Слушание сказки Г. Юдина «Цыпленок Цып»

Итог занятия

60 Тема Звук и буква ц.

В ГОРНИЦЕ

Материал.Предметы народного быта, художественные из­делия народных умельцев; элементы русских костюмов для де­тей; музыкальные инструменты (балалайка, бубенцы, цымба-лы); предметы (зеркальца, спицы, ножницы, вышитое полотен­це, рукавицы, кольцо, мотки ниток, молоток); леденцы для уго­щения; буквы.

Ход занятия

Оргмомент

Звучит мелодичная музыка. В комнате выставлены предметы на­родного быта и изделия русских мастеров. Дети в русских народных костюмах сидят в разных местах комнаты: за одним столом — «куз­нецы-удальцы», за другим — «девицы-мастерицы» со спицами, за третьим — «добры молодцы», за четвертым — «девицы-красавицы».

Сообщение темы занятия

Сегодня мы собрались в горнице на посиделки.

Объясняется смысловое значение слов горница и посиделки.

В горнице — девицы-мастерицы и добры молодцы, кузне­цы-удальцы и девицы-красавицы. Какой звук чаще других по­вторяется в этих словах? (Звук ц.) Сегодня мы будем повто­рять звук ц.

… Скажите это слово со слогом цу. (Водицу.) Если захотим напить­ся, где возьмем водицы? (В колодце.) Скажем вместе: «Холодна водица, можно простудиться. Лучше леденцами всем нам угос­титься».

Выставляется коробка с леденцами.

Добры молодцы, угостите всех леденцами и про себя не за­будьте.

Итог занятия

Тема «Звук и буква ч»

ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН ПРИНЕС ПОСЫЛКУ

Материал.Посылка с набором предметов (перчатки, очки, ручка, ключ, часы, чашка, колечко, цепочка, чулки, лампочка и др.); игрушки (Чебурашка, черепашка); элементы костюма почта­льона Печкина; разрезная азбука.

Ход занятия

Оргмомент

Входит воспитатель в костюме почтальона Печкина.

Вы узнали нашего гостя? (Почтальон Печкин.) Поздоровай­тесь с ним.

Дети здороваются. Далее диалог с детьми ведет почтальон Печ­кин.

Что у меня в руках? (Посылка.) Скажите это слово ласково. (Посылочка.) Посылка тяжелая, ее не поднять. Покажите, как тяжело было ее нести.

Дети имитируют напряжение. А мою посылочку нести легко. Имитируется расслабление.

Сообщение темы занятия

Дети, вы догадались, какой звук мы будем изучать? (Звук ч.) Почтальон Печкин будет нам помогать.

3. Характеристика звукач по артикуляционным и аку­стическим признакам

Покажите Печкину, каким кружочком мы обозначим звук ч. В каком замке живут мягкие согласные звуки? (В Зеленом замке). Запомните, звук чвсегда мягкий, у него нет братца — твердо­го звука.

4. Произношение звука ч в слогах. Звуко-слоговой ана­лиз и синтез

Дети, хотите посмотреть, что в посылке?

Выкладываются предметы, и дети называют их. А сейчас мы с Печкиным посмотрим, как вы умеете находить предметы по первому и последнему звуку.

Вопрос задает Печкин.

Угадайте, какое слово я задумал, если в нем первый звук ч, последний — ы? (Часы.) А слово, в котором первый звук к, последний — ч? (Ключ.) А в этом слове первый звук ч, послед­ний — а. (Чашка.)

Дети, пусть Печкин отгадает, какое слово вы задумали.

Дети называют первый и последний звук, почтальон Печкин — слово.

А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки ч, р, к, у, а. Какое слово можно из них составить? (Ручка.) Обозначьте это слово кружочками.

Дети обозначают слово символами.

Сколько согласных звуков в этом слове? Между какими зву­ками слышится звук ч?

Ответы детей.

Вы хорошо выполнили задания, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слово на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: лам... (почка), це... (поч­ка)..Чем похожи эти слова?

Ответы детей.

Назовите слова, в которых последний слог — ки. (Оч-ки, чул-ки, пер-чат-ки.)

Выделение ударного слога. Логопед обращается к Печкину.

Вы хотите услышать, как наши дети подбирают рифмы к сло­вам? «Да, хочу», — ответил Печкин. Покажем ему.

Подбор рифм к слову почка.

(Дочка, кочка, мочка, точка, ночка, бочка.) А теперь под­берем рифмы к слову сверчок. (Каблучок, колпачок, бычок, бочок.)

Физминутка

Чок-чок-чок, ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

Дети сопровождают стихи имитацией всех действий.

6. Развитие связной речи. Загадки — описания предметовДети, загадаем почтальону Печкину загадки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

Пейте чай, вода вскипела.

(Чайник.)

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Каждый мальчик — в свой чуланчик.

(Перчатка.)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке. Ниточка в реке.

(Удочка.)

Повторение загадок хором. Выделение слов со звуком ч. А сейчас придумайте свои загадки-описания.

Дети придумывают загадки-описания об окружающих предметах.

Знакомство с буквой ч

Вы умеете читать? Скажите: «Мы уже читаем! Первой букве слове чтение —мое почтение!» На что похожа буква ч? Ч — вы правильно решили — Пишут так же, как «4». Только с цифрами, друзья, Путать буквы нам нельзя.

В. Степанов Детям предлагают найти букву ч в буквенной кассе.

Чтение слов

На наборном полотне выставляется четыре слова из трех, четы­рех, пяти и шести букв: чай, часы, чашка, чайник, в которых закрыты первые буквы. Дети отгадывают, какие буквы закрыты, и прочитывают слова. Составление слов с буквой ч из разрезной аз­буки.

Итог занятия

62 Тема «Звук ч»

НАШ ГОСТЬ ЧИППОЛИНО

Материал.Игрушка Чипполино, сундучок, предметные картин­ки, буквы демонстрационные.

Ход занятия

Оргмомент

Дети, отгадайте загадку: «Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет». (Мячик.) Попрыгайте как мячики. Изобрази­те, каким стал мячик, попавший под колесо машины. Покажите, как вы огорчились, увидев разорванный мячик.

2. Сообщение темы занятияВносится игрушка Чипполино.

Кто наш гость? (Чипполино.) Какой первый звук в слове Чипполино'? (Звук ч.) Сегодня вместе с Чипполино будем по­вторять звук ч.

3. Характеристика звука. Обозначение звука ч цвето­выми символами

4. Произношение звука ч в слогах

Чипполино здоровается: «Ча-чо-чу», радуется встрече с нами: «Чи-ча-чо», просит взять его к нам в группу: «Ач-оч-уч».

5. Произношение звука ч в словахВыставляется сундучок с картинками.

Что принес нам Чипполино? (Сундучок.) Скажем хором: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!»

Сундучок подносится к каждому ребенку, дети берут картинку и называют нарисованный на ней предмет.

Наши рекомендации