Пальчиковая гимнастика «Домашние животные».

Логопед: А теперь приготовьте пальчики, мы с ними поиграем.

У коровы есть рога (указательные пальцы приставить ко лбу).

И копыта на ногах (стучат кулачками по коленкам).

Травушку она жуёт (кулачки сжимают и разжимают).

Деткам молочко даёт (ладони трут друг об друга).

Кто в деревне живёт? (из ладоней сделать крышу).

Лежебока – рыжий кот (загибают пальцы по очереди).

Маленький телёнок,

Быстрый жеребёнок,

Верная собачка,

Белая овечка,

Раз, два, три, четыре, пять

(разгибать пальцы обратно).

Их не трудно сосчитать (хлопают в ладоши и стучат кулачками по очереди).

Игра с мячом «Чья. Чьё. Чьи?».

Логопед: С пальчиками поиграли, они стали ловкими. И сейчас поиграем с мячиком в игру: «Чья. Чьё. Чьи?».

Грива лошади (Чья?)… (Лошадиная).

Голова собаки (Чья?)… (Собачья).

Хвост кошки (Чей?)… (Кошачий)

Рога козы (Чьи?)… (Козьи).

Молоко коровы (Чьё?)… (Коровье).

Пятачок свиньи (Чей?)… (Свинячий).

Игра «Кто лишний».

Логопед: Ребята, посмотрите, животных каких вы называли пришли к вам в гости. Назовите их.

Логопед держит поднос, на котором стоят животные.

Дети: Корова, свинья, собака, кошка, медведь, коза.

Логопед: А кто здесь лишний?

Дети: Лишний медведь, потому что медведь-это дикое животное, а все остальные домашние животные.

Игра «Кого не стало».

Логопед: А сейчас поиграем в прятки с домашними животными. Назовите их, запомните, закройте глаза.

Логопед: Кого не стало?

Дети: Нет кошки и т.д. 3-4 раза.

Игра «Кого чем угостим».

Логопед: Ребята, кто ухаживает за домашними животными.

Дети: За домашними животными ухаживает человек.

Логопед: А вы знаете, чем нужно кормить домашних животных? Выберите угощение для домашнего животного и поставьте рядом с ним.

1-й ребёнок: Я угощу кота молоком.

2-й ребёнок: Я угощу корову сеном.

3-й ребёнок: Я угощу лошадь овсом.

4-й ребёнок: Я угощу собаку косточкой.

5-й ребёнок: Я угощу кролика морковкой.

6-й ребёнок: Я угощу свинью овощами.

Логопед: Молодцы.

Игра «Кто, где живёт».

(Используется презентация на компьютере «Чей дом?»)

Логопед: Ребята, вы покормили животных, а теперь им пора идти в свой дом. Посмотрите на картинку и назовите, кто, где живёт.

1 ребёнок: Это лошадь. Лошадь живёт в конюшне.

2 ребёнок: Это собака. Собака живёт в конуре.

3 ребёнок: Это корова. Корова живёт в коровнике.

4 ребёнок: Это овца. Овца живёт в овчарне.

5 ребёнок: Это свинья. Свинья живёт в свинарнике.

6 ребёнок: Это кошка. Кошка живёт в доме.

III. Итог занятия. Сюрпризный момент.

Логопед: Молодцы, вы всё верно выполнили. Скажите, что мы делали на занятии? (Дети перечисляют).

Стук в дверь. Входит пастух.

Пастух: Ребята, я слышал, что вы говорили о домашних животных, какую пользу они приносят людям. Корова какую пользу приносит?

Дети: Молоко.

Пастух: А что делают из молока?

Дети: Кефир, сметану, творог, мороженое, коктейль.

Пастух: Правильно, молодцы, и я принёс вам вкусный, полезный, детский, полезный коктейль.

(Пастух угощает детей).

Конспект подгруппового занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей с нарушениями речи на материале лексической темы «Ягоды» с использованием современной педагогической технологией проектной деятельности в старшей группе.

