Схема обработки рисунка в тесте «дом»

Выделяемый признак

Схематическое изображение

Детализированное изображение

Метафорическое изображение

Городской дом

Сельский дом

Заимствование из литературного или сказочного сюжета

Наличие окон и их количество

9.

Наличие дверей

Труба с дымом

10.
П.

Ставни на окнах

Размер окон

12.
13.

Общий размер дома

Наличие палисадника

14.

Наличие людей рядбм с домом и в доме

Наличие крыльца

Наличие штор на окнах

17.
18.

Наличие растений (количество)

.оличество животных

19.

Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и

-д.)

20.
21.

Наличие штриховки по шкале интенсивности 1,2, 3

22.

олщина линий по шкале интенсивности 1,2, 3

23.

,верь открытая

(верь закрытая

«Человек» Голова

Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадек­ватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Голова изображается в самом конце — межперсональный кон­
фликт. .-..'.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его со­циальный авторитет.

Шея

Орган, символизирующий связь между сферой контроля (го­ловой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их коор­динационный признак.

Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллектуаль­
ном контроле. (

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея—уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры

Признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие — ощущение малоценное™, ничтожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторож­ности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недоста­ток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище

Символизирует мужественность.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, мало-ценности.

Лицо

Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут— потребность доминиро­вать Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюци­нации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой крити­ки, заглушить ее.

Глаза закрыты май спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремле-н ие избегать визуальных стимуле*. Враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза маленькие-погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, чер-етшсп,.

Длинные ресницы — кокетливость, склониостъ обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины—женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость.

Нос широкий, выдающмЙЕЯ, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными сте­реотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность-

Лицо, .похожее на маску, — осторожность, скрытность, воз­можны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Волосы

Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стрем­ление к ней).

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышле­нием или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голо­ву — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

Руки — орудия более совершенного к чуткого приспособле­ния к окружению, главным образом в межперсональных отно­шениях.

Широкие руки (размахрук) — интенсивное стремление к дей­
ствию. . ч

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вы­тянутые в стороны, — субзьектмногдалошат себя надействияхили поступках, которые вышли у нега из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная уста­
новка. • ,

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрес­сивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физиче­ской силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремле­ния.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость

в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость,

. ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чув­ством неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей при­способляемости в социальных отношениях с чувством неадекват­ности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком ин­теллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой сто­роне — социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, нерешительность, по­требность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависи­мость, желание яюбви, привязанности.

Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность. Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достиг­нутого.

Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессии.

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверен­
ность в себе. -•

Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятель­ности и социальных отношениях.

Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.

Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, нёподдержива-ющая.

Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, зам
кнутость. • . --

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти —г агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — скрытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.

Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, как гвозди (шипы), — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного'чувства.

Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие — чувство физической или психоло­гической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (не­подчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремле­нии к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Ноги акцентированы — грубость, черствость. Ступни — при­знак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные — потребность безопас­ности, потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скованность,-зависи­мость.

Поза

Лицо изображено так, что виден затылок, — тенденция к зам­
кнутости. ' - .

Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социаль­ным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению л к правой и левой стороне — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела указывает на отверже­ние, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляе­мость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный — определенные части тела изо­бражены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

Куклы — уступчивость, переживание доминирования окру­жения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощуще­ние внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек — может означать увиливание и негати­
визм. ~~

Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам ощущение не­полноценности. Враждебность, самолрезрение.. Фон. Окружение

Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ветру — notpe6HOCTb в любви, привязанности, заботливой те­плоте Линия основы (земли) — незащищенность, йредставияет со­бой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования це­лостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, напрммер, «мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под до­мом или деревом, реже — под человеком.

Оружие — агрессивность.

Многоплановые критерии

Разрывы линий, стертые детали, пропуски,'акцентирование, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фи­гуры, карманы — зависимость.

Контур. Нажим. Штриховка, Расположение. Мало гнутыхли-ний, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость,
черствость. .

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость. Энергич­ные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости — напряжение.

Тонкие продленные линии — напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера конфликтов.

Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера кон­фликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные-линии — дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.

Яркая линия — грубость. Сильный нажим — энергичность, настойчивость, большая напряженность.

Легкие линии — недостаток энергии.

Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим — импульсивность, неста­бильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, ла­бильные настроения.

Длина штрихов

Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если
нет — удлиняются. -

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство. Ко­роткие штрихи — имяуаьсивное поведение. Ритмичная штрихов­ка — чувствительность, сочувствие, раскованность-

Короткие, эскизные штрихи—тревога, неуверенность, Штри-хш^Еавватые, скованные — напряженность, замкнутость.

Горизонтальныештрихи—подчеркивание юображения, жен­ственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищен­ность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, реши­тельность, гиперактнвность.

