Занятия 7, 8, 9. Расслабление мышц рук, ног и корпуса
Логопед. Дети, начинаем игру. Руки положите на колени, успокоились. (Дети принимают позу покоя.) Слушайте и делайте, как я. (Дается формула общего покоя. Повторяются все упражнения предыдущих занятий.)
Упражнение «Штанга»(рис. 7, 8). Логопед. Будем заниматься спортом. Встаньте! Представим, что поднимаем тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Тяжело! Подержали штангу... Устали руки и бросили штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища, рис. 9.) Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть — выдохнуть!..
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом. (Наклониться вперед.)
Рис. 6.
Штангу с пола поднимаем... (Распрямиться.) Крепко держим...
Логопед прикасается к мышцам плеча и предплечья детей,
обращает их внимание на напряжение и последующее расслаб
ление, ч
— И бросаем! (Упражнение повторяется три раза.)
Наши мышцы не устали — И еще послушней стали!
Нам становится понятно: Расслабление — приятно.
Упражнение « Кораблик»(рис. 10, 11). Логопед. Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу — прижмем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена. Левая — расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола.) Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону — прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена.) Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох — выдох!
1,,
м
Ц
П У
С( №
к;
Стало палубу качать. Ногу к палубе прижать!
Рис. 8.
Крепче ногу прижимаем, А другую — расслабляем!
|>П1\
Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для
3(
2 Зак. 3168 И. Г. Выгодская
Рис. 10. |
м а
П(
У се не
зо
Рис. 9.
левой. Логопед обращает внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.
— А теперь сядьте и слушайте. (Логопед говорит медленно, спокойно.)
М
Снова руки на колени, А теперь — немного лени... Напряженье улетело — И расслаблено все тело...
Наши -мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко... ровно...
глубоко...
м и п< У
С( Н(
к;
3(
Рис. 11. |
Наша игра закончилась. Вы немного отдохнули, успокоились. Поняли, как можно расслабить руки, ноги и все тело.
<рл',
Задание на дом.
1. Вызывать ощущение общего покоя.
2. Повторить предыдущие упражнения.
3. Обучать детей расслаблению рук, ног и корпуса.
Беседа с родителями
Для спокойной и плавной речи необходимо пользоваться спокойным речевым дыханием. Как известно, во время вдоха диафрагма (грудобрюшная преграда) прогибается вниз, увеличивается объем легких, передняя стенка живота выдвигается вперед. Сокращение этих же мышц обеспечивает правильный выдох. При этом диафрагма поднимается. У большинства заикающихся речевое дыхание нарушено: часто во время речи наступает чрезмерно напряженное, судорожное сокращение мускулатуры, участвующей в акте дыхания. Чтобы снять напряжение в области диафрагмы, научите ребенка расслаблять мышцы живота. Ненапряженное состояние мышц живота благоприятствует свободному дыханию, плавному выдоху при речи...