Повторение изученных гласных букв.

Упражнение выполняется в игровой форме: вместе с Буратино (с. 43) надо взять определенную гласную букву и положить ее рядом с одним из рисунков так, чтобы буква соответствовала звуку.


1 Итоги урока и обобщение изученного проводятся по усмотрению учителя.
2 Здесь и далее буквами в квадратных скобках обозначены звуки. Транскрипция слов и их элементов, используемая в данном пособии, дается для учителя. Дети с транскрипцией не знакомятся.
3 Цвет будет обозначаться так:

красный — синий — зеленый —

УРОКИ ОСНОВНОГО ЭТАПА

С этого этапа, то есть с изучения согласных звуков и букв, и начинается обучение непосредственно чтению, усвоению его механизма.

В уроки этого этапа включаются новые элементы. Во-первых, вводятся два типа чтения: условно говоря,орфографическое (прочитай так, как это слово записано или как его будешь писать) и орфоэпическое (прочитай слово так, как его произносят в устной речи):

она, но Ани.

оно, но Ани.

Во-вторых, активно используется слоговая таблица с пронумерованными буквами и слогами-слияниями (она впервые была предложена новосибирским методистом В. В. Квач). Из множества способов использования таблицы выделите два важнейших: по ней можно зашифровать слово или, наоборот, расшифровать. Для этого в таблице надо найти по цифре соответствующий слог, записать его, найти подобным же образом второй слог и прочитать целое слово.

Детям предлагается «зашифровать», обозначив цифрами, указанное учителем слово в азбуке.

Урок по теме «Звуки [н], [н’], буквы Н, н».

Этот урок является одним из ключевых во всем процессе обучения грамоте. Именно с него начинается прямое обучение чтению, усвоение детьми первоначальных навыков чтения.

Повторение.

Проводится игра «Живые буквы». К доске вызываются два ученика. Один из них берет из классной кассы букв карточку с буквой а, другой — с у. Затем дети сближают карточки, и класс прочитывает слово ау. Объясняется значение слова.

Вызывается новая пара детей. Карточки с теми же буквами сближаются, но в ином порядке: уа. Класс прочитывает слово и объясняет его значение.

Выделение согласных звуков [н], [н’].

Проводится слого-звуковой анализ слова барабан (с. 44—45) с опорой на схему , начерченную на доске.

В третьем слоге слова барабан выделяется согласный звук за пределами слияния: протяжно произносится последний звук, затем звук [н] характеризуется как согласный (выдыхаемый воздух встречает преграду).

Проводится слого-звуковой анализ слова конь с помощью схемы на доске . Выделяется звук [н’]. Попеременно произнося два звука: [н] и [н’], учащиеся сравнивают их. Учитель говорит, что согласный звук [н] будет называться твердым, а согласный звук [н’] — мягким.

В схеме слова барабан последняя клеточка закрашивается синим цветом: так обозначим твердый согласный звук. В схеме слова конь последняя клеточка закрашивается зеленым цветом: так обозначим мягкий согласный звук.

Наши рекомендации