ему убрать игрушки и другие предметы, использованные в игре. Затем спрашивает малыша: «Где хранится посуда? В какой коробке лежат кубики?» и т. д.

Необходимо следить за правильным использованием в речи детей глаголов: посадить, поставить, положить.

Найди свой домик.

Цель: Учить соотносить геометрические фигуры. Развивать наблюдательность.

Воспитывать уважение друг другу.

Материал: Геометрические фигуры, три обруча.

Ход игры:

Детям раздают геометрические фигуры, отличающиеся по цвету и величине. В трех обручах в разных углах комнаты на полу лежат, крут, квадрат и треугольник.

«В этом домике живут все круги, - говорит воспитатель, - в этом - все квадраты, а в этом - все треугольники». Когда все найдут свои домики, детям предлагается «погулять»: побегать по группе. По сигналу воспитателя (удар в бубен) все находят свой домик, сравнивая свою геометрическую фигуру с той, что находится в домике. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.

Приключение котенка.

Цель: Движение по лабиринту с целью нахождения безопасного пути. Сравнение предметов по цвету. Восприятие условного изображения.

Материал: Лабиринт (из строительного материала); игрушки: котенок, лягушка, собачка, дом; дом с пчелами (на нитках).

Ход игры:

Педагог вместе с детьми строит лабиринт из строительного материала. Все вместе расставляют в конце каждой дорожки домик или дерево с пчелиным дуплом, собачью будку, лужу с лягушкой (условно). После этого педагог рассказывает о том, как котенок бродил в поисках своего дома, наконец, увидел много дорожек и очень обрадовался. Все они вели к дому! Дом близко, уже виден.

Побежал котенок по одной из дорожек...вдруг слышит: «Ж-ж-ж!» это пчелы! Маленькие, но их так много! Испугался котенок и убежал назад. (Ребенок проводит котенка по лабиринту и назад.)

Побежал котенок по другой дорожке (Выбирает ребенка) на второй дорожке его испугала большая собака. На третьей - лягушка обрызгала водой. Он испугался и убежал назад. Сел на траву и думает: «Как же мне пройти к домику?» и пошел котенок по новой, неизвестной дорожке. Шел он долго, но зато никто его не испугал. А когда он, наконец, пришел домой, Катя была рада, что котенок вернулся.

Наступил вечер. Котенку стало скучно. Катя решила его развеселить. Она стала складывать из ладошек забавные фигурки, которые на стене оставляли тени: птичку, собачку, мышку. (Педагог складывает из ладоней фигуру, а дети повторяют его движения.) Котенок смотрел на тени и думал, что это живые фигурки.

Педагог предлагает детям подумать о том, почему котенок не смог пройти мимо пчел, ведь они такие маленькие. Разве они страшные? Кто - то из детей отвечают, что кусаются и их много. Затем педагог спрашивает, почему котенок не смог пройти мимо лужи. Разве он не умеет плавать? (котенок не любит мочить лапки.)

Нанизывание больших и маленьких бус.

Цель: Учить детей чередовать предметы по величине.

Материал: Для каждого ребенка по восемь деревянных или глиняных бусин двух величин одинакового цвета и формы. Диаметр большой бусины 2 см, маленькой 1 см. Тонкие шнуры или толстые нитки с навощенными или предварительно опущенными в клей концами

Ход игры:

Воспитатель показывает детям красивую куклу, поясняет, что она пришла к ним в гости и что-то принесла в корзиночке. Кукла здоровается с детьми, и воспитатель предлагает детям тоже поздороваться с куклой. Педагог сажает куклу на свой стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает детям, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка.

Педагог объясняет, что кукла просит сделать для нее красивые бусы. Обращая внимание детей на то, что бусы можно нанизывать по-разному, взрослый берет вначале большую, затем маленькую бусинку и нанизывает их на нитки одну за другой. Подозвав кого-либо из детей к себе, воспитатель предлагает взять из коробочки вначале большую, затем маленькую бусинку, показать их всем ребятам, положить на стол и нанизать вначале большую бусинку, а затем маленькую.

Переходя от одного ребенка к другому, воспитатель обучает каждого малыша нанизыванию бус. После того как все дети нанижут по две бусинки на общую нитку, воспитатель хвалит их и надевает кукле бусы. Кукла благодарит детей за украшение.

