Игровые приемы при постановке дыхания

В упражнениях с 1-го по 5-е дети контролируют правильность речевого вдоха своей ладонью, которую кладут на область диаф­рагмы. Исходное положение для детей: свободно сидят на стуль­чиках, смотрят перед собой.

1. «Задуй упрямую свечу».Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно, неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот.

игровые приемы при постановке дыхания - student2.ru Затем сразу же начинать медленно, постепенно выдыхать — «гасить свечу», произнося ф. Логопед отмечает, у кого из ребят была самая упрямая свеча (полоска бумаги медленно откло­нялась) , хвалит тех, кто справился с непослушной свечой (т. е. того, кто более длительно выдыхал).

2. «Мишка учит буквы».У логопеда — набор букв, обозначаю­
щих гласные звуки, на правой руке кукла-бибабо (Мишка).
Дети свободно сидят на стульчиках. Логопед показывает буквы,
объясняя артикуляцию каждого звука. Мишка произносит
каждый звук то низким («толстым») голосом, как Медведь,
то высоким тонким, детским, как маленький Мишутка. Дети
по одному произносят звуки, как Медведь или как Мишутка.
В этой игре можно распределять и менять роли, чтобы произ­
ношение отдельного звука было интонационно окрашено.
Например, Медведь не сразу понял, как правильно произнести
звук, и переспрашивает: А? а затем усвоил: А\ (О возможностях
интонационной окраски гласных звуков см. на с. 66.)

Аналогично обыгрывается произношение на выдохе двух глас­ных одновременно. Предъявляются сразу две буквы: а — з, а— у и т. д. Появляется новое требование: слитность произношения.

3. «Игра-загадка».Логопед беззвучно артикулирует один-два
гласных звука, дети должны озвучивать их. Логопед одобряет
тех, кто угадал верно, произнес звук на длительном выдохе.
Аналогичные загадки предлагают по очереди и сами ребята.
Эту игру можно назвать и по-другому: «Немое кино» или «Про­
павший звук» и т. п.

4. «Шину прокололи».Сделать легкий вдох (ощутить ладонью,
как «надули воздухом шину») и, выдыхая, показать, как медленно
выходит воздух через прокол в шине (со звуком ш).

5. «Перекличка животных».Логопед распределяет между
детьми роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав
от ведущего название своего животного, на медленном выдохе
произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется,
если ведущий старается запутать играющих: называет животное,
а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль.

В упражнениях с 6-го по 11-е вдох ладонью не контролируется. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

6. «Трубач».Дети подносят к лицу сжатые кулачки, распола­
гая их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в «трубу»:
пф. Логопед хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в «трубу».

7. «Жук».Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Логопед
предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести их
назад, сделать вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит
большой жук — ж, одновременно опуская руки вниз.

8. «Комарик».Дети сидят, ногами обхватив ножки стульчика.
Руки на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище
в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик —

з; быстро вернуться в исходное положение; новый вдох — и поворот в другую сторону.

9. «Топор».Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены
и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки — вдох,
наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор»,
произнести — ух\ — на длительном выдохе.

10. «Ворона».Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища.
Быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, медленно
опустить руки — выдох. Произнести: кар\

11. «Гуси».Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к пле­
чам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище
в'низ, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести:
га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение —
вдох. На выдохе произнести го, гы.

Предложенные игры для выработки длительного свободного выдоха проводятся на материале звуков и слогов. Постановка речевого дыхания по усмотрению логопеда производится на глас­ных звуках или звукоподражаниях начиная с первого занятия. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий. В разделе «Общение короткими фразами» даются игры с несколько усложненным речевым материалом (т. е. дети пользуются короткими предло­жениями, произнесенными на одном выдохе). Речевой материал от занятия к занятию усложняется, но контроль логопеда за правильностью речевого дыхания не прекращается.



Наши рекомендации