Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса: «Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю».
Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема занятия:слушаем сказку «Лиса и кувшин».
Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки, устанавливают их на подставки.
Взрослый беседует с детьми на тему «Откуда хлеб пришел». Рассказывает о том, что сначала в поле сеют пшеницу и рожь, из них вырастают хлебные колосья, в которых к осени созревает зерно. Это зерно собирают и перемалывают в муку. А уже из муки пекут хлеб. Помогают людям в этой работе разные машины: сеялки, тракторы, комбайны. Мелют зерно на мельницах, а хлеб выпекают в пекарнях в больших печах.
Взрослый напоминает детям, что заяц, лиса, волк, белка, медведь — это дикие животные (они живут в лесу).
Цели занятия
Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего).
Обучающие — совершенствовать общую моторику; закрепить знания детей на тему «Откуда хлеб пришел»; закрепить обобщающее понятие «животные»; познакомить детей с новыми словами: «рожь», «колосья», «зерно», «сноп», «серп», «кувшин», «жать»; ввести в активный словарь детей предлоги «за», «перед»; наречия «впереди», «сзади», «слева», «справа».
Развивающие — тренировать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, способность осмыслять события сказки.
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки — баба, лиса (см. вклейку, рис. 5, 6);
— предметные картинки —кувшин, серп, сноп (см. вклейку, рис. 7-9);
— декорации: поле, река (см. вклейку);
— демонстрационный рисунок «Где кувшин?» (рис. 11, с. 36).
Ход занятия
1.Организационный момент. Скажите детям: «Встанем на лужок, сделаем кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, каких диких животных наших лесов они знают. Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.
2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что сегодня они услышат старин
ную русскую народную сказку про одно из животных русского леса. А про какое,
им придется отгадать. Прочитайте детям загадку:
За деревьями, кустами Промелькнуло, будто пламя, Промелькнуло, пробежало — Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса)
Когда дети назовут животное, сообщите малышам название сказки, которую они сейчас услышат: «Лиса и кувшин». Прочитайте или расскажите детям сказку «Лиса и кувшин», одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей.
3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто пришел в поле? (Баба.)
Что делала баба в поле? (Жала рожь. Это значит серпом срезала хлебные колосья. Серп — это большой закругленный нож, специально для такой работы. Срезанные колосья баба связывала в снопы и ставила их на поле. В те далекие времена, когда была придумана эта сказка, еще не было ни тракторов, ни комбайнов, и людям в поле все приходилось делать своими руками.)
Что, кроме серпа, принесла баба в поле? (Кувшин.)
Что было в кувшине? (Молоко.)
Для чего баба взяла в поле молоко? (Чтобы потом, когда сядет отдохнуть, попить молока.)
Куда баба поставила кувшин? (За снопы.)
Кто нашел кувшин? (Лиса.)
Что сделала лиса? (Вылакала молоко.)
Как лиса достала молоко из кувшина? (Всунула в кувшин голову.)
Что потом случилось с лисой? (Голова застряла в кувшине.)
Что лиса говорила кувшину? («Отпусти меня. Пошутил — и будет».)
Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису? (Нет.)
Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса? (Лиса.)
Что лиса стала делать? (Стала топить кувшин.)
Утонул ли кувшин? (Да.)
А лиса? (Да.)
Удалось ли лисе перехитрить кувшин? (Нет.)
4. Сказочные загадки. Положите на столе перед детьми картинки с изображениями серпа, колоса и снопа. Загадайте загадки. Предложите детям слушать внимательно и показывать отгадки.
Месяц-молодец Днем в поле блестел, А к ночи на небо взлетел. (Серп)
На соломинке дом, Сто зернышек в нем. (Хлебный колос)
Среди поля встанет В соломенном кафтане. Подпоясан не поясом, А хлебным колосом.
(Сноп)
5.Подвижная игра «Сноп и колос». Предложите детям выйти на лужок и самостоятельно сделать кружок. Скажите, что сейчас они будут изображать поле с хлебными колосьями.
Для этого надо встать на цыпочки и поднять руки вверх. Затем предложите детям показать сноп — много колосьев, собранных вместе. Для этого малышам надо взяться за руки, подойти к центру круга, как можно ближе друг к другу, и поднять сцепленные руки вверх.
Когда движения будут разучены, объясните детям правила подвижной игры: по команде «колосья» малыши должны расходиться из центра круга, держась за руки и двигаясь спиной вперед, до тех пор пока не встанут по большому кругу. Тогда каждому ребенку надо подняться на цыпочки, вытянуть руки вверх и изобразить колосок. По команде «сноп» дети, взявшись за руки, должны вновь сходиться к центру круга и изображать большой сноп из хлебных колосьев.
Несколько раз смените команды «сноп» и «колос».
