Раскладывание листьев по подобию.
Цель: Учить детей находить одинаковые листья. Развивать наблюдательность воспитывать внимание.
Материал: Листочки разного цвета и размера.
Ход игры:
Воспитатель всем детям дарит по листочку разног цвета и формы. Показывает свой листок, просит найти и показать такой же. Так повторяет несколько раз.
Принеси и покажи.
Цель: Учить применять приемы зрительного обследования формы (последовательное рассматривание объекта со всех сторон) в несколько усложненных условиях. Развивать память. Воспитывать чувство общности
Материал: Круг, треугольник и квадрат. Для того чтобы ребенок искал и выбирал фигуры более осознанно, к знакомым фигурам добавляются три новые - овал, звездочка и шестиугольник. Каждая форма должна быть представлена в четырех экземплярах. Фигуры с одной стороны окрашивают в один цвет (желательно в синий или коричневый), а с другой - в разные цвета. В качестве образцов используются карточки с контурами тех фигур, которые будут искать дети.
Ход игры:
Для игры нужна предварительная подготовка. Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, а потом и на трех остальных. Он дает детям возможность проверить наличие всех фигур на столах. Выполняя это задание, дети знакомятся с фигурами, сравнивают их. Однако трогать и брать в руки фигуры не разрешается.
Дети занимают места на приготовленных стульчиках, воспитатель предлагает им по очереди искать фигуры на столах. «Я буду вызывать вас и показывать, какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли», - говорит он.
Воспитатель подзывает к себе четырех детей и предлагает им встать напротив остальных. Выбрав контур одной из трех фигур, показывает его сначала сидящим детям (как бы советуясь с ними), а потом вызванным четырем детям; «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник - обращается педагог к ним. - Но сначала внимательно рассмотрите его со всех сторон». Он медленно обводит пальцем контур фигуры, а дети следят за его движениями. Затем предлагает им самостоятельно еще раз обвести глазами фигуру и через несколько секунд убирает ее. «Вова найдет нам треугольник па этом столе, Петя - на этом, а Саша - вот на этом», - уточняет воспитатель. Потом вместе с остальными участниками игры дает сигнал: «Раз, два, три - ищи!» С последним словом каждый из четырех детей отправляется к своему столу и выполняет поручение.
Воспитатель в это время прикалывает на доске или на стене контур фигуры (образец). Каждый ребенок, выполнивший поручение, самостоятельно накладывает на образец ту фигуру, которую принес, и проверяет, правильно ли он выполнил задание; только после этого показывает фигуру детям.
Когда все четыре ребенка «отчитаются» перед остальными, воспитатель подводит итог: «Треугольник нашли, правильно выполнили задание, молодцы! Давайте им похлопаем! Посмотрим, как выполнят поручение другие дети (называет имена новой четверки). Давайте поручим им найти кружок». Дети выполняют поручение группы.
Так каждая четверка находит нужную фигуру, приносит и показывает ее детям. Повторив поиск каждой фигуры - два раза, можно охватить практически всю группу.
При повторении игры фигуры нужно поворачивать цветной стороной, чтобы приучать детей к выделению формы, отвлекаясь от цвета.
В гости кукле Кате.
Цель: Различение, выбор и соотнесение больших и маленьких, длинных и коротких предметов: называние их. Определение направления движения по следам.
Материал: Игрушки: зайчонок, медвежонок; «ручей» (из бумаги) с изменяющейся шириной русла; следы ступней (2-4 пары, разные по размеру); 4 мостика разной длины, но одинаковые по ширине.
Ход игры:
На столе или на полу, на ковре раскладываются детали ручейка и следы. Воспитатель начинает игру, рассказывая о том, что Медвежонок и Зайка остановились перед ручьем. (Следы разложены в разных местах по берегу ручья.) Катин дом уже виден! Но плавать звери не умеют, да и вода холодная (педагог показывает). Медвежонок кладет мостик через ручей. Оказалось, что он короткий, совсем немного не достает до берега. Тогда Медведь стал делать другой мостик - длинный предлинный. Положил его через ручей, перешел на другую сторону ручья и пошел к Кате.
А зайчонок мостик делать не умеет. Он взял тот мостик, который медвежонку не пригодился, и пошел искать место, где можно положить этот мостик. Там положит, тут примерит. Наконец нашел. Перешел Зайчонок ручей и тоже пошел к Кате.
Педагог с детьми сравнивают мостики по длине, сопоставляют с шириной ручья, находят место для каждого мостика, определяют направление движения по следам, меняя их расположение.