Анализ и синтез прямых слогов

Звук э подружился со звуком х и получился слог I елизвук у станет впереди звука х, получится слог Еслизвук х станет перед звуком а, получится слог ... (ха).

Идут гласные звуки по дорожке. Видят — звук м скучает. Пригласили его с собой. Какие слоги получатся, если звук м подружится с гласными звуками? (Ма, мо, му, ми.)

Выделение гласных звуков из начала и середины слов. Развитие фонематических представлений

Шли звуки, долго ли, коротко ли, и пришли в лесную школу. Л там малыши-зверята как раз называют слова с гласными зву­ками. Учительница Сова предлагает назвать, какой гласный звук щучит в начале слова.

От имени совы даются слова аптека, остров, атомоход, ис­тория, экспресс. Дети называют первый гласный звук. А сейчас вы сами назовите слова, в которых гласные звуки слышатся в начале.

Выделение гласных звуков из середины слов кот, дым, мак, сом, дуб, рот и др.

Физминутка

Изображение гласных букв с помощью движений, поз. Танце­вальные движения под музыку.

7. Знакомство со слогом. Определение количества сло­гов и их последовательности

Выставляется часть картины «Маки».

Что это? Мишутка говорит: «Ма». Правильно ли он назвал цветы? (Нет. Он сказал не все слово. Он сказал часть слова.) Скажем вторую часть слова. (Ки.) Произнесите это слово по частям. (Ма-ки.)

Логопед сначала показывает картинку «Сани», затем часть ее. Вот первая часть предмета. Назовите первую часть этого сло­ва. (Са.)

Подставляется вторая часть картинки, дети называют слог. (Ни.) Скажите все слово. (Сани.) Все слово можно произнести по частям. Часть слова называется слогом. Повторите, как называ­ется часть слова. (Слог.)

На переменке зверята разбежались кто куда. Вместе с учи тельницей Совой позовем их. (Ли-са, Ми-ша.) Как мы произнес­ли эти слова? (По слогам.) Слова как будто рассыпались на части — слоги. Сосчитаем, сколько слогов в слове ли-са. Обо­значьте слоги счетными палочками. Делятся на слоги слова пума, лоси.

Сколько слогов в слове пума? Какой первый слог? Какой второй слог? Переставьте слоги в слове пума и произнесите их. (Му-па.) Правильно ли звучит слово? (Неправильно.) Можно ли переставлять слоги в словах? (Нельзя.)

Перед детьми строится домик из кирпичиков. Вынимается один кирпичик.

Слоги в слове, как кирпичики в стене — нет одного, и стена нарушена. Послушайте, как звучит слово ли-сонь-ка без слога ли: -сонь-ка.

Ознакомление с символом слога — короткой полоской. Сравне­ние символов одного слога и слова.

Значение слогообразующей функции гласного звука

Как же узнать, сколько слогов в слове? (Можно отхлопать слоги.) Помогут нам определить количество слогов в слове глас­ные звуки. В каждом слоге есть гласный звук. Запомните прави­ло: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Повторение правила хором, по рядам и отдельными детьми. А сейчас убедимся, что это так.

Выставляются картинки «мак» и «маки», «дом» и «дома». Какой гласный звук есть в слове мак? (Звук а.) Сколько слогов в слове мак? (Один слог.) Хлопните в ладошки столько 1 раз, сколько слогов в слове маки. Сколько раз вы хлопнули? (Два раза.) Какие гласные звуки услышали в слове маки? (а, и.) Положите столько полосочек, сколько в этом слове слогов. А сейчас тыльную сторону ладошки положите под подбородок и произнесите слово дом. Вы почувствовали, как опускается под­бородок, когда произносили звук о? Скажите слово дома по сло­гам. Сколько раз широко открывался рот и опускался подборо­док? (Два раза.) Рот открывается широко тогда, когда произно­сятся гласные звуки. Сколько слогов в слове дом? (Один слог.) Сколько слогов в слове дома? (Два слога.) Почему вы так ду­маете?

Объяснения детей.

Придумайте слова, которые состоят из одного слога. (Дом, сом, суп, кит, дуб.) Назовите слова, в которых два слога.

Ответы детей.

Произнесите по слогам имена детей. Поднимите столько паль­чиков, сколько слогов в имени Наташа. В слове может быть один, два и три слога, а в длинных словах — еще больше. А как узнать, сколько их?

Ответы детей.

Еще раз повторите самое важное правило — сколько в сло­не гласных, столько и слогов.

Встаньте из-за стола. Сейчас мы будем шагать и говорить (слова по слогам. Сделаем шаг и скажем слог. (Кни-га, аль-бом

И др.)

Итог занятия

Вот и закончилось наше путешествие с гласными звуками. Попрощаемся с учительницей Совой и с учениками лесной шко­лы, с которыми мы учились делить слова на слоги и узнавать, сколько слогов в слове.

28 Тема «Звуки г, г' и буква г»

У НАС В ГОСТЯХ ГНОМЫ ГОГА И ГЕНА

Материал.Игрушки или изображения двух гномов; пред­метные картинки с изображением овощей (горох, огурцы), фрук­тов (гранат, виноград, груши), птиц (грач, галка, глухарь, щегол, голубь, снегирь, гагара, гуси), гречихи, грабель; разрезная азбу­ка; цветовые сигналы звуков.

Ход занятия

Оргмомент

Дети, вы помните сказку «Белоснежка и семь гномов»? По­пробуйте изобразить разных гномов. Первым будем изображать гнома Ворчуна. Какое у него лицо? Покажите, каким был гном Весельчак. Изобразите гнома Лентяя, работящего, сердитого и грустного гнома.

Сообщение темы занятия

Выставляются игрушки или плоскостные изображения двух

гномов.

Кто наши гости? Придумайте имена со звуком г. (Гриша и Гога.) В имени другого гнома должен звучать звук г'. (Гена) Сегодня Гога и Гена будут с нами изучать звуки г, г'

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акус­тическим признакам

Обозначение звуков г, г' цветовыми символами.

Наши рекомендации