Специальный курс «Введение в психотерапию»

Фильмы к спецкурсу:

1. «День сурка» (реж. Г. Рэмис)

2. «Дон Жуан де Марко» (реж. Д. Левен)

3. «Второй лучший» (реж. К.Менджес)

4. «Мелкий бес» (реж. Н.Досталь)

5. «Пурпурная роза Каира» (реж. В.Аллен)

6. «Пролетая над гнездом кукушки» (реж. М.Форман)

7. «Красота по-американски» (реж. С.Мендес)

8. «Форест Гамп» (реж. Р.Замекис)

9. «Умница Уилл Хантинг» (реж. Гас Ван Сэнг)

10. «Малена» (реж. Джузеппе Торнаторе)

11. «Лучше не бывает» (реж. Джеймс Л.Брук)

12. «Слезы капали» (реж. Г. Данелия)

13. «Доживем до понедельника» (реж. Станислав Ростоцкий)

14. «Осенний марафон» (реж. Г.Данелия)

15. «Блеск» (реж. Скотт Хикс)

16. «Айрис» (реж. Ричард Эйр)

17. «Человек дождя» (реж. Б.Левинсон)

18. «Покидая Лас-Вегас» (реж. М.Фиггис)

Заметим, что при наличии фильмотеки, работа с фильмами может быть организована как самостоятельная внеаудиторная работа студентов, контроль за которой осуществляется по письменным ответам.

Анализ художественных фильмов как метод самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студента с содержанием специально подобранных художественных фильмов является одним из способов насыщения индивидуального опыта «эмпирикой». Наш интерес к использованию художественных фильмов в учебном процессе связан с несколькими обстоятельствами.

1. Учебная задача, поставленная студентам перед просмотром фильма, может нацелить их на обнаружение конкретных феноменов, анализ и осмысление причинно-следственных связей между событиями фильма или действиями его героев, интерпретацию содержания фильма с позиции той или иной теории или нескольких теорий.

2. Решая учебную задачу, поставленную перед просмотром фильма, студент оказывается перед необходимостью применения и использования полученных ранее теоретических знаний и, с другой стороны, теоретического обобщения увиденного в фильме. Анализируя фильм, студент получает возможность практического применения теоретических знаний еще до того, как столкнется с реальной практикой. Работа с содержанием художественного фильма способствует формированию профессионально-важных качеств будущих специалистов, чья профессиональная деятельность относится к сфере «человек-человек»: способность к наблюдению, эмпатия, эмоциональная саморегуляция, углубление самопонимания, децентрация, безоценочность, способность продуцировать и проверять рабочие гипотезы.

3. Задачи учебного просмотра могут быть поставлены так, чтобы, выполняя их, студент должен был бы самостоятельно отработать межпредметные связи. Например, для проработки содержания фильма «Повелитель мух» (реж. П.Брук), студентам могут быть предложены вопросы, увязывающие динамику группы (социальная психология) и возрастные особенности членов группы (психология развития и возрастная психология), групповую динамику (социальная психология) и личностную динамику главных героев (психология личности), механизм группообразования (социальная психология) и культурную символику (культурология) и т.д.

Для проработки фильма «Мелкий бес» (реж. Н.Досталь) студентам могут быть предложены вопросы, вскрывающие влияние социального окружения на патогенез шизофрении.

4. Результаты самостоятельного анализа фильма могут быть использованы для текущего контроля знаний, умений и навыков студентов. Например, для определения уровня усвоения студентами основных понятий и положений системной семейной психотерапии (психологии семьи) им может быть предложен для просмотра фильм «Ребро Адама» (реж. В. Криштофович), а для контроля усвоения метода генограммы студентам может быть дано задание составить генограмму семьи, показанной в фильме.

Общий алгоритм использования кинофильмов в образовательном процессе выглядит следующим образом:

- подбор фильмов в соответствии с содержанием учебного курса;

- разработка учебных вопросов;

- организация индивидуального или группового просмотра фильма;

- контроль выполнения задания (письменные работы, групповая дискуссия и др.).

Индивидуальный просмотр фильма может быть осуществлен студентом на домашнем оборудовании, коллективный просмотр – в компьютерных классах и лабораториях учебного заведения.

Опыт использования художественных фильмов в подготовке психологов-практиков показывает, что в современном кинематографе можно найти иллюстрацию любого сколь угодно сложного явления человеческой жизни.

Наши рекомендации