Игра с мячом «Подбери признак».
У логопеда в руках мяч. Он предлагает детям поиграть.
Л о г о п е д. Я буду называть животное и бросать мяч. Тот, кто его поймает, должен назвать признак, присущий этому животному. Например. Морж какой? (сильный)
Олень какой?
Тюлень какой?
Волк какой? И т.д.
II. Основная часть.
Беседа по схеме.
Логопед выставляет на доску схему описания и картинки с изображениями животных Севера.
Л о г о п е д. Сегодня мы будем описывать животных Севера. Но не просто, а сравнивая их с другими животными.
- Сначала мы назовем животных.
- Скажем, где живут.
- Далее будем описывать внешний вид: размер, части тела, цвет.
- Затем скажем, чем питается (хищник или травоядное).
Игра «Два медведя».
Л о г о п е д. Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Я буду отвечать за бурого, а вы за белого.
Бурый спрашивает у белого:
- Где ты живешь?
- Я на севере на льдине.
- А я в лесу. У тебя шерсть какого цвета?
Что ты ешь?
Что ты делаешь зимой?
Физкультминутка».
Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода - | Дети делают повороты направо - на- лево, приседают |
Побежит за трактористом К синей речке борозда. | Бегут друг за другом |
Выйдут сеялки потом | Замедляют шаг |
Засевать поля зерном. (В. Степанов) | «Сеют» |
4. Составление рассказа-описания животных по опорному плану (дети описывают животных по выбору логопеда).
Я буду описывать бурого и белого медведя. Белый живет на Севере, а бурый в лесу. Оба животных большие, их тела покрыты шерстью, только у белого медведя шерсть белая, а бурого - коричневая. На лапах у медведей острые когти. Бурый медведь ест ягоды, листья, рыбу, а белый медведь ест
рыбу и мясо других животных.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Водные обитатели»
Цели:
1. Расширение знаний о водных обитателях, продолжение знакомства с ними.
2. Активизация и обобщение словаря по теме.
3. Закрепление умения классифицировать водных обитателей (аквариумные, морские, речные).
4. Закрепление навыка образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных единственного и множественного числа.
5. Формирование навыка построения сложного предложения с союзом а.
6. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
7. Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного восприятия.
Оборудование: аквариум, изображения сома и сомика, водных обитателей, реки, моря, аквариума; синие квадраты и рыбки (красная, зеленая, розовая, желтая, синяя).
Предварительная работа: рассмотреть картинки с изображением различных водных обитателей, провести беседу о среде их обитания.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед подводит детей к аквариуму.
Л о г о п е д. Что это? кто живет в аквариуме?
Дети называют знакомых им рыб, логопед остальных.
Л о г о п е д. Рыбы живут не только в аквариумах. Где еще? (в морях и океанах, реках). А каких еще обитателей воды вы знаете? (морские звезды, коньки ... )
II. Основная часть.
Игра «Кто? Что?».
Л о г о п е д. Мы недавно говорили о живых предметах, про которых мы спрашиваем кто? И не неживых предметах, про которых мы спрашиваем что?
Давайте посмотрим еще раз на аквариум. Назовите живые и неживые предметы.
Игра «Части тела».
Дети садятся на свои места. Логопед вывешивает на доску изображение рыбы.
Л о г о п е д. Давайте назовем части тела рыбки (чешуя, хвост, голова, туловище, плавники ... ).
Л о г о п е д. Зачем рыбе чешуя? Жабры? Плавники?
Игра «Сом и сомик».
Логопед вывешивает на доску изображения аквариумного сомина и пресноводного сома.
Л о г о п е д. Похожи эти рыбки? А чем отличаются? Будем говорить длинным предложением с союзом а. Например: Сомин живет в аквариуме, а сом в реке.
У сома усы, а у сомика ... усики.
У сома голова, а у сомика ...
У сома глаза, а у сомика ...
У сома рот, а у сомика …
У сома плавники, а у сомика ... и т.д.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала: | Дети гладят растопыренными пальчиками стол |
- Здравствуй! - Здравствуй! - Как дела? - На рыбалке была, | Соединяют поочередно пальчики на руках (указательный с указательным, средний со средним ... ) |
Я удила рыбака Дядю Петю - чудака. | Пальчики сгибают «крючками», поочередно зацепляют пальчики друг за друга (указательный с указательным, средний со средним ...) |
- Где же твой рыбак? Попался? | Разжали кулачки - сжали |
- Нет, ушел, хитрец! Сорвался! (Е. Чеповецкий) | Трясут кистями рук |
Игра «Найди дом».
