Обогащение активного словаря

ЗАНЯТИЕ «ИГРЫ С ЗОНТИКОМ»

Интеграция образовательных областей:«Социально-ком­муникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

продолжать знакомить с названиями предметов ближайше­го окружения (зонт);

• развивать понимание речи и активизировать словарь на ос­нове расширения ориентировки в ближайшем окружении;

• обогащать словарь существительными, обозначающими названия предметов (зонт), глаголами, обозначающими дейст­вия, противоположные по значению (открывать — закры­вать), прилагательными, обозначающими цвет, наречиями (быстро, медленно);

• формировать умение отвечать на вопросы;

• развивать желание играть вместе с воспитателем в подвиж­ные игры простого содержания;

• формировать умения выполнять ходьбу и бег, не наталкива­ясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием воспитателя, обходя предметы;

• содейстаовать играм, в которых совершенствуются движе­ния (ходьба, бег, прыжки);

• формировать выразительность движений;

• развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);

• накапливать детьми опыт практического освоения окружа­ющего пространства;

• развивать умение двигаться за воспитателем в определен­ном направлении;

• воспитывать желание слушать авторские произведения;

• формировать умение слушать художественное произведе­ние без наглядного сопровождения.

Планируемые результаты.Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными дви­жениями. Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей. Может прыгать на двух ногах на месте. Общается в диалоге со взрослым, отвечает на вопросы. Слушает доступ­ные по содержанию стихотворения и потешки. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

Предшествующая работа:на прогулке обращение внима­ния детей на лужи после дождя; наблюдение за дождем; рас­сматривание иллюстраций на темы «Дождь», «Дети под зон­том»; разучивание игры «Солнышко и дождик».

Приемы работы:игровой; вопросы к детям; игровое уп­ражнение; напоминание; указание; поощрение; художествен­ное слово; подвижная игра.

Материалы:зонт; круги и овалы, вырезанные из бумаги голубого цвета («лужи»).

Ход деятельности

Воспитатель заранее размещает в группе зонт. Рассматривание зонта.

Воспитатель. Я сейчас отправлюсь гулять по группе и искать что-то интересное. Кто хочет со мной пойти на прогулку?

Воспитатель приглашает детей, называя каждого по име­ни. Дети выстраиваются за воспитателем, идут друг за дру­гом.

Воспитатель.

Ножки, ножки, Топ-топ-топ! Ножки, ножки, Шлеп, шлеп, шлеп! И. Гурина

{Указывает на зонтик.) Мы шли-шли. Что это мы нашли? {Ответы детей.) Правильно, это зонтик! Давайте рассмотрим

зонтик! Сейчас я нажму кнопку, и зонт раскроется. Зонт рас­крылся! Какой красивый зонт! Какого цвета зонт? {Ответы детей.) Посмотрите, у зонта есть ручка. Для чего нужна руч­ка? (Ответы детей.) Кто хочет подержать зонт за ручку? (Закрывает зонт.) Ой, зонт закрылся! Откроем зонт?

Воспитатель несколько раз открывает и закрывает зонт, активизируя в речи детей слова «открыть», «закрыть». Дети проговаривают действия с зонтом, совершаемые взрослым.

Воспитатель. Для чего нужен зонт?

Взрослый дает возможность малышам высказать свои предположения, подсказывая нужные слова, хвалит детей.

Чтение стихотворения.

В небе тучки набежали, Но с собой мы зонтик взяли. Громко бьют о землю капли — Не боимся мы ни капли. Ведь наш зонтик, словно щит, От грозы нас защитит.

Г. Верд

Воспитатель зовет детей стать под зонтик, «спрятать­ся от дождя».

Чтение стихотворения.

Почему мы под дождем Под зонтом всегда идем? Чтоб одежду не мочить И себя не простудить!

И. Турина

Воспитатель закрывает зонт и приглашает детей продол­жить путешествие по группе.

