Произношение звуков в словах

Филе и Фоме для фокусов нужны предметы, в названии кото­рых есть звуки ф, ф'. Угадайте, что в коробке? В слове четыре звука, первый ш, последний ф, носим на шее. (Шарф.). В назва­нии предмета первый слог коф. (Кофта.). В слове есть слоги ты, кон, фе. (Конфеты.)

Показывается фокус с конфетами: в одинаковой обертке конфета и брусочек; превращение брусочка в конфету.

6. Звуко-слоговой анализ слов фикус, фокус Филя спрашивает: «Зачем вам эти кружочки, полосочки?» Обо-начьте кружочками звуки слова фикус и полосками — количе-твослогов в этом слове.

Дети выкладывают схему слова.

А мы тоже можем быть фокусниками. Превратим слово фи­кус в фокус.

Дети заменяют в схеме первый кружочек. Докажите Фоме и Филе, что эта схема обозначает слово

Фокус.

Произношение слов сложного звуко-слогового состава

Дети, я слышу — звонит телефон. Кто это нам звонит? Воспитатель держит Незнайку и разговаривает от его имени. Здравствуйте, дети! У вас Фома и Филя? Какие звуки вы с ними изучаете? Можно мне к вам?

Вносятся предметы (фотоаппарат, фотопленка, фотобумага, фо­тографии.

Незнайка, с чем ты пришел? (С аппаратом.) Исправьте его ошибку. (С фотоаппаратом.) Что ты будешь делать? (Трафи-ровать.) А как сказать правильно? (Фотографировать.) Что нужно зарядить в фотоаппарат? (Графию.) Да нет! (Фотоплен­ку.) Когда ее проявишь, тогда напечатаешь ... (фотографию).

Предметы показывают детям по ходу беседы. Каждому из детей предлагают нажать на кнопку фотоаппарата. Кем мы были? (Фотографами.) Кем был Вова? (Фотогра­фом.) Что мы делали? (Фотографировали.) Что напечатали? (Фотографии.) Скажите, что вы любите — фотографировать или фотографироваться?

Показ фотографий или репродукций.

Мы с Незнайкой были в Петергофе. Что на этой фотографии? (Фонтан.) Там очень много красивых... (фонтанов). А на ста­дионе мы смотрели игру — догадайтесь, какую?

Даются рассыпанные звуки ф, у, т, б, о, л. (Футбол.) Филя там играл в ... (футбол). Он забил в воро­та ... (гол).

Физминутка

Проведем сначала разминку.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись:

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Имитация игры в футбол. Дети изображают, как вратарь ловит мяч Кем были? (Футболистами.)

Развитие просодии

Чтение стихотворения Т. Сапгир «Футбол». Сказала тетя: «Фи, футбол!» Сказала мама: «Фу, футбол», Сестра сказала: «Ну, футбол...» — А я ответил: — «Во, футбол!»

10. Творческие задания детей

Выставляются картинки, предметы: фуражка, флаг, флакон, фа­соль. Вопросы детей Фоме, Филе, Незнайке. Вопросы могут быть о назначении предметов. Угадывание слов по первому и последнему звуку, по слогам.

Чтение сказки Г.Юдина «Фокусник Федя». Выделение слов со звуком ф, ф'. Пересказ сказки.

11. Знакомство с буквойф

«Филя ходит руки в боки, значит, выучил уроки». Встаньте, поставьте руки на пояс. Посмотрите друг на друга. Мы стали похожи на букву ф.

12. Чтение слов и предложений. Составление слов из раз­резной азбуки

Слова фиалка, фикус. Превращение слова шарф в слово фарш путем перестановки букв.

Итог занятия

Тема «Звук и буква ш»

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КУКЛЫ МАШИ

Материал.Игрушки (кукла Маша, Мишка, Матрешка, Пет­рушка, кошка, мышка, лошадка, Неваляшка); предметные кар­тинки (вишни, машина, катушка, подушка, шапка, шкаф и др.);

цветовые символы звуков, звуко-буквенный город, кассы, наборное полотно.

