Представление о предложении.

Учитель говорит, что речь состоит из предложений, что в каждом предложении выражается какая-либо мысль, и приводит, скажем, такой пример: Ученик рисует на доске домик.

Ученики делают вывод о том, что они узнали на уроке: речь состоит из предложений; в каждом предложении выражается определенная мысль; между предложениями делается остановка (пауза).

Обозначение предложения схемой.

Объясняется, что каждое предложение, даже если дети не знают букв, можно записать, обозначить его схемой. Тогда легче определить, сколько сказано предложений. Учитель показывает, как можно обозначить предложение.

На доске учитель изображает такую схему:

Пояснит, что начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской или линией слева, а конец предложения обозначен точкой справа от полосы или линии.

Дети должны найти и показать схематическое изображение предложения в учебнике.

Проводится упражнение по определению количества предложений в тексте — на слух. Примерный текст рассказа может быть таким:

Дети пришли в школу. Они сидят в классе. Начался урок. Одного ученика вызвали к доске.

Учитель повторяет рассказ, делая паузы между предложениями, а вызванный к доске ученик должен обозначить количество услышанных предложений заранее заготовленными карточками со схемами, последовательно выставляя их на классном наборном полотне. Учащиеся определяют, что в этом рассказе четыре предложения. Соответственно на наборном полотне выставлены четыре карточки.

Одновременно все ученики выполняют аналогичную работу на индивидуальных наборных полотнах или «записывают», вычерчивают линии в тетрадях.

С этого урока целесообразно начать задавать детям домашние задания по чтению. Первое из них: придумайте рассказ из 4—5 предложений и запишите его линиями.

Попутно заметим, что бытующее мнение о вредности домашнего задания в начальной школе глубоко ошибочно. Домашнее задание может принести вред только в одном случае: когда учитель перекладывает на плечи учеников то, что он должен был объяснить, растолковать на уроке. Но, когда домашнее задание способствует повторению и закреплению изученного, развивает мыслительные способности ученика, формирует внутреннюю дисциплинированность, оно крайне необходимо и полезно.

Новый урок можно начать с краткого повторения ранее пройденного и проверки выполнения домашнего задания.

Основную часть урока дети самостоятельно составляют и говорят предложения об учебных вещах, указывая их назначение и некоторые другие признаки, например: Карандашами мы рисуем. Карандаши хранят в коробке (в пенале). Карандаши бывают разных цветов и т. п.

Обобщение1.

Ученики делают вывод о том, что они узнали на уроке: речь состоит из предложений; в каждом предложении выражается определенная мысль; между предложениями делается остановка (пауза). Кроме того, дети учились делить речь на предложения.

Повторение сведений о схематическом изображении предложений.

Учащиеся вспоминают, как можно схематически «записать» сказанное предложение, показывают небольшие индивидуальные карточки с изображением схем предложений — полосок или на доске чертят линии.

Самостоятельная работа.

Учитель произносит два предложения: У девочки в руках мяч; Мальчик перевозит на машине песок, а ученики должны на индивидуальном наборном полотне показать с помощью карточек со схемами, сколько предложений они услышали.

Составление рассказа по заранее заданным схемам.

Учитель предлагает детям рассказать, как они провели лето, что увидели нового и что узнали интересного, где побывали. При этом оговаривается, что в рассказе должно быть столько предложений, сколько обозначено схемами на доске. (Например: Летом мы гостили у бабушки в деревне. Там мы ловили рыбу. Или: Летом наша семья ездила отдыхать к морю. Мне очень понравилось купаться в теплом море.)

Логическое упражнение.

Учитель может его провести по специально подобранным предметным рисункам, расположив их на классном наборном полотне, или по материалу учебника. Дети называют каждый предмет в отдельности, а потом общим словом — «инструменты». По образцу предыдущего урока проводится игра «Замени знак вопроса картинкой» (топор, клещи, лом, вилы и т. д.).

Составление предложений.

Дети самостоятельно составляют и произносят предложения об игрушках и играх (о мяче, кукле и т. п.).

Упражнение можно провести в форме игры «Скажем как можно больше». Об одной из игрушек дети говорят предложения, одновременно фиксируя каждое карточками со схемами, которые выставляются на классном наборном полотне. Вариант: за каждое сказанное предложение ученик получает от учителя карточку со схемой. В конце игры подсчитывается, сколько всего предложений придумал класс (например, о мяче: Мяч круглый. Мой мяч разноцветный. Мяч высоко подскакивает. У моего брата есть футбольный мяч и т. п.).

Даем общую схему построения в целом урока обучения грамоте на подготовительном этапе (безбуквенная ступень).

Урок по теме
«Повторение и закрепление пройденного материала».

Работа по рисунку на с. 8.

— Что нарисовано на рисунке? Чем кто занят? Что это за персонажи, где их можно было встретить? (В сказках «Теремок» и др.)

Учитель замечает, что для понимания смысла речи и каждого предложения, из которых она состоит, надо говорить четко, ясно, неторопливо, с паузой в конце каждого предложения.

Работа по рисунку завершается составлением рассказа по нему, который строится в соответствии со схемами из трех предложений, например: «Я вижу зайца (мышонка, ежа). Это сказки. Здесь нарисована лягушка». Учитель просит ответить на вопросы: какое предложение было сказано первым? Какое вторым? Какое предложение в рассказе было последним?

Рассказывание сказок.

Учитель предлагает детям узнать сказку, посмотрев на рисунки (с. 9), вспомнить ее и рассказать. (Сказка «Репка».)

Наши рекомендации