Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса

Логопед. Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя.) Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя. Повторяются все упраж­нения предыдущих занятий.)

Упражнение «Штанга»(рис. 7, 8). Логопед. Будем зани­маться спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища, рис. 9.) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть — выдохнуть!..

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

Рис. 6.

Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться.) Крепко держим...

Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей,
обращает их внимание на напряжение и последующее расслаб­
ление, ч

— И бросаем! (Упражнение повторяется три раза.)

Наши мышцы не устали — И еще послушней стали!

Нам становится понятно: Расслабление — приятно.

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

Упражнение « Кораблик»(рис. 10, 11). Логопед. Представь­те себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу — прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая — расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону — прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох!

1,,



Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru



Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

м

Ц

П У

С( №

к;

Стало палубу качать. Ногу к палубе прижать!

Рис. 8.

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

Крепче ногу прижимаем, А другую — расслабляем!



|>П1\

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для



3(



2 Зак. 3168 И. Г. Выгодская



Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

Рис. 10.

м а

П(

У се не

зо

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

Рис. 9.

левой. Логопед обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

— А теперь сядьте и слушайте. (Логопед говорит медленно, спокойно.)

М

Снова руки на колени, А теперь — немного лени... Напряженье улетело — И расслаблено все тело...

Наши -мышцы не устали

И еще послушней стали.

Дышится легко... ровно...

глубоко...

м и п< У

С( Н(

к;

3(


Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru
Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru
Рис. 11.

Наша игра закончилась. Вы немного отдохнули, успокоились. Поняли, как можно расслабить руки, ноги и все тело.

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса - student2.ru

<рл',

Задание на дом.

1. Вызывать ощущение общего покоя.

2. Повторить предыдущие упражнения.

3. Обучать детей расслаблению рук, ног и корпуса.

Беседа с родителями

Для спокойной и плавной речи необходимо пользоваться спокойным речевым дыханием. Как известно, во время вдоха диафрагма (грудобрюшная преграда) прогибается вниз, увели­чивается объем легких, передняя стенка живота выдвигается вперед. Сокращение этих же мышц обеспечивает правильный выдох. При этом диафрагма поднимается. У большинства заикающихся речевое дыхание нарушено: часто во время речи наступает чрезмерно напряженное, судорожное сокращение мускулатуры, участвующей в акте дыхания. Чтобы снять напряжение в области диафрагмы, научите ребенка расслаблять мышцы живота. Ненапряженное состояние мышц живота благо­приятствует свободному дыханию, плавному выдоху при речи...

Наши рекомендации