Цель: Развитие речи. Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Развитие лексического строя речи: обогащение и актуализация словаря детей на материале лексической темы «Ягоды» - существительные, прилагательные, глаголы. Учить выделять общие и индивидуальные признаки; уточнить родовые понятия, дифференцировать ягоды по месту их произрастания (садовые и лесные). Упражнять в подборе прилагательных для характеристики тех или иных качеств и признаков предметов. Развитие грамматического строя речи: учить образовывать относительные прилагательные; изменять существительные в косвенных падежах; согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Коррекционно-развивающие:

Развитие слухового и зрительного внимания; памяти; творческого воображения; логического мышления. Развитие фонематических процессов: восприятия и анализа. Развитие общеречевых навыков: дыхания. Продолжать формировать навыки восприятия и воспроизведения ритмического рисунка слова. Развите общей и мелкой моторики. Учить пониманию основных эмоций и передаче их выразительной мимикой.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание коммуникативных навыков; снижение эмоционального напряжения. Воспитание любознательности, усидчивости, самоконтроль, активное включение в общую деятельность. Создание положительного эмоционального настроя.

Оборудование:

Демонстрационный материал: корзинка, набор предметных картинок с изображением ягод, две картинки с изображением сада и леса, картинка вазы с вареньем и вырезанные из тонкой бумаги 6 маленьких мух; металлофон; нарисованные банки с вареньем из разных ягод, магнитная доска, фланелеграф, наборное полотно.

Раздаточный материал (на каждого ребенка подгруппы): набор карточек к дидактической игре «Варенье»; карандаши, листки с нарисованными половинками ягод: клубника, вишня, смородина.

План занятия:

1.Организационный момент. Сообщение темы.

2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Малина»

3. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.

4.Пальчиковая гимнастика «Корзина с ягодами».

5. Формирование физиологического дыхания.

6.Развитие лексического строя речи.

7. Развитие грамматического строя речи. Игра « Варенье».

8.Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды».

9.Логоритмическое упражнение «Малина».

10.Развитие фонематического восприятия.

11.Развитие зрительного внимания и памяти.

12.Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

13. Окончание занятия. Итог.

Ход занятия

1.Организационный момент. Сообщение темы.

Воспитатель: Ребята, нам бабушка прислала из деревни гостинцы! Хотите узнать какие? Тогда отгадайте мои загадки!

воспитатель

дети

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

земляника

Низок, да колюч,

сладок, не пахуч.

Ягоды сорвёшь -

всю руку обдерёшь

крыжовник

Как кровь, красна.

Как мед, вкусна.

Как мяч, кругла,

Мне в рот легла.

вишня

И красна, и кисла

На болоте росла.

клюква

Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

клубника

Две сестры летом зелены,

К осени одна краснеет,

другая чернеет.

Красная и черная смородина

Воспитатель: Земляника, крыжовник, вишня, клюква, клубника, смородина, ежевика, черника, брусника, морошка. Что это?

Дети: Это ягоды.

Воспитатель: Вот какие прислала нам бабушка гостинцы! Она прислала ягоды для внучат – девочек и мальчиков!

2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра «Малина»

текст

Движения кистей рук

Раз – малина, два малинка

Дети сжимают пальцы в кулаки. Разжимают сначала указательный палец, затем средний.

Ела ягоды Маринка,

Прикасаются пальцами правой руки, собранными в щепоть, к левой ладони («есть»).

И в корзинке у Маринки

Переплетают пальцы («корзинка»)

Не осталось ни малинки.

Покачивают указательным пальцем вправо-влево.

Кто по ягоды пойдет,

Хлопают в ладоши (4 раза)

Тот корзиночку возьмет!

Прижимают ладони друг к другу и на последнее слово протягивают ладони вперед.

3. Релаксация мышечного аппарата конечностей по контрасту с напряжением.

Воспитатель: Бабушка для нас старалась! В лес за ягодами ходила, набрала там целую корзину ягод.

