Помоги маме найти своих детенышей

Цель:закрепить словарь существительных, научить образовы­вать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних жи­вотных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки детены­шей, оставляя у себя изображения взрослых животных. Пока­зывает ребенку картинку, например, собаки, и говорит: «Со­бачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови».

Ребенок ищет картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей.

Назови ласково

Цель: научить образовывать существительные с уменьши­тельно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка с изображением домашнего жи­вотного и его детеныша.

Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корову), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (Хвост.) А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (Хвостик.)». Аналогично рассматривают другие части тела: го­лова — головушка; нога — ноженька; рога — рожки; копыто — копытце; ухо — ушко

Один — много

Ход игры см. на с. 15: кошка — кошки; собака — собаки; корова — коровы; лошадь — лошади; котенок — котята; щенок — щенки; теленок — телята; жеребенок — жеребята.

Кто где спрятался?

Цель: сформировать понимание предлогов, активизировать речь.

Оборудование: игрушечная кошка или собака.

Ход. Взрослый прячет кошку или собаку под стул, под кро­вать, за дверь, около шкафа и т. п. и просит ребенка найти ее. После того, как ребенок находит игрушку, взрослый спрашива­ет: «Куда спряталась собачка? (Под стол.) Правильно. Собачка спряталась под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее и активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собач­ку?».

Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое-либо место. После того, как он выполнит инструкцию, взрослый говорит ему, где игрушка, выделяя предлог голосом.

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Цели:

© расширить и активизировать словарь по теме, обобщить;

© продолжить упражняться в употреблении существитель­ных с суффиксами -енок;

0 развитие мелкой и общей моторики, логического мышления.

Оборудование: предметные картинки с изображением пе­туха, курицы, цыпленка, гуся, гусенка, утки, утенка; кубики; игрушки «Курица», «Петух», «Цыпленок»; мяч, альбом, детские ножницы, клеящий карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Ребенок по образцу взрослого строит из кубиков-кирпичиков забор — это птичий двор.

Дидактические игры

На птичьем дворе

Ребенку предлагается отгадать, кто живет на этом птичьем дворе. Для этого загадываются загадки:

Кто заливается поет

О том, что солнышко встает? (Петух.)

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо. (Цыпленок.)

Квохчет, хлопочет,

Детей созывает,

Всех под крылья

Собирает. (Курица.)

По мере отгадывания загадок взрослый выставляет на птичий двор игрушечных петуха, курицу и цыпленка (можно картинки).

Взрослый и ребенок уточняют, что все, кто живет на птичьем дворе — это домашние птицы, так как они живут рядом с челове­ком и человек заботится о них

Малыш отвечает на вопросы: «Кто еще живет на птичьем дво­ре? Каких домашних птиц ты еще знаешь? (Гуси, утки.)». Взрослый демонстрирует игрушки или картинки.

Назови птенцов

Взрослый бросает мяч ребенку и называет домашнюю птицу, ребенок называет ее птенца и возвращает мяч взрослому: кури­ца — цыпленок; утка — утенок; гусь — гусенок.

Один — много

Взрослый бросает мяч ребенку и называет птицу, ребенок на­зывает слово во множественном числе и возвращает мяч взросло­му: курица — курицы; утка — утки; цыпленок — цыплята; уте­нок — утята; петух — петухи; гусь — гуси; гусенок — гусята.

3. Динамическая пауза

Наши уточки с утра — (Идут по кругу вперевалочку,

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! как утки.)

Наши гуси у пруда — (Идут по кругу, вытянув шеи

Га-га-га! Га-га-га! вперед и отставивруки назад как крылья.)

Наши курочки в окно — (Останавливаются, встают лицом

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! в круг, бьют руками по бокам.)

А как Петя-петушок (Поднимаются на цыпочки,

Рано-рано поутру вытягивают шею вверх.)

Нам споет: кукареку!

Наши рекомендации