Развитие фонематического восприятия

Развитие фонематического восприятия

«Пардеоз и машина»

Цели:формирование умения различать и произносить новые звукоподражания (туту, би-би); соотносить звуко­подражания транспорта (паровоз, машина) с изображени­ем; развитие коммуникативных навыков.

Материал:демонстрационный - небольшой игрушеч­ный паровоз и легковая машина (игрушки должны быть со­размерны); раздаточный - картинки из см. з5у2.

Ход.Педагог демонстрирует детям игрушки, паровоз и машину:

- Посмотрите, какие красивые игрушки: вот паровоз, па­
ровозик, красивый, с колесами, окошками, трубой. А вот
машина, красивая, блестящая, с колесами, окошками.

Затем следует обязательно убедиться, что дети различают эти игрушки: - Покажите, где паровозик? А где машина? Далее педагог продолжает рассказ:

- Вот однажды отправился паровоз на прогулку. Едет па­
ровозик и гудит: «ту-ту».

Попросите детей повторить, как гудит паровоз, помогите им произвести звукоподражательные действия. Аналогич­но проведите игру с машиной (машина гудит: «би-би»).

Затем педагог раздает детям картинки с изображениями паровоза и машинки и проводит игру «Угадай, что гудит». Педагог воспроизводит те или иные звуки, дети должны по­казать соответствующую картинку. После того, как педа­гог убедится, что дети правильно выполняют задание, игру можно усложнить, закрыв нижнюю часть лица экраном и произнося звуки за ним.

Физкультминутка

Подвижная игра «Собери игрушки»

Материал:игрушки двух цветов (например, красные и синие, но можно и любые другие), корзинка и коробка.

Ход. На полу разбросаны игрушки двух цветов. Педагог обращается к детям:

- Две собачки здесь играли

И игрушки разбросали.

Ай, как не хорошо поступили собачки. Ребятки, помо­гите мне собрать игрушки. Сначала будем собирать игруш­ки вот такие, синие игрушки и складывать их в корзинку. А потом соберем такие, красные игрушки и положим их в коробку.

Дети вместе со взрослыми собирают сначала игрушки одного цвета, потом игрушки другого цвета и складывают в ящик или коробку.

Развитие фонематического восприятия

«Часы»

Цель: развитие фонематического восприятия; формиро­вание умения соотносить слово с предметом и действием; активизирование подражательных действий ребенка.

Материал:демонстрационный - большие и малень­кие часы или их цветные изображения; раздаточный - по 2 карточки с изображениями больших и маленьких часов (см. з11у2).

Ход. Педагог показывает детям большие часы, говорит, что это часы, они тоже умеют разговаривать. Они говорят: « Бом! Бом! Бом!» Просит детей показать, как бьют большие часы (побуждает детей на звукоподражание). Затем педа­гог показывает маленькие часики, рассказывает, как они разговаривают: «Тик-тик, тик-тик». Затем педагог раздает детям картинки из з11у2, просит показать где маленькие часы, а где большие (дети показывают). После этого педа­гог закрывает рот ширмой или листом бумаги, имитирует в произвольном порядке ход больших и маленьких часов и просит детей отгадать, какие часы сейчас будут бить, и по­казать соответствующую карточку.

Физкультминутка

Подвижная игра «Пройди по кружкам»

На полу педагог раскладывает геометрические фигурки на расстоянии чуть больше детского шага. По команде пе­дагога дети проходят по дорожке приставным шагом, насту­пая по очереди на фигурки.

Физкультминутка

«Танец»

Педагог включает любую детскую музыку и вместе с детьми танцует. Педагог выполняет определенные движения, следуя за ритмическим рисунком мелодии, а дети повторяют за ним.

Развитие речи

Лото «Кто что делает?»

Цель:развитие слухового внимания; расширение актив­ного глагольного словаря.

Материал: демонстрационный - образцы отдельных ри­сунков, аналогичных карточкам лото из см. з35у4; разда­точный - карточки из см. з35у4, фишки.

Ход. На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Педагог называет дейс­твие, дети находят на карточке соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведе­но правильно, картинка закрывается фишкой.

Например, педагог называет слово «скачет», дети нахо­дят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.

Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.

Физкультминутка

Массаж

Дети.сидят (или лежат) на подушках, мамы под расслаб­ляющую музыку делают массаж с помощью массажных мя­чиков, валиков и т.п.

Развитие речи

«Кто что ест? »

Цель:расширение представления о пище, активизирова­ние в речи детей глаголов «лакать», «есть», «грызть»; обу­чение рисовать карандашами круги, ориентируясь на вне­шнюю опору в виде круглого листа бумаги.

