У Сони длинная коЗа. Зоя ела грибной Зуб.
— С какими звуками мы сегодня играли на занятии?
— Придумайте клички козе и собаке.
2. Повторение наизусть чистоговорки «Блестит на
солнышке лоза...».
— Какие два звука чаще других встречаются в этой
чистоговорке?
3. Воспитатель предлагает детям прослушать слова (лимон, банан, Слива, гранат, ананаС и др.) и хлопнуть в ладоши, если они услышат слово со звуком
«С».
— Кто может сказать, что общего в этих словах? (Это
фрукты.)
— Вспомните теперь овощи, в названиях которых
есть звук «С».
4. Педагог показывает детям куклу и просит назвать части ее лица, в названиях которых есть звук «3». (Зубы, глаЗа, ноЗдри.)
|
ФЕВРАЛЬ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
(Первая неделя) |
Ш- ж
1. Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены: Шар, Шапка, Шахматы, ШиШка. Малыши называют их и определяют первый звук в каждом слове. После этого составляются предложения с каждым словом.
2. Уточнение артикуляции звука «Ш». (Рот приоткрыт, губы округлены, язык вверху, боковыми краями
прижат к верхним боковым зубам, воздушная струя
теплая, выдувается так, словно греем руки. Звук напоминает шипение, то есть это шипящий звук; горло при
произнесении звука спокойно.)
3. Воспитатель предлагает детям закончить после
днее слово в предложении, добавив нужный слог, и
затем полностью произнести предложение.
Вова ел манную ка... ШУ.
Девочку зовут Ма... ША.
Любят свой садик малы... ШИ.
Мы учимся говорить хоро... ШО.
У петушка на голове гребе... ШОк.
4. Малышам демонстрируется картинка с изображением камыШа. Педагог знакомит их со значением
слова камыШ: рассказывает, где он растет, кто в нем
живет летом. (Желательно показать детям настоящий
камыш, дать потрогать его). Дошкольники определяют место звука «Ш» в слове камыШ.
5. Проговаривание чисто говорки:
ША - ША - ША —
Пойте с нами не спеША. ШУ-ШУ-ШУ —
Поем песню малыШУ.
ШИ - ШИ - ШИ — С нами пели камыШИ.
ШО - ШО - ШО — Получилось хороШО.
— С каким звуком мы играли сегодня на занятии?
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
ш- ж |
(Вторая неделя)
1. Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены: Жираф, Жук, Желудь, Журавли, Жаба. Малыши называют картинки и отвечают на вопрос педагога:
— Кто догадался, с каким звуком мы будем сегодня играть?
|
2. Уточнение артикуляции звука «Ж». Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и выполнить задания:
— Что напоминает вам звучание этого звука? (Жуж-жание жука.)
— Давайте пожужжим вместе.
— Положите ладони на горло. Что происходит с
горлом?
3. Педагог произносит слог, а дети добавляют еще
один; показывают и называют нужную картинку.
ЖУ - (равль) ЖИ-(раф) ЖЕ - (лудь) ЖА - (ба)
4. Малыши рассматривают картинку, на которой
нарисована Жаба. Воспитатель рассказывает детям о
ней и задает вопросы:
— Жаба — это бесхвостое земноводное. Почему
земноводное?
— Жабы ведут сумеречный образ жизни. Что та
кое сумеречный образ жизни?
Кожные выделения жабы ядовиты, они вызывают раздражение слизистых оболочек у других животных. Жабы истребляют насекомых — вредителей сельского хозяйства.
— Какую пользу жабы приносят человеку?
5. Проговаривание чистоговорки:
ЖУ-ЖУ-ЖУ —
— Я на солнышке леЖУ.
ЖИ-ЖИ-ЖИ —
Любят спинки греть уЖИ.
ЖА-ЖА-ЖА —
— Вижу близко я еЖА.
ЖУ-ЖУ-ЖУ —
— Я с еЖАми не друЖУ;
ЖУ-ЖУ-ЖУ —
К себе в домик ухоЖУ.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Ш-ж
(Третья неделя)
— Назовите, в каких словах чистоговорки встретился звук «Ж».
1. Повторение чистоговорки со звуком «Ж». Детям
предлагается найти в чистоговорке слова, обозначаю
щие действия. (ЛеЖу, друЖу, ухоЖу.)
2. Игра. Педагог объясняет малышам, что в ходе
игры они должны быть очень внимательными и из
менять слова так, чтобы в них появлялся звук «Ж».
Воспитатель:
Д ети:
ХОДИТЬ | — хоЖУ |
видеть | — виЖУ |
вязать | |
сказать | |
бродить | — броЖУ |
грузить | — груЖУ |
резать | — реЖУ |
лизать | — лиЖУ |
показать | — покаЖУ |
мазать | — маЖУ |
3. Детям демонстрируются две картинки, на одной
из которых нарисована Жаба, на другой — лягуШка.
Малышам предлагается определить, в каком слове
слышен звук «Ш», а в каком — «Ж». (Ладони ребят
находятся на горле.) Затем дети составляют предложения с этими словами.
4. Дети повторяют за воспитателем слоги: