Развитие изобразительной деятельности

1. Развивайте у ребенка воображение, умение видеть образ предметав дорисованной, доделанной вами его работе. «Рисунок» ребенка вы дорисовываете до получения какого-либо доступного его восприятию предмета. Из бесформенных кусочков глины (продукт деятельности ребенка) вы делаете какой-либо знакомый ему предмет.

Продолжайте работу с кляксами, используя при этом получающуюся при складывании листа бумаги симметрию. Учите ребенка замечать, высматривать изображение и удивляться полученному изображению и необыкновенному смешению красок от клякс различного цвета. Для придания большей выразительности увиденного изображения в полученном пятне вы можете использовать фломастеры и дорисовывать изображения.

2. Учите делать различные конструкциииз строительного материала, равновеликого рукам ребенка.

3. Учите рассматривать предметыс целью создания радостного эмоционального отношения ребенка к цвету.Используйте для этого яркие, насыщенные по цвету, контрастные иллюстрации к детским книжкам художников: Н. Аргуновой, Ю. Васнецова, А. Елисеева, В. Конашевича, Н. Кочергина, В. Лосина, А. Перет, В. Провалова, Е. Рачева, М. Ромадина и др., иллюстрации художников Палеха; эстампы или картины, открытки, детские рисунки старших детей — братьев, сестер, соседей, родственников.

4. Продолжайте выполнять рекомендации двух предыдущих заданий.

Развитие игровой деятельности

1. Расширяйте навыки использования ребенком сюжетных игрушек — учите его играть с куклой, пользуясь кукольной одеждой, постельными принадлежностями, посудой; играть с машинами, поездом; со строительным материалом.

2. Учите ребенка наблюдать за выполнением взрослыми бытовых действий и отражать их в игре (приготовление еды, стирка, мытье посуды и т. д.).

3. Продолжайте учить ребенка изображатьсвязанные между собой действия (так называемую цепочку действий).

4. Учите ребенка передавать в игре новые впечатления,полученные во время прогулок, при рассматривании картинок, просмотре диафильмов и т. д. После какого-либо события вы начинаете развертывать игру, а ребенок, поняв, что происходит, включается в нее.

ЗАДАНИЕ 8. (РЕБЕНОК ПОСТОЯННО НОСИТ СЛУХОВОЙ АППАРАТ.)

Воспитание гигиенических навыков, самостоятельности и трудолюбия

1. Приучайте ребенка есть самостоятельно и аккуратно, сопоставляя внешний вид одежды своей и ребенка, вид стола во время и после еды. Учите его видеть разницу: «Тут чисто, аккуратно, а тут грязно. Некрасиво, неаккуратно». Произнесение этих фраз сопровождается соответствующим выражением лица — улыбкой, удовлетворением в первом случае и огорчением — во втором. Таблички со словами чисто, грязно, аккуратно, неаккуратно вводятся постепенно, когда ребенок поймет ситуацию.

2. Приучайте ребенка хорошо пережевывать пищу с закрытым ртом. Он учится этому умению по подражанию вам. Учите пользоваться его ложкой, вилкой, не крошить хлеб. Во время еды постепенно вводите таблички со словами: ложка, вилка, хлеб, крошки, рот, закрой рот, учите пользоваться ими, а также другими, типа ешь, пей, в общении со всеми членами семьи.

3. Приучайте ребенка самостоятельно, без напоминания пользоваться салфеткой, вытирать губы, пальцы (таблички салфетка, вытри рот, пальцы, чисто, аккуратно).

4. Учите ребенка, выходя из-за стола, тихо задвигать стул (стул, задвинь стул) и благодарить всех взрослых — сначала кивком головы, а затем — табличкой со словом спасибо и артикулированием данного слова по подражанию взрослому.

5. Учите ребенка засучивать рукава; пользоваться мылом; самостоятельно мыть руки и лицо, не разбрызгивая воду, не мочить одежду. Учите вытираться полотенцем насухо, вешать его на определенное место без напоминаний, пользоваться только своим полотенцем, салфеткой, носовым платком (рукава, засучи рукава, мыло, полотенце, расчёска, руки, лицо, вымой руки, вымой лицо, вытри руки, вытри лицо, спусти рукава, вытри нос, нос (рот) грязный (чистый), руки мокрые (сухие), лицо мокрое (сухое), возьми мыло (полотенце), положи мыло, повесь, повесь полотенце, возьми, возьми салфетку и т. д.).

6. Учите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, с небольшой помощью взрослого или старшего брата, сестры, аккуратно складывать и вешать одежду; заметив неполадки в костюме, стараться их исправить, а в случае необходимости обращаться к взрослому. (Названия предметов: одежды, некоторых ее частей: рукав(а), карман; надень, сними, помоги, повесь, положи, повесь на стул, повесь (положи) в шкаф и т. д.)

7. Учите ребенка при входе вытирать ноги (ноги, грязно, вытри ноги, чисто).

8. Воспитывайте у ребенка желание участвовать в поддержании порядка в комнате. Приучайте его вместе с вами накрывать на стол, убирать со стола посуду, готовить материал к занятиям (фломастеры, кисти, бумагу, клей, доску для лепки, пластилин или глину и т. п.); приучайте ребенка испытывать удовольствие от порядка и чистоты в доме, на улице. Учите его не сорить ни дома, ни на улице, не рвать цветы. Приучайте убирать на определенное место игрушки, книжки, строительный материал (неси, названия предметов посуды, положи на стол, поставь на стол, осторожно, аккуратно, фломастеры, бумага, клей, поставь хлебницу (чашку), убери чашки (тарелки, ложки) и т. д.).

Весь указанный речевой материалребенок сначала понимаетв устной и письменной формах в той ситуации, в которой совершается то или иное действие, а затем — и вне этой знакомой ситуации, т. е. в любом месте и в другое время. Этот материал дети должны проговаривать за вами в момент его произнесения или чуть запаздывая — это называется сопряженным (одновременным) или отраженным (чуть отсроченным) проговариванием. Учите ребенка во всех видах указанной деятельности эктиено пользоваться в общении табличками, которые он воспринимает глобально (пока не научится читать аналитически достаточно свободно).

Часть указанных в данном разделе словребенок постепенно начинает употреблять сам в устной форме.Это те слова, словосочетания и фразы, которые ежедневно используются в общении в связи с той или иной деятельностью. Некоторые слова дети уже могут произносить точно или приближенно, например: вода — вата, мыло — мыла, бумага — пумака, бант — пант, нос, суп, пальто и т. д.; часть слов — усеченно: хлеб — леп, молоко — малао, платок — плато (пато), помоги — памай, бумага — пумаа, убери — упй, упий; часть слов, словосочетаний и фраз — в виде контура. Слабослышащие дети могут произносить приближенно много фраз.

Развитие движений

1. Учите ребенка перешагиватьчерез палки, положенные на пол, или через ступеньки стремянки,положенной на пол, с переменой нног. Сначала придержите его за руку, а затем он пойдет самостоятельно (иди).

2. Учите ребенка перешагиватьчерез шнур или палку, приподнятую на 5 см над полом. Можно положить несколько палок на кубики и предложить перешагивать через них (иди, прыгай).

3. Продолжайте учить ребенка ходить по доске, приподнятой над поломна 15—20 см. Он обязательно спрыгивает на носки, держась за вашу руку. (Спрыгивание на ступню вредно.) Вы стоите перед ребенком, держите его за обе руки, смягчая прыжок, помогаете стать на носки. Опустите доску до 5 см (т. е. равномерно опустите ее ниже) и дайте ему попробовать спрыгнуть самостоятельно (иди, прыгай).

4. Учите ребенка ходить с переменой шагапо сигналу барабана. Ходьба начинается по сигналу барабана. Ребенок идет (сначала с кем-нибудь из взрослых) на полной ступне обычным шагом. Барабан перестает звучать — все идущие останавливаются. Снова звучит барабан — ходьба возобновляется, но уже на носках. Ходьбу следует менять несколько раз (иди, стой, слушай). То же самое делать по сигналу бубна, детского аккордеона, гармошки.

5. Учите ребенка ходить в сопровождении звуковых сигналов по дорожке из каната (шнура), по кругу из каната (шнура) с остановками по окончании звучания барабана (бубна). Имейте в виду, что ребенок остановиться сразу после окончания звучания пока не может, так как в процессе движения намного труднее уловить момент окончания звучания, чем в состоянии покоя; кроме того,
срабатывает инерция движения.

6. Учите ребенка бегатьпо кругу вдоль каната (шнура) в сопровождении звуковых сигналов. Учите останавливаться по окончании сигналов (беги, стой, слушай).

7. Учите ребенка подпрыгиватьна месте на носках, с поворотом. Некоторое время упражнение выполняется со страховкой и с по мощью взрослого (прыгай, повернись).

8. Учите ребенка катать мяч, лежа на животе (ляг, ложись, ляг (ложись) так, живот, ляг (ложись) на живот). (Упражнение направлено на развитие осанки.)

9. Продолжайте развивать мелкую моторику ребенка — учите его продевать шнуркив дырочки диаметром 5 мм, затем 3 мм; шнурки, расположенные на двух полосках картона (так называемая шнуровка) с перекрестом. Диаметр дырочек 3 мм, количество дырочек на каждой полоске картона — сначала 3, потом 5 (шнурок, шнурки, дырка, делай так).

10. Учите ребенка нанизыватьна леску бусы(бусы, делай так).

Наши рекомендации