Материал:демонстрационный - фигурки персонажей сказки «Репка»;раздаточный - зЗбуб.

Ход.Педагог читает сказку «Репка». По окончании чте­ния он спрашивает детей, что дед и баба сделали с репкой (вымыли, очистили и стали есть).

Педагог ставит фигурки людей на стол и говорит, что все едят репку и похваливают: «Очень-очень сладкая репка». Какая она?

Жучка, кошка и мышка глядят на деда, бабу и внучку, реп­ку не едят. Сейчас им внучка другую еду принесет. Кошке -

кусочек колбаски: «Кушай, киска». Жучке - косточку: «Гры­зи, Жучка, косточку». Мышке - сыр: «Грызи, мышка, сыр». Дети повторяют, затем раскладывают еду возле персона­жей сказки на листах см. з36у5.

Физкультминутка Динамическое упражнение «У медведя дом большой»

Педагог читает рифмовку, дети выполняют соответству­ющие движения:

У медведя дом большой (дети разводят руки),

А у зайки - маленький (дети приседают).

Вот медведь идёт домой (дети идут, подражая медведю),

А за ним и заинька (дети прыгают на двух ногах).

Речь. «Вечерняя песенка»

Задачи.Вовлекать детей в диалог. Побуждать отвечать на во­просы, высказывать пожелания. Обогащать речь детей образными словами и выражениями. Учить соотносить слова и выразительные

движения. В процессе звукоподражаний уточнять правильное про­изнесение гласных и простых согласных звуков.

Материалы.Серебряная мишура. Игрушки: кукла мальчик, кро­вать с одеялом, еж, белка, медведь, волк, вырезанный из бумаги лист дерева величиной с ежика.

Содержание образовательной деятельности.Воспитатель собирает детей около себя стайкой на ковре. Играет серебряной мишурой и читает стихотворение. Вовлекает детей в игру — «покружиться, как снежок». Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Снег».

Далее воспитатель обращается к детям: «Скажем: дили-ли, сне­жок, лети». Играет мишурой. С этим предложением воспитатель обращается к отдельным детям, поднося к ним мишуру. Звукопо­дражание индивидуально и хором произносится 5—6 раз. Затем дети дуют на мишуру. Перемещаются в игровой уголок.

Воспитатель: «Снег летит, переливается, блестит, как серебро. Укрыл всю землю. (Раскладывает мишуру на столе.) Ночь спус­тилась. Все дети спят. И зверюшки спят. (Укладывает в кроватку куклу мальчика, укрывает его одеялом.) Ежик спрятался в норку, укрылся листьями (укрывает). Мишка укрылся в берлоге лапой. Белочка укрылась в дупле пушистым хвостом. Только волк не спит. Ищет тех, кто не укрыт, кто еще не спит». Сопровождает рассказ действиями с игрушками.

Затем воспитатель задает детям вопросы: «Кто укрылся в постели одеяльцем? Кто спрятался в норку, укрылся осенним листом? Кто в дупле укрылся пушистым хвостом? Кто спит в берлоге, укрылся лапой?» Детям, ответившим на вопрос, дают возможность выполнить действия с игрушками: укрыть одеялом, листом, положить на бок и т.п.

Организуется игра «Да-да-да, нет-нет-нет». Воспитатель: «Я буду задавать вопросы. Если так бывает — скажите: да-да-да. А если так не бывает — скажите: нет-нет-нет».

И задает вопросы: «Малыш спит в кроватке? (Вместе с детьми: да-да-да.) Снег кружится? Ночью светит солнышко? Ежонок спит в но£ё?-Детй спят в берлоге? Белочка спит в дупле?»

На каждое «да» дети хлопают в ладоши; на «нет» — грозят пальцем.

Воспитатель приглашает детей на ковер, предлагает им покру­житься, как снежок. Движения сопровождаются чтением стихотво­рения А. Барто «Снег». Дети дуют на мишуру.

Затем все перемещаются в игровой уголок. Им читают стихот­ворение В. Орлова «Вечерняя песенка1.

«Понравилось стихотворение? Про кого хотите послушать еще раз?»— спрашивает воспитатель и зачитывает отрывки из стихотворения.

Спрашивает детей: «Кто хочет показать, как спит белочка? Мед­ведь? Ежик? А как спят дети?»

В конце занятия игрушки оставляют в свободное пользование детей.

Развитие речи

«Буратино загадывает загадки о животных»

Цель:побуждение детей вступать в диалог со взрослым и сверстниками; развитие умения составлять описания игру­шек; активизирование глаголов, слов, обозначающих при­знаки предметов; развитие речевого внимания, артикуля­ционного аппарата детей.