В о с п и-т а т е л ь. Наши маленькие ножки идут по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Быстро топают маленькие ножки. Как топают маленькие ножки? Потопайте ножками быстро-быстро: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Как топают маленькие ножки?

Индивидуальные и фронтальные ответы детей.

Воспитатель. Правильно, быстро топают маленькие ножки. Скажите все: «Быстро идут ножки». (Дети повторя­ют предложение.) Потопали ножками быстро-быстро. Вот как быстро топают маленькие ножки. Большие ноги медленно

шагают: топ-топ-топ. Медленно идем по дорожке: топ-топ-топ. Как идут большие ноги?

Индивидуальные и фронтальные ответы детей.

Воспитатель. Правильно, медленно топают большие ноги. Скажите все: «Медленно топают большие ноги». (Дети повторяют предложение.) Потопали ножками медленно. Вот как медленно топают большие ноги. Давайте расскажем, как мед­ленно ходят большие ноги и быстро бегают маленькие ножки.

Обыгрывание потешки «Большие ноги шли по дороге».Воспитатель читает потешку, побуждая детей проговаривать слова и изменять темп ходьбы (сначала медленно шагом, затем быстро бегом) в соответствии с текстом.

Большие ноги Шли по дороге: Топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Потешка

Игровая ситуация «Догвдик».

Воспитател,ь. Ой, кажется, дождь начинается. Капает дождик. {Вытягивает руку вперед, «проверяет, идет ли дождь») Дождь пошел. Что делать?

Дети. Открыть зонт и спрятаться под ним.

Воспитатель. Зонтик, раскрывайся быстрее. Открылся! Дети, прячьтесь под зонтик, идите все ко мне, ближе, ближе! Все спрятались под зонтик? {Ответы детей.)

Дождь по улице идет, Мокрая дорога, Много капель на стекле, А тепла немного. Как осенние грибы, Зонтики мы носим, Потому что на дворе Наступила осень.

В. Семернин

ЗАНЯТИЕ «КУПАНИЕ КУКЛЫ»

Интеграция образовательных областей:«Социально-ком­муникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

• развивать понимание речи и активизировать словарь на ос­нове расширения ориентировки детей в ближайшем окружении;

• развивать умение по словесному указанию воспитателя на­ходить предметы по названию;

• обогащать словарь существительными, обозначающими названия предметов личной гигиены (полотенце, мыло, ванна, вода), одежды, глаголами, обозначающими действия (купать, наливать, намыливать, вытирать, поливать), прилагательны­ми, обозначающими цвет, температуру предметов (красный, желтый, холодный, теплый);

формировать умение выполнять с помощью взрослого не­сколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой;

• развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово;

• воспитывать желание слушать авторские произведения;

• сопровождать чтение показом предметов. Планируемые результаты.Общается в диалоге со взрос­лым, отвечает на вопросы. Слушает доступные по содержанию стихотворения. Эмоционально откликается на игру, предложен­ную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

Приемы работы:игровой; показ и объяснение действия; вопросы к детям; образец речи воспитателя; указание; поощре­ние; художественное слово.

Материалы:игрушечная ванна; полотенце для куклы; не­большой кусочек мыла; ведерко, наполненное водой; кукла.

Ход деятельности

Воспитатель вносит в группу куклу.

Воспитатель. Кукла Алена играла, она вымазалась, ее надо искупать. Что нам понадобится для купания куклы? (Ответы детей.)

Воспитатель выставляет на стол принадлежности для купания куклы, называет их, побуждая детей повторять слова и предложения.

