Обозначение предложения символами-полосками

На доске выставляется символ предложения — длинная полоска с уголком.

Длинной полоской мы будем обозначать предложение, а уго­лок обозначает начало предложения (заглавную букву).

Далее слова предложения обозначаются символами слов — ко­роткими полосками. И снова обращается внимание детей на то, что уголок в полоске обозначает заглавную букву. Придумайте предложение со словом малина.

Дети повторяют одно из придуманных предложений, логопед выкладывает полоски, количество которых соответствует количеству слов в данном предложении. Логопед указывает на первую полоску.

Какое это слово?

Указывает на вторую полоску.

Назовите второе слово. Назовите третье слово. Откройте свои пеналы. Найдите длинную полоску. Что мы будем изображать самой длинной полоской? (Предложение.) Покажите полоски которые короче. Эти полоски обозначают слова. Что обозначаем уголок? (Заглавную букву.)

7. Дифференциация понятий «слово», «предложение» Логопед называет вразбивку слова и предложения, дети подни­мают соответствующие полоски.

Наша речь состоит из предложений.

Коллективный рассказ «В лесу»

Скажите по одному предложению, о том, что вы видели ] лесу. Наступила осень. Мы ... (пошли в лес). Дети продолжают рассказ.

  1. Итог занятия

Тема «Звук и буква а»

ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНЫЙ ЗАМОК

Материал.Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль автобус), натуральные фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые домики (ин дивидуальные), кассы букв, палочки, ручки, тетради, демонстрационные буквы А, а. Красный замок.

Ход занятия

Оргмомент

Мимические упражнения.

Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения.

Релаксация: сильные — слабые.

Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы стали сильными. Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас расслабьтесь, руки сла­бые, как у резиновой куклы. Напряжение ушло, и все тело рас­слаблено.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.

Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.

В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она познакомит нас со звуками и буквами.

3. Характеристика звука а по акустическим и артику­ляционным признакам

Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи. Какой первый звук в слове Анна? (Звука.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.) Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется гласным, от слов глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным кружочком. Нажмите

пальчиком на кружочек, «оживите» его.

Дети нажимают на кружочек и произносят звук а.

Развитие слухового внимания

Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопа­ют, услышав звук а.

5. Произношение слов со звуком а, определение пози­ции звука

Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она не могла увидеть те предметы, которые мы знаем.

Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Опре­деляется позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».

А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)

Физминутка

Пантомима «В саду».

Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктов! сад зашли. А там — собака Авва сторожит сад. Покажите какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растет айва. Потянитесь и сорвите айву. О еще не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотри' какие чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь скажем все вместе: слова aci pa, азбука,айва начинаются на а, и кончаются на а. Фраза произносится тихо и громко.

Какими фруктами мы угостим Анну? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)

Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птиц; красными ногами и таким же клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились дороги. Спросим у аиста:

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист (ребенок): — Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Шагните правой ногой,

Шагните левой ногой,

Так и придете домой.

Вот мы и дома.

Вносится глобус.

Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие путешественники посещают разные страны и континенты. Вы хот быть путешественниками? Мы побываем только в тех странах, названия которых начинаются со звука а. Вот — Америка. Есть Южная и Северная Америка. А вот — Англия. Из Англии отправляемся на Север. Он называется Арктикой. На волшебном самолете сделаем перелет на Южный полюс холода. Это — Антарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко, еще жарко? (В Африке.) У берегов Антарктиды мы можем встретить айсберги. Что это такое?

Объяснение смысла слова айсберг.

Повторите, где мы с вами побывали.

Ответы детей.

Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать буквы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Измайлова «Как появились буквы»

Наши рекомендации