Воспитатель декламирует стихотворный текст, сопровождая его показом движений.

Дети выполняют движения, направленные на мышечное напряжение и расслабление

Бабушка несла домой малину –

Ягод целую корзину.

А дорога так длинна,

А корзина тяжела.

Стоят прямо, шагают на месте в спокойном темпе.

Руки сильно напрягаем

Из рук ее не выпускаем.

Руки твердые…. Понятно,

Это очень неприятно.

Слегка разводят руки и сжимают пальцы в кулак, сосредоточив внимание на напряжении в мышцах рук, корпуса.

Уронили, покачали…

Как веревки руки стали.

Всем становится понятно –

Расслабление приятно.

Опускают руки, расслабляют.

(Воспитатель проверяет, как дети расслабили руки, подходя и дотрагиваясь до рук каждого ребенка)

Притомилась и устала,

На пенек присела,

Ягодок поела.

Ноги сильно напрягаем,

Выше, выше поднимаем.

Садятся на ковер, Руки в упоре. Поднимают ноги. Каждая мышца напряжена, становится очень твердой.

(Воспитатель проверяет, как напряжены мышцы детей)

А потом их опускаем.

Расслабляем. Отдыхаем.

Ноги опускают. Расслабляют. (контроль выполнения)

4.Пальчиковая гимнастика «Корзина с ягодами» (выполняется стоя)

Воспитатель: Бабушка передала нам эту корзину с ягодами. Она собирала их и в лесу, и в саду.

(Воспитатель помещает картинку с ягодами на магнитную доску)

текст

движения

Вот корзина – так корзина

Изображают удивление, разводят руки в стороны.

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках

Ты к нам в гости приходи-ка!

Делают приглашающий жест – движение руками на себя.

Ягод, что найдем мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

Поочередно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.

Воспитатель: Представьте, что ягоды в корзине стали хвастаться друг перед другом.

Мы хотя и маленькие, но зато удаленькие!

Всех угостим!

Мы вкусны, любому угодим!

Покажите, как хвастались ягодки.

Дети изображают позу хвастовства

Воспитатель: Есть ягодки сладкие. Представьте, что вы их сейчас попробывали. Они вам понравились? Покажите, какое у вас при этом довольное лицо.

Дети передают мимикой уовольствие.

Воспитатель: Отберите их и вложите в корзину, на которой нарисовано довольное лицо.

Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пинтограммой «Удовольствие»

Воспитатель: Есть ягодки кислые. Попробуйте их. Какое у вас теперь будет лицо?

Дети передают мимикой недовольствие

Воспитатель: Отберите эти ягодки и вложите в корзинку с рисунком недовольного лица.

Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пинтограммой «Недовольствия»

Воспитатель: А есть ягоды горьковатые на вкус. Попробуйте их. Какое у вас будет после этого лицо?

Дети передают мимикой отвращение

Воспитатель: Отберите горьковатые на вкус ягоды и положите в корзинку с рисунком лица, изображающего отвращение.

Дети отбирают картинки ягод и вкладывают в корзину с пинтограммой «Отвращение»

Воспитатель: Да, ягоды на вкус все разные. Но, все ягоды, которые мы сейчас с вами «пробывали» - полежны для здоровья. Но есть в природе ягоды, которые для человека вредны и даже опасны. Это ядовитые ягоды. Их собирать, есть нельзя! Посмотрите на картинки, которые прислала нам бабушка Агаша. Она хотела нам показать, какие ягоды собирать ни в лесу, ни в парках, садах трогать нельзя. Их сок очень опасен для человека.

Воспитатель демонстрирует картинки с изображением ядовитых ягод: бузина, вороний глаз, купена, ягоды ландыша.

5. Формирование физиологического дыхания

Воспитатель: А вы знаете, какая самая большая ягода? Угадайте-ка ребята!

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?