Воспитатель. Вот ванночка. Она зеленого цвета. В ней мы будем купать куклу Алену. Что это? {Ответы детей.) Правильно, это ванночка. Какого цвета ванночка? В ванночке будем купать куклу! В ванночку мы нальем воду. Посмотрите, я принесла воду в желтом ведерке. Беру ведро и аккуратно вы­ливаю воду в ванночку. Что я сделала? {Ответы детей.) Вот сколько воды в ванночке. Хорошо Алене будет купаться в ван­ночке. {Обращается к ребенку.) Лена, попробуй, вода в ван­ночке теплая или холодная? {Ответ ребенка.) Правильно, вода теплая. Вас мамы купают дома? {Ответы детей.) В какой воде: теплой или холодной? {Ответы детей.) Вода должна быть теп­лой, чтобы Алена не замерзла и не простудилась.

Воспитатель берет куклу в одежде и подносит к ванночке.

Воспитатель. Посадим куклу в ванну? {Ответы де­тей.) Правильно, сначала куклу надо раздеть. {Обращается к ребенку.) Света, помоги мне снять одежду с куклы. Что мы снимаем? {Ответ ребенка.) Куда повесим {положим) платье {трусики, майку)! Вот, наша кукла Алена готова идти в ванну. Алена, попробуй, вода теплая, хорошая. Не бойся, садись в ван­ну. Ребята, давайте все вместе скажем: «Не бойся, садись в ван­ну, вода теплая».

Дети повторяют слова за воспитателем. Воспитатель са­жает куклу в ванну.,

Воспитатель.

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
' Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Деткам улыбаемся. Потешка

Сейчас будем намыливать кукле ручки, ножки, спинку и жи­вотик. Что мне понадобится для этого? {Ответы детей.) {Обра­щается к ребенку.) Саша, подай, пожалуйста, мыло. Молодец, спа­сибо. Чем я буду намыливать Алене руки, ноги, спинку? {Ответы детей.) {Намыливает куклу мылом.) Загадаю вам загадку:

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я, Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло)

Что4 это такое? (Ответы детей.) Правильно, мыло. Что я делаю?

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

Воспитатель. Правильно, я намыливаю кукле ручки мы­лом, ножки, спинку и животик. (Продолжает намыливать куклу.)

Мы помоем ножки Нашей милой крошке, Вымоем ручонки Маленькой девчонке, Спинку и животик, Личико и ротик — Чистая какая Куколка родная!

Потешка

Так что я сейчас делаю? (Индивидуальные и хоровые ответы детей.) Что я намыливаю мылом кукле Алене? (Индивидуальные и хоровые ответы детей.) Намылили мылом кукле ручки, ножки, спинку и животик. Что сейчас нужно сде­лать? (Ответы детей.) Молодцы. Сейчас будем смывать мыль­ную пену с нашей куклы. Как вы думаете, что для этого нам понадобится? (Ответы детей.) Вот я возьму кувшин с чистой теплой водой и буду поливать куклу Алену.

Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
■'* - Ой, с гуся вода,

С Аленушки худоба! Е. Благинина

Чистой стала наша куколка! Можно выходить из ванны. Но она мокрая, как быть? (Ответы детей.) Что надо взять, чтобы вытереть Алену? (Ответы детей.) Вытереть куклу нам помо­жет полотенце. (Обращается к ребенку.) Сережа, подай, пожа­луйста, полотенце. Какого цвета полотенце? (Ответы детей.) (Берет куклу, набрасывает на нее полотенце.) Полотенце мягкое, махровое. Сейчас мы Алену вытрем насухо и наденем на нее чистую одежду.

Дети помогают одевать куклу. Воспитатель активизиру­ет действия детей, уточняя, что они надевают на куклу.

Воспитатель. Кукла Алена чистая. А теперь мы с вами будем мыться.

Физкультминутка.Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения.

Свинка моет в луже брюшко, Котик моет лапкой ушко, Птички моются в песке,

Гуси, уточки — в реке. А меня в огромной ванне Каждый день купает мама. Моет ушки, щечки трет, Шейку, спинку и живот. А я ножкой бух-бух, А я ручкой плюх-плюх. Вот и деточка моя Стала чис-та-я!

