Психолого-педагогическая программа «Развивающие занятия

С использованием мультипликационных фильмов по лексическим темам

Для детей с задержкой психического развития»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………..3

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………….6

НАУЧНЫЕ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ…………………………………………………………………………………..6

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………………10

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (5-6 ЛЕТ)…………………………..15

Тематическое планирование в соответствии с лексическими темами в старшей

группе……………………………………………………………………………………..15

Ожидаемые результаты реализации программы……………………………………….24

План-конспекты встреч с детьми старшей группы…………………………………….25

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (6-7 ЛЕТ)…………..74

Тематическое планирование в соответствии с лексическими темами в

подготовительной группе………………………………………………………………..74

Ожидаемые результаты реализации программы……………………………………….84

План-конспекты встреч с детьми подготовительной группы…………………………85

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………………...135

МАСТЕР-КЛАСС «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ В РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»…………………………………………………..140

СВЕДЕНИЯ О ПРАКТИЧЕСКОЙ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………………………………...145

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………….146

ВВЕДЕНИЕ

«По данным научного Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. В дошкольном возрасте количество детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, достигает 25% (по некоторым данным – 30-45%)». [24]

«Отмечается сдвиг показателей по группе психосоциально обусловленных отклонений в виде реактивных состояний, психосоматических расстройств, аномалий личностного развития, а также по группе заболеваний, связанных с минимальной мозговой дисфункцией и задержкой психического развития. Снижение уровня психического здоровья отражается на социализации ребенка в ведущих сферах его социальных отношений, ограничивает возможности получения полноценного общего образования. За последние двадцать лет, по данным Института коррекционной педагогики РАО, число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, возросло в 2-2,5 раза и составило более 30%. Значительную часть учеников младших классов (от 40% до 65%), испытывающих стойкие трудности в освоении учебных программ, в адаптации к школе и социальному окружению, составляют дети с задержкой психического развития (ЗПР)». [16]

Задержка психического развития рассматривается «как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей. Задержка психического развития – временное нарушение развития, которое корригируется тем раньше, чем благоприятнее условия развития ребенка» (В.И. Лубовский, 2003)». [24]

Наиболее важным фактором развития при разных его нарушениях в раннем возрасте, по мнению В.И. Лубовского, является, возможно, более частая, сильная (в пределах оптимума) и длительная, но неистощающая стимуляция высших психических функций. Если те или иные интеллектуальные или эмоциональные качества не получили должного развития в раннем возрасте, то позже наверстать упущенное трудно, а под час и невозможно, констатирует А.В. Запорожец. Отсутствие или несвоевременность специальной психолого-педагогической поддержки и коррекции усугубляет и расширяет состояние аномальности. [24]

Именно «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями» является одной из основных задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В требованиях к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования подчеркивается необходимость создания условий «для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов наиболее подходящих для этих детей, для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Откликом на социальный запрос и современную ситуацию в образовании является формирование во многих дошкольных образовательных организациях групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития. Комплектование таких групп осуществляется психолого-медико-педагогической консультацией (ПМПК) на основе комплексного обследования ребенка.

«Коррекционно-педагогическое воздействие в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР направлено на преодоление и предупреждение вторичных нарушений памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению на следующем уровне образования». [25]

В то же время психолого-педагогическое воздействие направлено на укрепление психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, создание условий для формирования задержанных в развитии психических процессов и преодоление личностной незрелости детей. Такая работа педагога-психолога должна строиться на тесном взаимодействии с учителем-дефектологом, учителем-логопедом и воспитателями групп компенсирующей направленности, а также с родителями воспитанников.

Психолого-педагогическая программа «Развивающие занятия с использованием мультипликационных фильмов по лексическим темам для детей с задержкой психического развития» (далее – программа) является попыткой создания такой развивающей программы, которая не только отвечала бы современным требованиям и стандартам, не только оказывала реальную помощь в решении коррекционно-педагогических задач педагогам, работающим в группах компенсирующей направленности, но и вызывала у детей стойкий интерес к совместной программной деятельности с взрослым человеком.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Программа ориентирована на работу с детьми 5-7 лет, имеющими заключение ПМПК о задержке психического развития и нуждающихся в создании специальных условий для освоения общеобразовательной программы ДО. Также в программе предусмотрены мероприятия, направленные на психологическое просвещение их родителей и воспитателей.

Мероприятия для взрослых участников программы в групповой форме проходят как мастер-классы по обучению технике эффективного использования воспитательного воздействия специально подобранных мультипликационных фильмов при совместном просмотре их с детьми, а в индивидуальной форме – как консультации по подбору мультипликационных фильмов, помогающих в решении актуальной для конкретного ребенка развивающей задачи.