Затем воспитатель говорит детям, что кукла принесла еще много бус и раздает каждому из детей материал для самостоятельного выполнения задания.

Педагог внимательно следит за деятельностью воспитанников. Одним детям он помогает продевать нитку в отверстие бусинок, другим напоминает о чередовании предметов: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая» Третьих предостерегает: «Не торопись, смотри внимательней»

Правильность выполнения задания всеми детьми зависит от предварительного отбора пары, предметов разной величины и четкого чередования больших и Маленьких бусинок

По мере выполнения детьми задания воспитатель собирает готовые бусы и кладет их себе на стол, а детей просит отнести коробочки из-под бус. Предлагает всем посмотреть, как много 6vc сделали они для кукол. Завязав узлами концы ниток, воспитатель раздает готовые бусы детям и предлагает надеть красивые украшения всем куклам, находящимся в группе.

Что изменилось?

Цель: Учить детей запоминать фигуры. Развивать наблюдательность, внимание,

воспитывать самостоятельность.

Материал: Фланелеграф, геометрические фигуры.

Ход игры:

Воспитатель выставляет на доске или фланелеграфе круг, квадрат, треугольник в ряд и предлагает детям рассмотреть фигуры на доске и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из фигур. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.

Подобные игры и упражнения можно подбирать и варьировать в зависимости от степени подготовленности детей данной группы.

Большие и маленькие.

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине. Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать усидчивость.

Материал: Четыре больших бусины (приблизительно 2 см) и четыре маленьких (приблизительно 1 см). Бусинки одинаковой формы и цвета. Тонкие шнуры или толстые нити с навощенными или предварительно опущенными в клей концами. Кукла и корзиночка.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку красивую куклу, рассказывает, что она пришла к нему в гости и что-то принесла в корзиночке. Взрослый сажает куклу на стол и, вынимая из корзиночки коробочку, показывает ребенку, что там лежат большие и маленькие бусинки и нитка. Сказав, что кукла просит сделать для нее красивые бусы, взрослый обращает внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному.

Сначала взрослый берет большую бусину и нанизывает ее на нитку, затем маленькую, потом снова большую. Взрослый предлагает ребенку собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно большие и маленькие бусинки. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

Если чередовать бусы наоборот, т. е. сначала брать маленькую, а затем большую, ребенку труднее справиться с заданием, потому что его в первую очередь привлекают большие бусины.

Взрослый следит за тем, как ребенок нанизывает бусы, помогает ему продевать нитку в отверстие бусинки, если у того не получается, напоминает о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательнее!»

Во время самостоятельной игры ребенку дают различные шнуры и предметы для нанизывания (например, кольца от пирамидок). Можно использовать и катушки, а вместо шнуров прыгалки со снятой с одной стороны рукояткой.

Геометрическое лото.

Цель: Учить сравнивать изображение на картинке с изображением на карточке. Развивать внимательность воспитывать усидчивость.

Материал: Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках - разный подбор фигур. На одной - круг, квадрат, треугольник; на другой крут, квадрат, круг; на третьей - треугольник, треугольник, круг; на четвертой - квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребенка - набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).

Ход игры:

В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.

В зависимости от знаний и умений детей игру упрощают или усложняют (фигур может быть больше или меньше).

Любимая игрушка.

Цель: Сравнение групп предметов, нахождение повторяющихся в двух, трех группах. Составление пирамидки с ориентировкой на действия и на слова взрослого

Материал: Три группы игрушек по 3 шт. в каждый, в двух группах есть повторяющиеся, и одна игрушка - во всех группах. Игрушки: две машины, два медвежонка, два мяча и три пирамидки, кукла Катя и два больших медведя.

Ход игры:

Сегодня Катя играет сразу с несколькими игрушками: машиной пирамидкой и мячиком. (Дети приносят эти игрушки к Кате). Медвежонка среди этих игрушек нет. Дети составляют ещё одну группу: медвежонок, пирамидка и мячик для большого медведя. Ещё один медведь тоже захотел играть с медвежонком, пирамидкой и машинкой. (Составляется третья группа.)

Катя смотрит на медведя и говорит: «У вас и у меня одна одинаковая игрушка. Какая? (Пирамидка) Вот с ней мы и будем играть».

Наши рекомендации