Чтение стихотворения «Как появились буквы»


Палочки,

Крючочки,

Закорючки,

Точки

Бегали толпою

И поодиночке.

Ссорились,

Мирились,

Прыгали без дела.

Наконец

Без дела

Жить им надоело.

И сказал им кто-то,

Умный и серьезный:

— Взяться за работу

Никогда не поздно.

Слышим мы повсюду

Много разных звуков,

Но для них покуда

Нету знаков — букв.

Эй, крючки И точки,

Черточки, Кружочки!

Собирайтесь вместе,

Становитесь в строчки

И шагайте слаженно

По листу бумажному!

Черточки послушались,

Прекратили драки,

Превратились в нужные

Правильные знаки.

Стали всем понятными

Буквами печатными.

И тогда вприпрыжку

Прибежали в книжку.

Демонстрируются элементы букв, затем буква а.

10. Знакомство с буквой а Что вам напоминает буква а? Ответы детей.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок!

Ты букву эту знаешь? А?

Перед тобою буква А.

С. Маршак

Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков. Нахождение буквы а в буквенных кассах. Перед вами азбука.

Сказочный, волшебный дом,

Азбука — хозяйка в нем.

Дружно в доме том живет

Славный буквенный народ.

А — начало алфавита, Тем она и знаменита.

А. Шибаев

Буквы бывают строчные и заглавные. Сравнение заглавной и строчной букв.

11. Написание буквы а

Итог занятия

7 Тема «Звук и буква у»

У НАС В ГОСТЯХ КУКЛА УЛЯ

Материал.. Красный замок и его хозяйка, кукла Уля, красиво оформленная коробочка для картинок, картинки (улей, ужи, укроп, усы, удод), игрушки (поезд, утка с утятами, утюг, удочка), буквенные кассы, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика. Релаксация.

Вносится кукла. Это — Ульяна. Послушайте, что с ней произошло

Шла Ульяна с огорода,

Повстречала там урода.

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки.

Что это было? (Огородное пугало.) Покажите, как испугалась Уля. Изобразите огородное пугало. Ой, какое оно страшное

Логопед и дети изображают испуг.

Огородное пугало долго стояло, всех птиц испугало. Почувствуйте напряжение шеи, рук, туловища, ног. Изобразите летящих птиц. Ваши руки и тело расслаблены. Вы смелые, никого не боитесь. Я хочу посмотреть, какие вы смелые.

  1. Сообщение темы занятия

Каким именем мы назвали куклу? (Уля.) Какой первый слог вы услышали в слове Уля? (Звук у.) Где мы можем услышать звук у? Кто воет у-у-у?(Воют волки.) Зимой ветер воет – (у-у-у).

Звук упроизносится с усилением и ослаблением голоса

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком у, познакомимся с буквой у.



  1. Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам.

Выставляется игрушка или картинка поезда.

Какой сигнал подает машинист? (У-у-у.) Поезд гудит ... (у-у-у). Произнесите звук у. Что стало с вашими губами? (Они вытяну­лись в трубочку.) Попробуем спеть звук.у. «Растяните ниточ­ку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянет­ся.) Какой это звук? Звук у тоже называется гласным.

Выставляется Красный замок. Хозяйка Анна показывает, в ка­ком окошке будет «жить» звук у.

Сколько гласных звуков поселилось в замке? (Два звука.) На первом этаже живет ... (звук а.) На втором этаже живет ... (звук у). Звук у будем обозначать красным кружочком, как и звук а. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.

Для пения гласные звуки важны, Они и напевны и очень нежны. Летят, как птицы, эти звуки в синеву:

— А-у, а-у, а-у.

4. Выделение звука у из ряда гласных. Игра «Поймай звук»

5. Произношение звука у в словах. Словоизменение

Выставляется красиво оформленная коробочка. Уля принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке. Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, Ниточка в воде.

(Удочка.)

Имитация ловли рыбы.

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук у — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)

Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это ... (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, пря­чется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук у.) Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в на­чале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.

Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) 11оймайте пальцами звук у. Где вы его произносили? (В начале снова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много... (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять чтят.)

Физпауза

Покажите, как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм. В сундучке остался еще один предмет, угадайте, что это?

По реке Простыне Плывет пароход. А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать.

(Утюг.)

Имитация работы с утюгом. Чем ты гладишь? (Утюгом.)

Развитие речевого внимания

Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети назы­вают картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука у в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко». Жи-жи-жи, ползут ... (ужи). Сы-сы-сы, у папы выросли ... (усы). В названии какой части тела есть звук у? (Уши.) Мы слушаем усами? (Нет, ушами.) У ужей нет ... (ушей). А у нас два ... (уха). Ха-ха-ха, из рыбы варится... (уха). Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.) Послушайте, какие слова «заб­лудились». Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.) Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)

Улитка просит удочку: — Закинь-ка в реку уточку. Удочка закинула, Уклейку-рыбку вынула.

Г. Сатир

Повторение исправленного стихотворения. Пчелки летели, в утюг залетели. (В улей залетели.)

Физминутка

А сейчас вы — пчелки.

Пчелки в ульях сидят,

На цветы они глядят,

Пчелки, с ульев вылетайте!

Мед скорее собирайте!

8. Выделение слов со звуком у

Психогимнастика.

Дети, послушайте стихотворение:

Удод у дороги

Увидел ужа.

Удод улетел,

От испуга дрожа.

А уж зашуршал

И уполз в камыши,

Над глупым удодом

Смеясь от души.

И. Костарев

Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы изобразите удода и ужа.

Образование приставочных глаголов

Уля спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком у из стихотворения про ужа и удода. (Уполз, увидел, улетел, удод, к.) Что сделал удод? (Улетел.) Удод улетает, а уж ... (уполза-i). Пчелки улетают или уползают? (Улетают.) Улитка ... (упол­зает). Утка ... (уплывает).

Наши рекомендации