Усвоение несклоняемых существительных

Нам пришла телеграмма с севера Чукотки. Посмотреть Се­вер нас приглашают эскимосы. Повторите это слово. В подарок им отвезем эскимо. Чем похожи эти слова? Вы пробовали эски­мо? Какое оно? (Сладкое, вкусное, холодное.) На Север поле­тим в аэробусе. Повторите это слово. Это очень большой само­лет. Аэробус отправляется с аэродрома. Сейчас поедем в аэро­порт. Повторите слова со звуком э. (Аэробус, аэропорт, аэро­дром.) Какая общая часть у этих слов? (Аэро.) «Аэро» — зна­чит воздух.

Представьте, что мы уже летим в аэробусе. Приземлились. Нас встретили Эмма и Эрик. Они из семьи эскимосов. Чем мы их угостим? (Эскимо.) Слово эскимо не изменяется. Мы купили много ... (эскимо). Съели одно ... (эскимо). Эскимосы угощают нас кофе. Это слово тоже не изменяется. Одна чашка ... (кофе), много чашек ... (кофе).

10. Синтез слова эму

Эмма и Эрик очень хотят узнать название самой большой птицы. Выставляется картинка страуса эму.

«Возьмите» звук э и обозначьте его кружочком. Пригласим к нему звук м. Какой слог получился? (Эм.) Дополните слог эм звуком у.

Кружочки выкладываются логопедом и детьми. «Оживим» звуки этого слова, (э, м, у.) Какое слово получи­лось? (Эму.) Это — эму. Он живет в Австралии. Смог бы он жить на Севере?

Рассуждения детей.

Работа над предложением

Эмма и Эрик хотят послушать, как мы умеем придумывать предложения. Составьте предложения со словами эму, Эмма.

Развитие словотворчества детей

Научим Эмму сочинять чистоговорки. Мо-мо-мо ... (мне Щ пили эскимо).

13. Знакомство с буквойэ

Выставляются заглавная и строчная буква Э.

Это — Э

С открытым ртом

И большущим языком.

Г. Юдин Нахождение буквы э в Красном замке.

На каком этаже поселилась буква э? На каких этажах живут гласные а, у, и?

Узнавание гласных букв по элементам. Определить наличие глас­ного звука в словах антенна, иголки, утята, экран и поднять соответствующую букву. Чтение слова эму.

Итог занятия

Вот и закончилась наша экскурсия. На чем мы путешествовали? С кем познакомились? Что нового узнали? Мне очень понравилось быть вашим экскурсоводом. Спасибо за то, что внимательно слушали меня, помогали вести экскурсию и хорошо отвечали на вопросы.

21 Тема «Звуки б, б' и буква б»

КЛОУНЫ БИМ И БОМ

Материал.Изображения клоунов Бима и Бома; предмет­ные картинки из серии Г.А. Каше, предметы (будильник, бусы,берет,брошь, бумага); игрушки (бегемот, обезьянка, собачка, баран).

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Мы играем на балалайке, трубе, бубне. А теперь изобразите иыступления клоунов, мимов, гимнастов.

Сообщение темы занятия

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? А какой первый звук вы услышали в имени Бим? Различаются ли они? Сегодня мы будем изучать звуки б, б'.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акус­тическим признакам

4. Произношение звуков б, б' в слогах

Бим и Бом играют на барабане, трубе и балалайке: бам-бом-бум-бим, би-ба-бо-би-ба-бо, ба-бо-бу-ба-бо-бу.

Слоги произносятся с изменением высоты и силы голоса.

5. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

Бим спрашивает: «Зачем вам эти цветные кружочки?» (Что­бы обозначать звуки.) Возьмите в левую руку синий кружок, а В правую — красный. Даю вам звуки б, а. Какой слог получил­ся? (Ба.) А теперь Бом дает вам звуки б, о. Верните ему слог. (Бо.) Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука м.) Бим дает вам кружочками слог би. Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.

Сравнение схем слов Бим, Бом.

Назовите гласный звук, который может изменить эти слова. А какие гласные звуки изменили слова бок, бак, бук, бык? Дети называют гласные звуки. Обозначение звуков цветовыми символами.

Произношение звуков в словах. Развитие внимания и памяти

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки б, б'. Назовите подарки Бома. (Барабан, балалайка, бу­бен, бусы, браслет, брошка, бумага, баночка, булавка, бу­дильник, букет.) Где вы произносили звук б? (В начале сло­ва.) Назовите подарки Бима. (Бидон, берет, бинт, бинокль, бегемот, белочка, обезьянка.)

Определение позиции звука б'. В играх «Чего не стало?» и «Что появилось?» дети тренируются в запоминании расположения 4-5 предметов, угадывании их наощупь.

7. Творческие задания детей

Задайте вопросы Биму и Бому об этих предметах. Пусть они догадаются, какое слово вы задумали, назовите первый и после­дний звук или только первый звук. Можно перепутать звуки в слове, чтобы задание было труднее.

Физминутка

Бим и Бом приглашают нас потанцевать с ними. Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку.

9. Практическое усвоение творительного падежа суще­ствительных. Развитие фонематических представлений

Чем угостим Бима и Бома? (Бубликами, баранками, бана­нами, хлебом, батоном, бутербродом, бульоном, колбасой, бли­нами, рыбой, бисквитом.) А я угощу их «буханкой бубликов». Дети исправляют намеренную ошибку логопеда.

О чем можно сказать «буханка»? (О хлебе — буханка хлеба.) А теперь я хочу подарить им цветов — букет или буфет? (Букет.)

Наши рекомендации