Ход занятия

Оргмомент

«Принесли мы вам подарки. Кто захочет, тот возьмет. Вот вам 'кукла с яркой лентой, неваляшка, самолет». Изобразите действия заводных игрушек: кукла шагает, Мишка танцует, неваляшка ка-I чается, лошадка скачет.

2. Сообщение темы занятияВносится кукла.

Это — Маша.

Звук ш произносится акцентирование.

Вспомните имена, в которых есть звук ш. (Саша, Наташа, Катюша, Ксюша.) Скажите ласково имя Маша. (Машенька.) Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее в гостях и познакомимся с новым звуком ш.

3.Характеристика звукаш по артикуляционным и аку­стическим признакам

Машенька еще не умеет произносить звук ш, давайте ее на­учим. Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Вытягиваются трубочкой.) Где находится язык? Какой он — узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой.) Как мы произ­носим звук ш — с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звук ш? Загибайте пальчики и повторите, какой звук ш. (Согласный, твердый, глухой.) Обозначение звука ш цветовым символом.

4. Произношение звука ш в слогах

Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались: «Ша-шо-ши (вопросительно — пригласит ли их Маша на день рождения). Шу-шо-шу(с просьбой). Шта-што-шту (утвердительно). Шва-шво-швы (радостно)».

5. Произношение звука ш в словах. Определение пози­ции звука. Падежное управление

Кого пригласила Маша на день рождения?

Выставляются игрушки: (Петушок, Петрушка, матрешка, нева­ляшка, мышка с мышатами, мишутка, кошка, собачка Шарик. Опре­деление позиции звука ш.

Что подарили гости Машеньке? Сначала назовите подарки, в названии которых звук ш слышится в начале слова. (Шарик, шапочку, шоколадку, шарфик, шубку, шторы.) А теперь звуком ш в середине слова. (Машинку, лягушку, чашку, вш ки, погремушку, катушку.) И еще назовите подарки, в назЕ которых звук ш слышится в конце. (Ковш, карандаш, брошьк

6. Развитие фонематического восприятия.Звуко-слог вой состав слов Маша, каша

Машенька предлагает нам поиграть в словесные игры «3| потерялся», «Звук заблудился». Какой звук потерялся в мы_ка, ко_ка, лягу_ка, мо_ка?

Дети называют пропущенный звук и все слово.

Какой звук заблудился и не стал на свое место и какой зв^ потерялся в следующих словах: ткаф, мытка, ката, матщ (Звук тзаблудился и стал на место звука ш, который щ чез. Правильные слова — шкаф, мышка, каша, Маша.) Пои' жем Маше, как мы обозначаем звуки кружочками. А чем обозначаем слова, слоги?

Дети выкладывают схемы слов Маша, каша.

Чем различаются эти слова? Чем они похожи?

Физминутка

Дети играют в игру «Кот и мыши».

8. Произношение звукаш в предложениях. Дополнен! предложений

Мишутка предлагает поиграть в игру «Подскажи слово». Он зовет два слова, а вы добавьте нужное слово, чтобы получилось предЗ ложение. Маша — кашу. (Любит. Маша любит кашу.) Миша-шубу. (Миша носит шубу.) Лягушка— мошку. (Лягушка съе-А ла мошку.) Кошка— мышку. (Кошка поймала мышку.)

Определение количества слов в предложениях.

9. Звукш в связной речи

Начали гости разные истории рассказывать. Послушайте, рассказала неваляшка о своей подружке Наташе: «Подарить) Наташа мишка, Наташа гулять с мишка. Она надевать на мишка штанишки. Наташа любить мишка».

Дети восстанавливают согласование слов в предложении и пере­сказывают текст.

10. Знакомство с буквойш

Пригласим Машу в наш Звуко-буквенный город. В каком замке появилась новая буква?

Сравнение строчной и заглавной букв.

