Звуко-слоговой анализ и синтез
Выставляется пособие Г.С. Швайко «Пирамидка». Дети, в названиях ваших картинок есть слова, состоящие из трех, четырех и пяти звуков. На верхнюю ступеньку «Пирамидки» поставьте картинки, в названии которых три звука. (Чай, чиж, чум, мяч.) На среднюю ступеньку — картинки, в названиях которых четыре звука. (Часы, ключ, врач, грач.) На нижней ступеньке будут стоять картинки, в названии которых пять звуков.
Картинки выставляются. Проверяется правильность выполнения задания. Анализ трех-четырех слов. Подбор нужных слов к выставленным схемам.
А сейчас угадайте, какое слово задумал Чипполино, если в нем зук ч стоит между гласными ы, о. (Бычок.) Возьмите первые зуки из слов галка, рак, айва, чай и составьте из них слово, акое слово получилось? (Грач.) Замените первый звук г в этом тове на звук в. Какое слово получилось? (Врач.)
Чипполино слушал, слушал нас и сам заговорил.
От имени Чипполино логопед произносит слова с перепутанными слогами, а дети, переставляя слоги, называют слова правильно. Например: ли-ка-че... (качели), ка-чай...(чайка), дан-че-мо...(чемодан) и т.д. Слово чайка проговаривается медленно, по слогам и уточняется значение слова качай.
7. Творческие задания детей
Задайте Чипполино вопросы. Посмотрим, как он запомнил 1звания предметов.
8. Произношение звука ч в предложениях
Чипполино спрашивает, что вы сделали бы с этими предмета-а, если бы у вас была волшебная палочка. Загадайте свои же-шия. (Я хочу, чтобы...) А я хочу, чтобы люди не держали иц в неволе. Послушайте, как просится чижик на волю.
9. ФизминуткаИгра «Чижик».
Дети ходят по кругу, один ребенок, изображающий чижика, находится в центре круга.
Чижик в клеточке сидел.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Чиж печально песню пел:
Я на воле жить хочу.
— Миленькие деточки,
Дети клетку открывают,
Откройте мою клеточку.
Чижа на волю выпускают.
Психогимнастика
Изобразите печального чижика, сидящего в клетке. Откроем клет-. Изобразите чижа, улетевшего на волю. Покажите, как вы рас-одились на мальчика, посадившего чижика в клетку.
Подбор родственных слов
Дети, мы с вами гостеприимные хозяева? Чем угостим Чип-лино? (Калачами, печеньем конфеточками.) Напоим его ... аем). Устроим ... (чаепитие).
При затруднении логопед помогает наводящим вопросом: «Как сказать одним словом? (Чай пить — чаепитие.)
Что нам понадобится для чаепития? (Чашки, чайник, чайни-, чай, чайные ложки, заварочный чайник.) Назовите похо-ie слова.
Дети называют.
Чем похожи эти слова? Ответы детей.
12. Звук ч в стихах
Водичку мы попросим у ручейка.
Ручеек, ручеек, И пирог испечем.
Дай водички на чаек. И, сверкая под лучами,
Мы чаек горячий Засмеялся ручеек.
Будем пить на даче. Быстро прыгнул с камня в чайник.
Пить с печеньем, с калачом. Дал водички на чаек.
Дети повторяют стихотворение хором вместе с логопедом. Не забудьте пригласить Чипполино на чаепитие.
Работа с буквами
Выставляются буквы ч, а, й, к, а, а затем — ч, и, ж, и, к. Помогите Чипполино составить слова из этих букв. (Чайка, чижик.)
«Сломалась» пишущая машинка — одна буква не напечаталась. Угадайте пропущенную букву в этих словах: дока, мя-_ик. (Буква ч.)
Составление слова дочка из букв, преобразование этого слова путем замены первой буквы в слова точка, почка, кочка, бочка.
Итог занятия
63 Тема «Дифференциация звуков ч, т'»
НАШИ ГОСТИ — ИГРУШКИ
Материал.Игрушки (Буратино, обезьянка Чичи, кукла Катя, черепаха, утенок Тим, Чебурашка, котенок Тяпа); набор предметов (тесемка, мячик, колечко, телефон, чашка, носочки, тельняшка, тетрадь, полотенце, картина, платьице, пальтишко, беретик); кассы с буквами.
Ход занятия
Оргмомент
Изобразите утенка Тима: Тим — задавака, Тим — трусишка. Покажите, как котенок Тяпа просит молочка у своей хозяйки, как проказничает обезьянка Чичи.
Сообщение темы занятия
Послушайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем сегодня изучать: «Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг» (телефон); «Что всегда идет, а с места не сойдет?» часы); «Чудо-ящик — в нем окно, а в окошечке — кино» (телевизор). В отгадках вы услышали звуки ч, т'. Сегодня мы будем их изучать.
3. Сравнение звуков ч, т' по артикуляционным и акустическим признакам
4. Произношение звуков ч, т' в словах
Вот телефон. Позвоните в Сказочную страну и пригласите кам на занятие гостей. В их именах и кличках должны быть зуки ч, т'. Кого пригласим? (Чебурашку, черепаху Тортиллу, Буратино, утенка Тима, котенка Тяпу, куклу Катю). Узнавание слов по схемам.
5. Практическое усвоение глагола «хотеть»
Кто хочет поговорить с гостями? (Я хочу.) Мы... (хотим). теперь спросите у меня. (Вы хотите поговорить?) Хочу. Я ... (хочу). Мы... (хотим). Вы... (хотите).