6. Где кувшин? Покажите детям картинку «Где кувшин?» (рис. 11, с.3б)и обсудите, куда баба поставила кувшин. Варианты ответов: «перед снопом», «за снопом».
Уточните, что при этом находится впереди, а что сзади (сноп или кувшин). Найдите картинки, где кувшин стоит слева от снопа, а где — справа.
Затем дайте индивидуальные задания детям: показать с помощью декорации «сноп» и атрибута «кувшин» все эти варианты расположения одного предмета относительно другого.
7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.
ЗАНЯТИЕ 2
Тема занятия:рассказываем сказку «Лиса и кувшин».
Цели занятия
Воспитательные — сформировать у детей умение, не перебивая, слушать ответы товарищей, соблюдать очередность; воспитывать у детей сочувствие, желание помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.
Обучающие — совершенствовать мелкую моторику, умение регулировать силу удара; расширять словарный запас детей за счет слов-антонимов: добрый — злой, умный — глупый, хитрый — простодушный, честный — нечестный (обманщик); ввести в речь детей обобщающее слово «посуда»; дать детям представление о частях, из которых состоит посуда: дно, крышка, носик, горлышко, ручка; совершенствовать навыки связной речи у детей.
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание (умение дифференцировать шумы, подбирать недостающую деталь предмета по форме); учить детей размышлять, находить выход из трудной ситуации.
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки — баба, лиса (см. вклейку, рис. 5, 6);
— предметные картинки — кувшин, серп, сноп (см. вклейку, рис. 7-9);
— декорации: поле, река (см. вклейку);
— посуда (чашка, бутылка и чайник);
— карандаш;
— настольная ширма;
— демонстрационный рисунок «Лиса разбила кувшин» (рис. 12, с. 37);
— листы с индивидуальным графическим заданием (рис. 13, с. 37) по количеству детей.
Ход занятия
1—1
1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на лужок, сделали кружок». (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Предложите детям вспомнить, какие русские народные сказки с участием лисы они знают. («Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин».)
2. Подумаем вместе. Спросите у детей, какой в сказках бывает лиса — чест
ной или нечестной (обманщицей), доброй или злой, умной или глупой, хитрой
или простодушной. Вместе с детьми сделайте вывод, что лиса в сказках чаще
всего бывает хитрой и всех обманывает.
После этого спросите детей: «А в сказке „Лиса и кувшин" какой оказалась лиса? (Злой и глупой. Лиса сумела обмануть бабу, но кувшин перехитрить не смогла. Рассердилась лиса на кувшин — захотела его утопить, да вместе с ним и себя погубила.)
3. Совместный пересказ. Предложите детям провести коллективный пере
сказ сказки «Лиса и кувшин». При пересказе каждый ребенок говорит по 1—
2 предложения. Жестом давайте детям понять, чья очередь продолжать пере
сказ. Сами последовательно выставляйте декорации и фигурки персонажей,
совершайте с ними описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей
возникают затруднения, то задайте ему наводящий вопрос или начните следующую фразу сами.
4. Всем поможем. Скажите детям, что лисе надо было не сердиться на кувшин, а получше подумать, как избавиться от него. Предложите малышам самим
поразмышлять на эту тему. Если дети не сумеют найти выход из сложной ситуации, покажите им картинку, как лиса разбила кувшин (рис. 12, с. 37), и попросите высказать свое мнение.
Скажите, что если бы лиса не сердилась, а вместо этого хорошенько подумала, то смогла бы освободиться от кувшина. А вот баба все равно расстроится. Придет она отдохнуть после работы и увидит, что кувшин разбит и молока нет. Надо помочь бабе — собрать и склеить ее кувшин. Предложите детям внимательно посмотреть на картинку (рис. 13, с. 37) и выбрать из осколков тот, который подойдет по форме к разбитому кувшину.
5. Узнай по звуку. Похвалите детей за починенные кувшины и скажите, что
у вас нет настоящего кувшина, но зато есть другая посуда. Поставьте на столе перед малышами бутылку, чашку и чайник. Постучите по ним карандашом,
и предложите детям запомнить, какой звук издает каждый из этих предметов.
Затем поставьте на стол ширму, спрятав за ней посуду, и пригласите одного из
детей загадать звуковую загадку товарищам.
Предупредите, что, в отличие от лисы, нам посуду бить нельзя, с ней надо обращаться осторожно, поэтому стучать карандашом надо не сильно. Вызванный ребенок подходит к столу, берет карандаш и стучит по одному из предметов посуды. Остальные дети по звуку отгадывают, что звучало. Пригласите по очереди всех детей загадать звуковую загадку товарищам.
6. Назови части. Уберите со стола ширму и предложите детям внимательно
рассмотреть посуду. Покажите и назовите малышам ее части — дно, горлышко,
ручку, носик и крышку.
Предложите детям еще раз назвать и показать все эти части и повторить названия предметов: бутылка, чашка, чайник.