Л. Разумова

Круговые движения руками по жи­воту.

Круговые движения руками по ушам.

Руки согнуты в локтях и прижаты к себе, небольшие повороты туло­вища в стороны с неполным присе­данием.

Присесть, махируками-«крыльями». Показать руками на себя.

«Мыть» называемые части тела.

Топать ногой. Хлопки в ладоши.

«Фонарики», кружиться на месте.

Воспитатель с детьми выливают воду из ванночки, убира­ют ванночку, ведерко, мыло, полотенце.

ЗАНЯТИЕ «ИГРА С СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ»

Интеграция образовательных областей:«Социально-ком­муникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

• развивать понимание речи и активизировать словарь на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окруже­нии, продолжать знакомить с названиями предметов мебели;

• обогащать словарь детей существительными, обознача­ющими названия предметов мебели, глаголами, обозначающи­ми действия (светит, греет, тает; прыгнул), наречиями (близ­ко, далеко, высоко, низко);

• формировать умение отвечать на вопросы, согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под);

• формировать представления о весенних изменениях в при­роде (потеплело, тает снег; появились лужи);

• развивать у детей желание играть вместе со взрослым в подвижные игры простого содержания;

• формировать умение выполнять ходьбу и бег, не наталки­ваясь друг на друга, с согласованными, свободными движения­ми рук и ног;

воспитывать желание слушать народные песенки-заклички, авторские произведения;

• развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Планируемые результаты.Общается в диалоге со взрос­лым, отвечает на вопросы. Различает и называет предметы ме­бели. Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на дру­гих детей. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую зада­чу. Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях весной. Слушает доступные по содержанию стихо­творения, народные песенки-заклички, при повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.

Предшествующая работа:рассматривание предметов ме­бели, картинок с изображениями предметов мебели; наблюде­ние на прогулке за изменениями в природе весной, разучивание логоритмического упражнения «Кап-кап!»

Приемы работы:игровой; вопросы к детям; образец речи воспитателя; помощь; напоминание; указание; поощрение; художественное слово; логоритмическое упражнение.

Материалы:небольшое зеркало.

'Ход деятельности

Беседа о весие.

Воспитатель. На улице чаще стало появляться солнце, день стал длиннее. Какое сейчас время года? {Ответы детей.) Весной солнышко светит ярко, пригревает, на улице потеплело. Что происходит со снегом весной? {Индивидуальные и хоровые ответы детей.) Почему тает снег? {Ответы детей.) Там, где растаял снег, появились лужи.

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи.

С. Маршак

Весной пригревает солнышко, снег тает, бегут ручьи, на до­рожках появляются лужи, с крыш домов свисают сосульки, от

теплых солнечных лучей они тают, «плачут». Расскажем, как тают, «плачут» сосульки?

Логоритмическое упражнение «Кап-кап!»Упражнение повторяется 2—3 раза.

С крыши падают слезинки. Кан-кап!

Тают белые снежинки. Кап-кап!

Солнышко по крыше скачет. Кап-кап!

А зима сидит и плачет. Кап-кап!

A. Леонтьев (пер. с удмурт.

B. Данько)

Поднять руки вверх. Стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой. Развести руки в стороны. Стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой. Прыжки на двух ногах на месте. Стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой. Присесть, закрыть глаза руками. Встать. Стучать указательным пальцем правой руки по ладошке ле­вой.

Воспитатель. Послушайте, как я позову солнышко!

Солнышко-ядрышко, Высвети, выгляни! Воробьи чирикают, Весну-красну кликают, Со стрехи капели, Кулики прилетели! Песенка-закличка

Кто хочет со мной солнышко позвать? Давайте позовем сол­нышко вместе, помогайте мне!

Прдгоеаривание закличкн «Солнышко» вместе с детьми.

Воспитатель. Посмотрите, как ярко светит солнышко к нам в окошко!

Наши рекомендации