Дети: Это арбуз

Воспитатель: Правильно! Арбуз – это большая ягода. Растет он на поле, которое называется – бахча.

Игровое упражнение «Арбуз» (выполняется лежа)

Давайте покажем арбуз на бахче. Ложитесь на пол. Положите руки на живот. Вдохните медленно носом и надуйте живот. Выдыхайте медленно – живот втяните.

(Выполняют 3-5 раз)

Упражнение на развитие ротового выдоха «Надоедливые мухи» (выполняется стоя)

(Воспитатель кладет на стол картинку вазы с вареньем и вырезанные из тонкой бумаги 6 маленькие мухи. На края вазы воспитатель кладет вырезанных из бумаги маленьких мух)

Воспитатель: Посмотрите, сколько мух хочет попробовать наше вкусное варенье. Давайте их прогоним. Нужно подуть на мух, и они улетят. Попробуем подуть. Только помним, что вдыхаем носом, а выдыхаем ртом плавно, медленно.

(по команде воспитателя дети набирают воздух через нос и начинают плавно и медленно дуть на мух. Мухи «улетают» от варенья.)

6.Развитие лексического строя речи.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие ягоды набрала бабушка?

(Воспитатель выставляет картинки с изображением ягод: клубники, земляники, морошки, малины, смородины, крыжовника, черники, ежевики, клюквы, брусники, вишни)

Воспитатель: Где она собирала ягоды?

Дети: Она собирала в лесу и в саду.

Воспитатель: Какие ягоды она собрала в лесу?

Дети: Землянику, чернику, ежевику, клюкву, бруснику, морошку.

Воспитатель: Как мы назовем эти ягоды? Какие это ягоды?

Дети: Это лесные ягоды.

Воспитатель: А какие бабушка собрала у себя в саду?

Дети: В саду она собрала клубнику, малину, смородину, крыжовник, вишню.

Воспитатель: А как назвать нам эти ягоды? Какие это ягоды?

Дети: Это садовые ягоды.

Воспитатель: Давайте разберем ягоды под картинками сада и леса. Садовые положите к картинке сада, а лесные – к картинке леса.

(Воспитатель размещает на магнитной доске две картинки сада и леса и раздает детям по две карточки с изображением ягод: одна из них садовая ягода, вторая – лесная ягода. Дети по одному подходят к картинкам и раскладывают карточки с ягодами, комментируя свои действия: «малина – это садовая ягода, растет в саду, а земляника – лесная ягода, растет в лесу)

7. Развитие грамматического строя речи. Игра « Варенье»

Цель: Образование относительных прилагательных, согласование с существительными.

Воспитатель: Бабушка сварила из ягод вкусное варенье. Какое получилось у нее варенье. Помогите мне его назвать.

(воспитатель раздает детям карточки из набора дидактической игры «Варенье» с изображением банки и нарисованной под ней ягодой)

Вопросы воспитателя

Ответы детей

Какое варенье бабушка сварила из малины?

Бабушка сварила малиновое варенье.

Какое варенье бабушка сварила из клюквы?

Бабушка сварила клюквенное варенье.

Какое варенье бабушка сварила из смородины?

Бабушка сварила смородиновое варенье.

Какое варенье бабушка сварила из земляники?

Бабушка сварила земляничное варенье.

Какое варенье бабушка сварила из черники?

Бабушка сварила черничное варенье.

Какое варенье бабушка сварила из ежевики?

Бабушка сварила ежевичное варенье.

Какое варенье бабушка сварила из вишни?

Бабушка сварила вишневое варенье.

Какое варенье бабушка сварила из брусники?

Бабушка сварила брусничное варенье.

Какое варенье бабушка сварила из клубники?

Бабушка сварила клубничное варенье.

8.Упражнение на развитие ритмического слуха «По ягоды»

Воспитатель: Давайте и мы соберем ягоды. Будем собирать землянику в лесу. Я помогу вам ее найти в траве. Я сыграю вам на металлофоне простую мелодию. Когда музыка будет звучать тихо, вы будите просто ходить по ковру, а если услышите громкий звук, то наклонитесь и сорвете ягодку.