Штриховка справа налево — интравереия, изоляция.

Штриховка слева направо — наличие мотивации.

Штриховка от себя—агрессия, экстраверсия.

Стирание — тревожность, опаслнвость. Частые .стирания — нерешительность, недовольство собой.

Стирание при перерисовке (если перерисовка более совер­шенна) — это хороший знак.

Старание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — на­личие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без шшьгаки перерисовал, (т. е. поправить) — вну­тренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок — зкепавдявностъ, склонность к тщесла­вию, высокомерию.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности. Недостаток симметрии — незащищенность. Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность,

веебе.

Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя

в воображении.

Детали

Здесь важно их.знание, способность оперировать ими и при­способиться к. Конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить, степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их

воспринимает, относительную значимость, которую он им при­дает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные — отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недале­ком прошлом характеризовался средним или более высоким ин­теллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей — «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность на­ладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Ха­рактер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не уме­ет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости. Осо­бо щепетильная детализация — скованность, педантичность.

Ориентация в задании

Способность к критической оценке рисунка при просьбе рас­критиковать его — критерии неутерянного контакта с реально-. стью.

х

Принятие задания с минимальным протестом — хорошее на­чало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность — быстрое истощение.

Название рисунка — экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с ' женским полом. '

Упорно рисует, несмотря на трудности, — хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

«Дерево»

Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека). Корни — коллектив, бессо­знательное. Ствол — импульры, инстинкты, примитивные стадии. Ветви — пассивность или противостояние жизни. Интерпретация

рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психи­ческого развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признака «округленная крона»: «недостаток энергии», «дремо­та», «клевание носом* и тут же «дар наблюдательности», «силь­ное воображение», «частый выдумщик» или: «недостаточная кон­центрация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содер­жит чрезмерное употребление обыденных определений. Напри­мер: «пустота», «напыщенность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар кон­структивности», «способности к систематике», «техническая ода­ренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» — «напыщенность», «чванство», «безучаст­ность», «равнодушие».

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с
нормальными людьми в процессе психологического консульти­
рования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их
адрес. ;-••..

Земля -

Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля изображена несколькими различными чертами — дей­ствия в соответствии со своими собственными правилами, по­требность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа, — спонтанный контакт, внезап­ное удаление, импульсивность, капризность.

Земля приподнимается к правому краю рисунка — задор, эн­тузиазм.

Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недо­статочность стремлений.

Корни

Корни меньше ствола — тяга к спрятанному, закрытому.

Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже пред­ставляющее проблему.

Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может
вызвать тревогу. - '

Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий — способность к различению и рас­
судительность в одещсе^реального; различная форма этих корней
может быть связана с желанием жить, подавлять иди выражать
некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окруже­
нии. .

Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним ми­ром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

Расположение на листе двойственное — отношение к про­шлому, к тому, что изображает рисунок, т, е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и не­укоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо — увеличивается направлен­ность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авто­ритет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремле­ние навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

Форма листвы

Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие про­тивостояния ему.

Листва-сетка, более или менее густая,— большая или меньшая ловкость в избежании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое при­нятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объ­ективности.

Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва — скрытая агрессивность. Детали ли­ствы, не связанные с целым, — малозначительные детали прини­маются за характеристику явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.

Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви — хорошее различение действительности.

Листья-петельки — предпочитает использовать обаяние. , Пальма — стремление к перемене мест.

Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.

Листва как узор — женственность, приветливость, обаяние.

Плакучая, ива — недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность»

Ствол

Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозршель-ность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, поме­риться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линия — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — может самоутверждаться и действовать свободно.

Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, вну­шаемость.

Ствол линиями с нажимом — решительность, активность,

продуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задержи­вается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель* — тенденция к скрытности ради злоупотребле­ний, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, не соответ­ствующей желаниям, попытка «убежать» в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой — высокий интеллект, нор­мальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним ми­ром; жизнь повседневная и духовная мало связаны Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья, поиск под­держки.

Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в своем кругу.

Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, ко­торый не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира.

Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недо­статок веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость.

Три четверти листа — хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Высота листа (страница делится на восемь частей):

1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет;

1/4- способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;

3/8 — хорошие контроль и рефлексия;

1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;

5/8 — интенсивная духовная жизнь;

6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от ин­теллектуального развития и духовных интересов;

7/8— листва почти на всю страницу — бегдтво в мечты.

Манера изображения

Острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой.-воспринимаемой как личный выпад; желание действо­вать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) —детское поведение, испытуемый не следует данной ин­струкции.

Два дерева — могут символизировать себя "и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпре­тации).

Добавление к дереву различных объектов — трактуется в за­висимости от конкретных объектов.

Пейзаж — означает сентиментальность.

Переворачивание листа — независимость, признак интеллек­та, рассудительность.


Наши рекомендации