Программные мероприятия для детей проводятся в форме организованной групповой совместной деятельности педагога-психолога с воспитанниками групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития и составлены с учетом двух возрастных периодов физического и психического развития детей:

старший дошкольный возраст — от 5 до 6 лет (старшая группа),

старший дошкольный возраст — от 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа).

При работе с данной категорией воспитанников следует учитывать неоднородность проявления отклонений в развитии познавательных процессов и разнообразие сопутствующих им проявлений социальной дезадаптации.

«В большинстве случаев поражаются такие функции, как речь, навыки зрительно-пространственного восприятия и/или двигательная координация. Характерно, что степень выраженности нарушений постепенно уменьшается по мере того, как дети становятся старше (хотя легкая недостаточность нередко остается и у взрослых в течение всей жизни). Обычно задержка или нарушение развития присутствуют уже на очень ранних этапах (их удается выявить, как только становится возможным проведение достоверного обследование), без предшествующего периода нормального развития. Большинство этих состояний встречается у мальчиков во много раз чаще, чем у девочек». [15]

Клинические исследования указывают на то, что задержки психического развития – это гетерогенная группа состояний в отношении этиологии, патогенетических механизмов, клинико-психопатологической структуры дефекта, клинических проявлений и прогноза. Наряду с обратимыми состояниями, которые являются ядром этой группы, в ее состав входят более стойкие, менее корригируемые отклонения, относящиеся к аномальному развитию.

По результатам дифференцированного анализа ведущих клинико-психопатологических симптомокомплексов отдельных форм ЗПР, были выявлены три типа: ретардированный тип (лат. retardatio — замедление, задержка), тип «церебральная альтерация» (от лат. alterare — изменять, повреждать), депривационный тип (лат. deprivatio — потеря, лишение). [16]

При ретардированном и депривационном типах ЗПР «наблюдалось сходство в структурно-функциональной организации высших психических функций (ВПФ), степени выраженности отклонений».

«Недостаточность различных ВПФ проявлялась в следующих признаках:

- медленный темп и акцентированная произвольность при выполнении двигательных последовательностей, недостаточная точность и координированность движений при сохранении схемы движения, неустойчивость регулирующей функции усвоенных двигательных программ;

- сокращение ориентировочно-исследовательского этапа при решении задач на наглядное мышление;

- трудности понимания инвертированных вариантов флективных и сравнительных логико-грамматических конструкций;

- ограниченность словарного запаса, единичные аграмматизмы, нестойкие литеральные и вербальные парафазиии в сочетании с развернутостью, последовательностью, смысловой адекватностью рассказа;

- ошибки в счетных операциях при устном счете;

- импульсивные реакции на фрагмент условия арифметической задачи, трудности понимания логико-грамматической структуры задачи, особенно с косвенной формулировкой условий». [16]

Результаты нейропсихологического обследования детей с ЗПР по типу церебральной альтерации также свидетельствуют о неравномерной сформированности ВПФ. По сравнению с другими типами ЗПР сильнее выражены нейродинамические отклонения, недостаточность произвольности и целенаправленности психической деятельности, слабость процессов межанализаторной интеграции.

«Недостаточность ВПФ проявлялась в таких признаках, как истощаемость функции, медленный темп выполнения задания, колеблющаяся продуктивность, дезавтоматизация навыка, нарушение селективности семантических связей, недостаточная прочность и устойчивость регулирующей роли программы, слабость произвольного внимания и контроля, снижение мотивации, трудности планирования при усложнении деятельности». [16]

В зависимости от типа ЗПР планируется коррекционно-реабилитационная помощь детям. Общей стратегией коррекционных и развивающих программ является расширение зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка в процессе специально организованного взаимодействия с взрослым.

Программа не подойдет для работы с детьми с тяжелыми нарушениями зрения и слуха из-за особенностей подбора программного материала.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

«У всех аномальных детей в раннем возрасте резко ограничен социальный опыт и имеется недостаточность двух ключевых факторов развития: общения с другими людьми (взрослыми и детьми) и предметной деятельности». [24]

Поэтому целью психолого-педагогической программы «Развивающие занятия с использованием мультипликационных фильмов по лексическим темам для детей с задержкой психического развития» является расширение социального опыта детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе специально организованного взаимодействия с взрослым.

Задачи программы:

- организация совместной деятельности взрослого и детей, оказывающей положительное влияние на эмоциональное состояние воспитанников;

- создание условий для развития отстающих от возрастных показателей функций, которые являются базовыми компонентами в иерархической структуре высших психических функций (предметные движения и действия, сенсорные эталоны, операции анализирующего восприятия, простейшие количественные взаимоотношения и зависимости);

- создание условий для формирования мотивов, ориентированных на обобщенные социально заданные нормы (учебные, социальные, нравственные);

- развитие устойчивых эмоциональных представлений («обобщение переживаний»), в частности, обобщенного положительного отношения к познавательной деятельности;

- развитие коммуникативной, планирующей и обобщающей функций речи.

Наши рекомендации