(воспитатель наигрывает на металлофоне простую ритмичную мелодию, делая акцентированное звучание на определенной доле ритма)

9.Логоритмическое упражнение «Малина».

Воспитатель: Землянику в лесу собрали, теперь соберем в саду малину. Вставайте в круг.

Воспитатель акапельно поет текст песни,

движения

По малину в сад пойдем,

В сад пойдем, в сад пойдем.

Плясовую заведем,

Заведем, заведем.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Солнышка во дворе,

Поднимают руки вверх и поворачивают кистями.

А в саду тропинка.

Отпускают руки и мягко водят кистями вправо-влево.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка!

Хлопают в ладоши.

Ты, малинка, не в роток,

Не в роток, не в роток,-

Грозят указательным пальцем, поддерживая локоть ладонью другой руки.

Насыпайся в кузовок,

В кузовок, в кузовок!

«Собирают ягоды», то отводя правую руку в сторону, то прикасаясь пальцами, собранными в горсть, к ладони другой руки.

Как малины наберем.

Наберем, наберем,

«собирают ягоды»

Пирогов мы напечем,

Напечем, напечем.

«пекут пирожки» то одна ладонь сверху, то другая

Всех соседей позовем,

Позовем, позовем.

Манят руками, как бы подзывая к себе.

10.Развитие фонематического восприятия.

Воспитатель: Какую ягодку мы с вами только что собирали в саду?

Дети: Мы собирали в саду малину.

Воспитатель: Какой первый звук мы слышим в слове «м-м-м-малина»?

Дети: Звук М.

Воспитатель: Я предлагаю вам послушать в названиях, каких ягод, мы тоже услышим этот звук М. Я, буду называть слова, а вы, если услышите в этом слове звук М, хлопните в ладоши. Готовы? Начали!

(воспитатель произносит названия ягод, утрированно выделяя в словах [М]: калина, смородина, клубника, смородина, крыжовник, земляника, брусника, морошка. Дети, услышав в слове заданный звук, хлопают в ладоши)

11.Развитие зрительного внимания и памяти.

Воспитатель: Бабушка сварила много разного варенья. Перелила его в банки и расставила на полочки. Посмотрите внимательно на полочки и запомните, какие банки, с каким вареньем и на них стоят. (дети внимательно смотрят на расставленные воспитателем, на наборном полотне нарисованные банки с вареньем.)

Воспитатель: А теперь закройте глазки. (убирает некоторые банки с наборного полотна) Банки с каким вареньем пропали с полочек?

( Дети находят изменения и называют, с какой полочки банка, с каким вареньем пропала)

12.Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

Воспитатель: Какие вы внимательные! Молодцы! А теперь садитесь за столы. Посмотрите, перед вами лежат странные рисунки ягод. Только одни половинки ягод, вторыми половинками, по-видимому, гусеницы полакомились Они, тоже любят сладкие ягодки. Дорисуйте, пожалуйста, пропавшие половинки ягод.

(дети дорисовывают вторую часть ягод в зеркальном отражении)

13. Окончание занятия. Итог.

Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось, как вы выполняли все задания! Вы были очень внимательными, старательными. А вам понравились бабушкины гостинцы? Порадуйте и вы ее! Нарисуйте дома свои баночки с разным вареньем. Не забудьте, какие ягодки лесные, а какие садовые. Повторите дома их с мамой. А еще нарисуйте самую большую ягодку – арбуз. Покажите ее маме, Как мы с вами сегодня ее показывали, когда делали упражнение на ковре. Только помните, что вдыхать нужно носом медленно, надувая живот, а выдыхать ртом, тоже медленно, втягивая живот. Расскажите и покажите маме, как бабушка несла корзинку с малиной из леса. Покажите маме и папе как вы умеете напрягать и расслаблять ручки и ножки.

Наши рекомендации