Усвоение несклоняемых существительных
Нам пришла телеграмма с севера Чукотки. Посмотреть Север нас приглашают эскимосы. Повторите это слово. В подарок им отвезем эскимо. Чем похожи эти слова? Вы пробовали эскимо? Какое оно? (Сладкое, вкусное, холодное.) На Север полетим в аэробусе. Повторите это слово. Это очень большой самолет. Аэробус отправляется с аэродрома. Сейчас поедем в аэропорт. Повторите слова со звуком э. (Аэробус, аэропорт, аэродром.) Какая общая часть у этих слов? (Аэро.) «Аэро» — значит воздух.
Представьте, что мы уже летим в аэробусе. Приземлились. Нас встретили Эмма и Эрик. Они из семьи эскимосов. Чем мы их угостим? (Эскимо.) Слово эскимо не изменяется. Мы купили много ... (эскимо). Съели одно ... (эскимо). Эскимосы угощают нас кофе. Это слово тоже не изменяется. Одна чашка ... (кофе), много чашек ... (кофе).
10. Синтез слова эму
Эмма и Эрик очень хотят узнать название самой большой птицы. Выставляется картинка страуса эму.
«Возьмите» звук э и обозначьте его кружочком. Пригласим к нему звук м. Какой слог получился? (Эм.) Дополните слог эм звуком у.
Кружочки выкладываются логопедом и детьми. «Оживим» звуки этого слова, (э, м, у.) Какое слово получилось? (Эму.) Это — эму. Он живет в Австралии. Смог бы он жить на Севере?
Рассуждения детей.
Работа над предложением
Эмма и Эрик хотят послушать, как мы умеем придумывать предложения. Составьте предложения со словами эму, Эмма.
Развитие словотворчества детей
Научим Эмму сочинять чистоговорки. Мо-мо-мо ... (мне Щ пили эскимо).
13. Знакомство с буквойэ
Выставляются заглавная и строчная буква Э.
Это — Э
С открытым ртом
И большущим языком.
Г. Юдин Нахождение буквы э в Красном замке.
На каком этаже поселилась буква э? На каких этажах живут гласные а, у, и?
Узнавание гласных букв по элементам. Определить наличие гласного звука в словах антенна, иголки, утята, экран и поднять соответствующую букву. Чтение слова эму.
Итог занятия
Вот и закончилась наша экскурсия. На чем мы путешествовали? С кем познакомились? Что нового узнали? Мне очень понравилось быть вашим экскурсоводом. Спасибо за то, что внимательно слушали меня, помогали вести экскурсию и хорошо отвечали на вопросы.
21 Тема «Звуки б, б' и буква б»
КЛОУНЫ БИМ И БОМ
Материал.Изображения клоунов Бима и Бома; предметные картинки из серии Г.А. Каше, предметы (будильник, бусы,берет,брошь, бумага); игрушки (бегемот, обезьянка, собачка, баран).
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика
Мы играем на балалайке, трубе, бубне. А теперь изобразите иыступления клоунов, мимов, гимнастов.
Сообщение темы занятия
Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? А какой первый звук вы услышали в имени Бим? Различаются ли они? Сегодня мы будем изучать звуки б, б'.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам
4. Произношение звуков б, б' в слогах
Бим и Бом играют на барабане, трубе и балалайке: бам-бом-бум-бим, би-ба-бо-би-ба-бо, ба-бо-бу-ба-бо-бу.
Слоги произносятся с изменением высоты и силы голоса.
5. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом
Бим спрашивает: «Зачем вам эти цветные кружочки?» (Чтобы обозначать звуки.) Возьмите в левую руку синий кружок, а В правую — красный. Даю вам звуки б, а. Какой слог получился? (Ба.) А теперь Бом дает вам звуки б, о. Верните ему слог. (Бо.) Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука м.) Бим дает вам кружочками слог би. Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.
Сравнение схем слов Бим, Бом.
Назовите гласный звук, который может изменить эти слова. А какие гласные звуки изменили слова бок, бак, бук, бык? Дети называют гласные звуки. Обозначение звуков цветовыми символами.
Произношение звуков в словах. Развитие внимания и памяти
Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки б, б'. Назовите подарки Бома. (Барабан, балалайка, бубен, бусы, браслет, брошка, бумага, баночка, булавка, будильник, букет.) Где вы произносили звук б? (В начале слова.) Назовите подарки Бима. (Бидон, берет, бинт, бинокль, бегемот, белочка, обезьянка.)
Определение позиции звука б'. В играх «Чего не стало?» и «Что появилось?» дети тренируются в запоминании расположения 4-5 предметов, угадывании их наощупь.
7. Творческие задания детей
Задайте вопросы Биму и Бому об этих предметах. Пусть они догадаются, какое слово вы задумали, назовите первый и последний звук или только первый звук. Можно перепутать звуки в слове, чтобы задание было труднее.
Физминутка
Бим и Бом приглашают нас потанцевать с ними. Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку.
9. Практическое усвоение творительного падежа существительных. Развитие фонематических представлений
Чем угостим Бима и Бома? (Бубликами, баранками, бананами, хлебом, батоном, бутербродом, бульоном, колбасой, блинами, рыбой, бисквитом.) А я угощу их «буханкой бубликов». Дети исправляют намеренную ошибку логопеда.
О чем можно сказать «буханка»? (О хлебе — буханка хлеба.) А теперь я хочу подарить им цветов — букет или буфет? (Букет.)