Логопед вывешивает на доску изображения реки, мор», аквариума. На столе раскладывает изображения разных водных обитателей.
Л о г о п е д. Посмотрите, это макеты мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?
Каждый из вас подойдет к столу, выберет одну картинку, назовет ее и «поселит» обитателя воды в подходящий водоем. (Это щука. Она обитает в реке. Я поселю её в реку. У меня сомин. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме. Я выбрал морскую звезду. Она живёт в море ... )
Игра «Аквариум».
Л о г о п е д. Возьмите конверты на ваших столах. Синий квадрат положите перед собой, рыб слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?
Зеленая рыбка заплыла в правый верхний угол, красная - в левый нижний, желтая - в левый верхний, синяя- в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Дательный падеж имен существительных
единственного и множественного числа»
Цели:
1. Формирование навыка образования существительных в дательном падеже единственного и множественного числа.
2. Формирование навыка замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного.
3. Развитие внимания, памяти, мышления, слухового восприятия.
4. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий, инструментов для их работы, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сейчас будем передавать друг другу мяч и говорить, кому мы его передали. Я передала мяч Кате ...
II. Основная часть.
Игра «Кому что нужно».
На доске справа висят картинки с разных профессий, слева – инструменты для их работы.
Л о г о п е д. Кому что нужно для картинку с инструментами к тому человеку, которому они нужны (указка, учебник нужны учителю…).
Игра «Идем в зоопарк».
Л о г о п е д. Предлагаю отправиться сто, а принести корм для животных.
Я буду говорить, какую еду мы возьмем, а вы – кому мы ее отдадим. Например: Мясо ... отдадим львам.
Морковь ...
Сено, траву ...
Зерно ... и т.д.
Физкультминутка.
Сом задумался о том, Как построить в речке дом. | Дети стоят, рука на подбородке, «думают». Руки домиком над головой |
Как построить дом кирпичный И с окошком, и с трубой, | Очерчивают руками квадрат, треугольник |
Как построить дом отличный Прямо в речке голубой. | Шаг вперед, разводят руки в стороны, шаг назад |
Сом не спит в глухую полночь, Ус в раздумье крутит сом - | Присаживаются, кладут голову на руки |
Кто б ему пришел на помощь И помог построить дом? | Встают, маршируют на месте |
Потому что и сому Очень трудно одному. (В. Бояринов) | Повороты вправо - влево |
4. Игра с мячом «Кому что?».
Логопед Я буду бросать мяч и а тот, кто поймает мяч, скажет, кому они нужны: Например: Помада - женщине.
Бритва, галстук –
Учебники, тетради-
Соски, бутылочки –
Ошейник, корм - и т.д.
Игра «Измени слово».
Л о г о п е д. Я буду говорить предложения, а вы должны изменить последнее слово так, чтобы предложения красиво и правильно звучали. Например: Отдай книгу брат (отдай книгу брату).
Завяжи бант сестра.
Уступи место старушка.
Дай лекарство дедушка.
Маша идет к врач.
Дети шли по лес.
Мы шли по дорога.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Пересказ рассказа "Хитрый Ваня"»
Цели:
1. Уточнение представления о рыбах.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Развитие связной речи (обучение составлению пересказа).
4. Развитие мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия.
5. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз (на каждого ребенка), картинки-загадки с наложенными изображениями водных обитателей (на каждого ребенка).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Обведи рыбок».
Логопед раздает детям картинки, на которых изображены рыбки, плывущие вправо - влево, наверх, вниз.
Л о г о п е д. Рыбок, плывущих вправо, обведите синим цветом, влево - красным, вверх - зеленым, вниз - желтым. Сколько рыбок плывет вправо? Влево? Вверх? Вниз?
Сегодня мы снова поговорим о рыбах и перескажем рассказ «Хитрый Ваня».
II. Основная часть.
Чтение логопедом рассказа.
Как-то летом Ваня взял удочки, приманку, большое ведро и отправился на рыбалку. Мальчик закинул удочку и стал ждать, когда клюнет. Ваня долго сидел на берегу прудика, но так и не поймал ни одну рыбку. Расстроенный Ваня поплелся домой. По дороге домой мальчик увидел рыбный магазин. Хитрый Ваня решил купить рыбу и сказать, что поймал ее. Дома мама и папа удивились такому большому улову сына. И вдруг на дне Ваниного ведра папа заметил чек из рыбного магазина. Ване стало стыдно за его обман.