11.Чтение слогов ша, шу, шо, ши

Запомните: буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит •олько с буквой и. «Букву ш — пиши с и !» Работа с разрезной азбукой.

Составить слово шина. Какого слога не хватает в этом слове, чтобы получилось новое слово: машина? (Слога ма.) Составьтеслово Маша.

Итог занятия

Тема «Звук ш»

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАЙЧИШКИ-ТРУСИШКИ

Материал.Игрушки (мишка-шалунишка, зайчишка-тру­сишка, лягушка-попрыгушка, мышка-норушка); предметные кар­тинки (кукушка, шмель, вишни, ромашки, ландыши, кувшин­ки, кашка, волнушки, сыроежки, кубышки); изображения де­ревьев, избушки, символы звуков и слов, разрезные азбуки.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика Показываются игрушки.

Это мишка-шалунишка, зайчишка-трусишка, лягушка-квакуш­ка-попрыгушка, мышка-норушка. Изобразите мимикой и жеста­ми движения персонажей.

2. Сообщение темы занятия. Характеристика звука ш по артикуляционным и акустическим признакам

Какой одинаковый звук вы услышали в названиях наших гос­тей? (Звук ш.) Сегодня будем вместе с ними повторять звук ш. Какой это звук?

Дети дают характеристику звука ш.

3.Произношение звука ш в слогах. Анализ и синтез сло­ва шум

Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шу­мел: «Адрош-уш-ши! (Зайчишка насторожился.) Шта-што-шту-шты!» (Трусишка испугался.) Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И зайчишка-трусишка успокоился. Какие звуки вы услы­шали в шепоте листьев? (Звуки ш, у.) Дополните их звуком м.

Какое слово получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова ш\ Сколько звуков в нем?

4. Произношение звукаш в словах

Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал, час мы узнаем, кого и что он видел по дороге. Выставляются картинки разнообразных цветов.

На опушке росли ... (ромашки, ландыши, кашка), на Ш ке — ... (кувшинки, кубышки). Угадайте по звукам ш, м', э, кто сидел на ромашке. (Шмель.) На берегу речушки зайчш ка-трусишка увидел ... (камешки), на сосне — ... (шишки) на орешнике — ... (орешки). Под кустом росли... (волнушки^ сыроежки). Какую птицу увидел зайчишка-трусишка на де?реве? (Кукушку.)

5. Определение позиции звукаш в словах. Подбор рифяЗайчишка-трусишка хочет поиграть с вами в слова-рифмг

Подберите к его словам другие слова с похожими окончаниям] шина ... (машина), кошка... (мошка), лягушка... (подуш­ка), мушка... (пушка), мышка... (мишка). Где слышится^ звук шв этих словах? (В середине слов.) А вот и мишка-шалу­нишка. Он будет читать вам «перепутанные» стихи, а вы слушай­те и сразу же исправляйте ошибки.

С другом мы играли в чашки ... (в шашки).

Пили чай из белой шашки ... (чашки).

Вылезла из норки шишка ... (мышка).

На нее упала мышка ... (шишка).

Под кустом сидели шишки ... (мышки).

На сосне висели мышки ... (шишки).

В воздухе летала кошка ... (мошка).

Молоко лакала мошка ... (кошка).

На столе стояла кошка ... (плошка).

На полу сидела плошка .... (кошка).

6. Произношение звука ш в предложениях. Анализ сло­весного состава предложения

Мишка-шалунишка напридумывал «путаниц» не только в сти­хах, но и в предложениях. «Рельсы лежат на лапше». На чем лежат рельсы? (Рельсы лежат на шпалах.) Чем похожи слова шпала, лапша? А теперь исправим и остальные его предложе­ния-путаницы. «Наташа носит шлюпку». (Наташа носит шляп­ку.) «Дедушка играет на машине». (Дедушка играет на гар­мошке.) «Мышкаловит кошку». (Кошка ловит мышку.) Придумайте сами предложения-путаницы. Покажите мишке-шалунишке, чем мы обозначим предложение, слова.

Анализ предложения.

Наши рекомендации