Материал:демонстрационный - различные игрушки (по выбору педагога), корзина с салфеткой; раздаточный - кар­тинки с изображениями игрушек.

Ход.Педагог вносит в группу корзину с игрушками, на­крытую салфеткой. Ставит ее на стол. Дети заинтересовыва­ются, подходят к столу и встают в круг.

- Ребята, хотите узнать, что я принесла? Отгадайте мои загадки, тогда я вам покажу, что в корзине. Садитесь на стулья.

Дети садятся, а педагог опускает руку в корзину, берет игрушку, но не показывает ее детям. Педагог описывает иг­рушку, а дети должны отгадать и назвать ее.

Например: «Он на длинной ножке, в шляпе. Растет в лесу. Прячется в траве под деревом. (Гриб.) Она маленькая, се­ренькая. У нее длинный, тонкий хвостик. (Мышь.) И т. д.

Дети отгадывают загадки, педагог ставит игрушки в ряд.

Если ребенок не владеет речью в достаточной степени, можно раздать малышам картинки с изображениями пред­метов, находящихся в корзинке. Ребенок, отгадав загадку, показывает соответствующую картинку.

Вариант: можно попросить кого-либо из детей с наиболь­шей степенью развития свободной речи, загадать загадку про какую-либо игрушку. Для этого педагог показывает игрушку только этому ребенку и просит его описать, что он видит, не используя название.

Физкультминутка

Массаж

Дети сидят (или лежат) на подушках, мамы под расслаб­ляющую музыку делают массаж с помощью массажных мя­чиков, валиков и т. п.

ЗАНЯТИЕ «ИГРЫ С ЗОНТИКОМ»

Интеграция образовательных областей:«Социально-ком­муникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

продолжать знакомить с названиями предметов ближайше­го окружения (зонт);

• развивать понимание речи и активизировать словарь на ос­нове расширения ориентировки в ближайшем окружении;

• обогащать словарь существительными, обозначающими названия предметов (зонт), глаголами, обозначающими дейст­вия, противоположные по значению (открывать — закры­вать), прилагательными, обозначающими цвет, наречиями (быстро, медленно);

• формировать умение отвечать на вопросы;

• развивать желание играть вместе с воспитателем в подвиж­ные игры простого содержания;

• формировать умения выполнять ходьбу и бег, не наталкива­ясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног, действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием воспитателя, обходя предметы;

• содейстаовать играм, в которых совершенствуются движе­ния (ходьба, бег, прыжки);

• формировать выразительность движений;

• развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);

• накапливать детьми опыт практического освоения окружа­ющего пространства;

• развивать умение двигаться за воспитателем в определен­ном направлении;

• воспитывать желание слушать авторские произведения;

• формировать умение слушать художественное произведе­ние без наглядного сопровождения.

Планируемые результаты.Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными дви­жениями. Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей. Может прыгать на двух ногах на месте. Общается в диалоге со взрослым, отвечает на вопросы. Слушает доступ­ные по содержанию стихотворения и потешки. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

Предшествующая работа:на прогулке обращение внима­ния детей на лужи после дождя; наблюдение за дождем; рас­сматривание иллюстраций на темы «Дождь», «Дети под зон­том»; разучивание игры «Солнышко и дождик».

Приемы работы:игровой; вопросы к детям; игровое уп­ражнение; напоминание; указание; поощрение; художествен­ное слово; подвижная игра.

Материалы:зонт; круги и овалы, вырезанные из бумаги голубого цвета («лужи»).

Ход деятельности

Воспитатель заранее размещает в группе зонт. Рассматривание зонта.

Воспитатель. Я сейчас отправлюсь гулять по группе и искать что-то интересное. Кто хочет со мной пойти на прогулку?

Воспитатель приглашает детей, называя каждого по име­ни. Дети выстраиваются за воспитателем, идут друг за дру­гом.

Воспитатель.

Ножки, ножки, Топ-топ-топ! Ножки, ножки, Шлеп, шлеп, шлеп! И. Гурина

{Указывает на зонтик.) Мы шли-шли. Что это мы нашли? {Ответы детей.) Правильно, это зонтик! Давайте рассмотрим

зонтик! Сейчас я нажму кнопку, и зонт раскроется. Зонт рас­крылся! Какой красивый зонт! Какого цвета зонт? {Ответы детей.) Посмотрите, у зонта есть ручка. Для чего нужна руч­ка? (Ответы детей.) Кто хочет подержать зонт за ручку? (Закрывает зонт.) Ой, зонт закрылся! Откроем зонт?

Воспитатель несколько раз открывает и закрывает зонт, активизируя в речи детей слова «открыть», «закрыть». Дети проговаривают действия с зонтом, совершаемые взрослым.

