Чтение стихотворения «Как появились буквы»
Палочки,
Крючочки,
Закорючки,
Точки
Бегали толпою
И поодиночке.
Ссорились,
Мирились,
Прыгали без дела.
Наконец
Без дела
Жить им надоело.
И сказал им кто-то,
Умный и серьезный:
— Взяться за работу
Никогда не поздно.
Слышим мы повсюду
Много разных звуков,
Но для них покуда
Нету знаков — букв.
Эй, крючки И точки,
Черточки, Кружочки!
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки
И шагайте слаженно
По листу бумажному!
Черточки послушались,
Прекратили драки,
Превратились в нужные
Правильные знаки.
Стали всем понятными
Буквами печатными.
И тогда вприпрыжку
Прибежали в книжку.
Демонстрируются элементы букв, затем буква а.
10. Знакомство с буквой а Что вам напоминает буква а? Ответы детей.
Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак
Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков. Нахождение буквы а в буквенных кассах. Перед вами азбука.
Сказочный, волшебный дом,
Азбука — хозяйка в нем.
Дружно в доме том живет
Славный буквенный народ.
А — начало алфавита, Тем она и знаменита.
А. Шибаев
Буквы бывают строчные и заглавные. Сравнение заглавной и строчной букв.
11. Написание буквы а
Итог занятия
7 Тема «Звук и буква у»
У НАС В ГОСТЯХ КУКЛА УЛЯ
Материал.. Красный замок и его хозяйка, кукла Уля, красиво оформленная коробочка для картинок, картинки (улей, ужи, укроп, усы, удод), игрушки (поезд, утка с утятами, утюг, удочка), буквенные кассы, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка.
Ход занятия
Оргмомент
Психогимнастика. Релаксация.
Вносится кукла. Это — Ульяна. Послушайте, что с ней произошло
Шла Ульяна с огорода,
Повстречала там урода.
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки.
Что это было? (Огородное пугало.) Покажите, как испугалась Уля. Изобразите огородное пугало. Ой, какое оно страшное
Логопед и дети изображают испуг.
Огородное пугало долго стояло, всех птиц испугало. Почувствуйте напряжение шеи, рук, туловища, ног. Изобразите летящих птиц. Ваши руки и тело расслаблены. Вы смелые, никого не боитесь. Я хочу посмотреть, какие вы смелые.
- Сообщение темы занятия
Каким именем мы назвали куклу? (Уля.) Какой первый слог вы услышали в слове Уля? (Звук у.) Где мы можем услышать звук у? Кто воет у-у-у?(Воют волки.) Зимой ветер воет – (у-у-у).
Звук упроизносится с усилением и ослаблением голоса
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком у, познакомимся с буквой у.
- Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам.
Выставляется игрушка или картинка поезда.
Какой сигнал подает машинист? (У-у-у.) Поезд гудит ... (у-у-у). Произнесите звук у. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук.у. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук у тоже называется гласным.
Выставляется Красный замок. Хозяйка Анна показывает, в каком окошке будет «жить» звук у.
Сколько гласных звуков поселилось в замке? (Два звука.) На первом этаже живет ... (звук а.) На втором этаже живет ... (звук у). Звук у будем обозначать красным кружочком, как и звук а. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.
Для пения гласные звуки важны, Они и напевны и очень нежны. Летят, как птицы, эти звуки в синеву:
— А-у, а-у, а-у.
4. Выделение звука у из ряда гласных. Игра «Поймай звук»
5. Произношение звука у в словах. Словоизменение
Выставляется красиво оформленная коробочка. Уля принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке. Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке, Ниточка в воде.
(Удочка.)
Имитация ловли рыбы.
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук у — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)
Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.
Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это ... (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук у.) Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.
Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) 11оймайте пальцами звук у. Где вы его произносили? (В начале снова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много... (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять чтят.)
Физпауза
Покажите, как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм. В сундучке остался еще один предмет, угадайте, что это?
По реке Простыне Плывет пароход. А за ним такая гладь — Ни морщинки не видать.
(Утюг.)
Имитация работы с утюгом. Чем ты гладишь? (Утюгом.)
Развитие речевого внимания
Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука у в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко». Жи-жи-жи, ползут ... (ужи). Сы-сы-сы, у папы выросли ... (усы). В названии какой части тела есть звук у? (Уши.) Мы слушаем усами? (Нет, ушами.) У ужей нет ... (ушей). А у нас два ... (уха). Ха-ха-ха, из рыбы варится... (уха). Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.) Послушайте, какие слова «заблудились». Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.) Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)
Улитка просит удочку: — Закинь-ка в реку уточку. Удочка закинула, Уклейку-рыбку вынула.
Г. Сатир
Повторение исправленного стихотворения. Пчелки летели, в утюг залетели. (В улей залетели.)
Физминутка
А сейчас вы — пчелки.
Пчелки в ульях сидят,
На цветы они глядят,
Пчелки, с ульев вылетайте!
Мед скорее собирайте!
8. Выделение слов со звуком у
Психогимнастика.
Дети, послушайте стихотворение:
Удод у дороги
Увидел ужа.
Удод улетел,
От испуга дрожа.
А уж зашуршал
И уполз в камыши,
Над глупым удодом
Смеясь от души.
И. Костарев
Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы изобразите удода и ужа.
Образование приставочных глаголов
Уля спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком у из стихотворения про ужа и удода. (Уполз, увидел, улетел, удод, к.) Что сделал удод? (Улетел.) Удод улетает, а уж ... (уполза-i). Пчелки улетают или уползают? (Улетают.) Улитка ... (уползает). Утка ... (уплывает).