Чтение сказки Г. Юдина «Хомяк-хвастун»

Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множе­ство хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. «Хоти­те верьте, хотите нет, — начинал хомяк, — а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод — хуже нашего! Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом кру­тит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли?" А он: "Хрю-хрю! Хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхуш­ку дерева». «Ух, ты!» — восхитились хомяки. «Иду себе даль­ше, — продолжает хомяк, — снег под ногами — хруст, хруст. Смотрю — лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Афри­ку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом... я...» «Что, что потом?» — хором спросили хомяки. «Я... потом...» «Да не тяни же ты!» — взмолились хомяки. «Хорошенькое дело! — оби­делся хомяк-хвастунишка. — Вы думаете, что так легко придумы­вать про то, чего никогда не видел?»

Дети пересказывают сказку.

Итог занятия

17 Тема «Звук й и буква й»

ПОХИЩЕНИЕ БУКВЫ Й БАБОЙ ЯГОЙ

Материал.Плоскостные изображения персонажей (Баба Яга, царь Еремей, стражник Авдей, царевны Несмеяна и Марьюшка, Дюймовочка, Чудо-Юдо, Кощей), изображение ладьи, острова Буяна, ели; картинки серии Г.А. Каше.

Ход занятия

Оргмомент

Рассматривание картинки «Йог».

Кто это? Что он умеет делать? Сегодня нам предстоит труд­ное путешествие, потренируемся как йоги. Выполнение заданных движений.

Сообщение темы занятия

Фея сообщила мне плохую весть. Баба Яга похитила новую букву, с которой мы должны познакомиться. Нам надо ее найти. Прислушайтесь к словам фея, Яга, йог. Какой одинаковый звук вы услышали?

3. Характеристика звука й по артикуляционным и аку­стическим признакам

4. Произношение звука й в словах, развитие памяти, фонематического восприятия

Фея Зеленого замка подарила нам план путешествия, по ко­торому мы будем искать букву й. В путь!

По ходу занятия выставляются фигурки сказочных персонажей. Нас пропустит стражник Авдей, если мы произнесем пароль. Значение слова пароль уточняется раньше.

Запомните и произнесите четыре слова: яблоко, лейка, му­равей, майка.

Определение позиции звука й в словах. Стражник Авдей пропускает нас.

5. Произношение звука й в словах, развитие простран­ственной ориентировки

Авдей говорит: «Направо пойдете — в райский сад попадете, налево пойдете — к царю Еремею попадете».

Дети повторяют и показывают направления. Куда пойдем? (Направо!) Закройте глаза.

Выставляются иллюстрации из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». А теперь откройте глаза. Куда мы попали? (В райский сад.) В каком слове есть звук й? Кого мы встретили? (Дюймовочку.) Что мы ей скажем? (Здравствуй, Дюймовочка!)

Подбор определений детьми.

Какая она? (Кудрявая, красивая, ласковая, нарядная.) Выставляются изображения птиц: соловья, воробья, попугая, юрка.

Назовите этих птиц. (Соловей, воробей, попугай, юрок.) В названии каких птиц звук й звучит в начале слова? В конце? Спросите, видела ли Дюймовочка букву й. Надевайте сапоги-скороходы. По плану наш путь лежит в царство царя Еремея. Определение наличия звука и и его позиции.

Дочь царя Еремея никогда не смеялась. Как ее зовут? (Не­смеяна.) Где вы произнесли звук й в слове Несмеяна? Пока­жите, какое лицо было у Несмеяны. Вы можете ее рассмешить, если придумаете смешные предложения со словами лейка, май­ка, зайка, чайка.

6. Произношение звука й в предложениях-небылицах

Чтение строк из стихотворения А. Шибаева.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Чтение хором с последующей заменой звука м звуком чв слове майка. Выделение слов со звуком й.

Засмеялась Несмеяна, понравились ей ваши предложения. О чем вы ее спросите? По плану мы должны пройти через царство Кощея.

Выставляется его изображение.

Изобразите мимикой страх перед Кощеем. Покажите, какой он злой и страшный. Прислушайтесь, здесь кто-то плачет. Это царевна Марьюшка в плену у Кощея. Изобразите плачущую Марьюшку.

Повелительное наклонение глаголов

Прикажите Кощею отдать Марьюшку. (Отдай Марьюш­ку!) Не отдает. Приказывайте ему что-либо делать, он устанет и отдаст Марьюшку. (Топай! Бегай! Мотай головой! Пры­гай! Танцуй!)

Дети выполняют эти действия.

Физминутка

Игра: Если нравится тебе, то делай так...

Если нравится тебе, то и другого научи. Если нравится тебе, то делай так...

9. Согласование существительных с прилагательнымиУстал Кощей. Он просит, чтобы ему спели песенку.

Пение песни по желанию детей.

Скажем ему ласковые слова. Какой ты ... (добрый, ласко­вый, умный). Кощей отпускает Марьюшку. Куда отправиться дальше нам, покажет план. Закройте глаза.

Меняются картинки.

Мы оказались в гостях у Чуда-Юда. Какое оно? (Смешное, усатое, волосатое, носатое, глазастое, забавное, веселое.) Дети спрашивают его: «Где буква м?»

Чудо-Юдо отвечает: «Знаю, на острове Буяне, под елью, спря­тана буква й».

Выставляется картинка с изображением ладьи.

Поплывем на ... (ладье). Сходим на острове ... (Буяне). Ка­кое это дерево? (Ель.)

Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Ель растет перед дворцом». Выделение слов со звуком й.

Где спрятала Баба Яга букву й? (Под елью.)

Дети находят ящик с буквой й и спрятавшуюся Бабу Ягу.

Как же нам ее наказать? Придумала! Не произносите звук й в ее имени. Как оно будет звучать? (Баба Ага.) Не нравится ей, пусть просит прощения у буквы й !

10. Знакомство с буквой й

Букву Й зовут «И кратким*.

Й как И в твоей тетрадке.

Чтоб Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

В. Степанов

11. Написание буквы й. Чтение слова май

Итог занятия

18 Тема «Звуки л', й»

КАК ЗАЙКА ДРУЗЕЙ ИСКАЛ

Материал.Игрушки или плоскостные фигурки ежика, лисы с лисятами, лягушки, зайчика, лебедей, ослика, олененка; кар­тинки леса.

Ход занятия 1. Оргмомент

Изобразите свернувшегося в клубок ежа, хитрую лису, длин­ноного журавля, лягушку-попрыгушку, бодливого олененка.

2. Сообщение темы занятия. Выделение звуков л', й из слов

Послушайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять.

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

Кто это? (Ёжик.) Какой первый звук в слове ёжик?

Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка.

Кто это? (Лягушка.) Какой первый звук в слове лягушка?

3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустичес­ким признакам

Наши рекомендации