Воспитатель. Для чего нужен зонт?

Взрослый дает возможность малышам высказать свои предположения, подсказывая нужные слова, хвалит детей.

Чтение стихотворения.

В небе тучки набежали, Но с собой мы зонтик взяли. Громко бьют о землю капли — Не боимся мы ни капли. Ведь наш зонтик, словно щит, От грозы нас защитит.

Г. Верд

Воспитатель зовет детей стать под зонтик, «спрятать­ся от дождя».

Чтение стихотворения.

Почему мы под дождем Под зонтом всегда идем? Чтоб одежду не мочить И себя не простудить!

И. Турина

Воспитатель закрывает зонт и приглашает детей продол­жить путешествие по группе.

В о с п и-т а т е л ь. Наши маленькие ножки идут по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Быстро топают маленькие ножки. Как топают маленькие ножки? Потопайте ножками быстро-быстро: топ-топ-топ, топ-топ-топ. Как топают маленькие ножки?

Индивидуальные и фронтальные ответы детей.

Воспитатель. Правильно, быстро топают маленькие ножки. Скажите все: «Быстро идут ножки». (Дети повторя­ют предложение.) Потопали ножками быстро-быстро. Вот как быстро топают маленькие ножки. Большие ноги медленно

шагают: топ-топ-топ. Медленно идем по дорожке: топ-топ-топ. Как идут большие ноги?

Индивидуальные и фронтальные ответы детей.

Воспитатель. Правильно, медленно топают большие ноги. Скажите все: «Медленно топают большие ноги». (Дети повторяют предложение.) Потопали ножками медленно. Вот как медленно топают большие ноги. Давайте расскажем, как мед­ленно ходят большие ноги и быстро бегают маленькие ножки.

Обыгрывание потешки «Большие ноги шли по дороге».Воспитатель читает потешку, побуждая детей проговаривать слова и изменять темп ходьбы (сначала медленно шагом, затем быстро бегом) в соответствии с текстом.

Большие ноги Шли по дороге: Топ-топ-топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.

Потешка

Игровая ситуация «Догвдик».

Воспитател,ь. Ой, кажется, дождь начинается. Капает дождик. {Вытягивает руку вперед, «проверяет, идет ли дождь») Дождь пошел. Что делать?

Дети. Открыть зонт и спрятаться под ним.

Воспитатель. Зонтик, раскрывайся быстрее. Открылся! Дети, прячьтесь под зонтик, идите все ко мне, ближе, ближе! Все спрятались под зонтик? {Ответы детей.)

Дождь по улице идет, Мокрая дорога, Много капель на стекле, А тепла немного. Как осенние грибы, Зонтики мы носим, Потому что на дворе Наступила осень.

В. Семернин

ЗАНЯТИЕ «КУПАНИЕ КУКЛЫ»

Интеграция образовательных областей:«Социально-ком­муникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

• развивать понимание речи и активизировать словарь на ос­нове расширения ориентировки детей в ближайшем окружении;

• развивать умение по словесному указанию воспитателя на­ходить предметы по названию;

• обогащать словарь существительными, обозначающими названия предметов личной гигиены (полотенце, мыло, ванна, вода), одежды, глаголами, обозначающими действия (купать, наливать, намыливать, вытирать, поливать), прилагательны­ми, обозначающими цвет, температуру предметов (красный, желтый, холодный, теплый);

формировать умение выполнять с помощью взрослого не­сколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой;

• развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово;

• воспитывать желание слушать авторские произведения;

• сопровождать чтение показом предметов. Планируемые результаты.Общается в диалоге со взрос­лым, отвечает на вопросы. Слушает доступные по содержанию стихотворения. Эмоционально откликается на игру, предложен­ную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

Приемы работы:игровой; показ и объяснение действия; вопросы к детям; образец речи воспитателя; указание; поощре­ние; художественное слово.

Материалы:игрушечная ванна; полотенце для куклы; не­большой кусочек мыла; ведерко, наполненное водой; кукла.

Ход деятельности

Воспитатель вносит в группу куклу.

Воспитатель. Кукла Алена играла, она вымазалась, ее надо искупать. Что нам понадобится для купания куклы? (Ответы детей.)

Воспитатель выставляет на стол принадлежности для купания куклы, называет их, побуждая детей повторять слова и предложения.

Воспитатель. Вот ванночка. Она зеленого цвета. В ней мы будем купать куклу Алену. Что это? {Ответы детей.) Правильно, это ванночка. Какого цвета ванночка? В ванночке будем купать куклу! В ванночку мы нальем воду. Посмотрите, я принесла воду в желтом ведерке. Беру ведро и аккуратно вы­ливаю воду в ванночку. Что я сделала? {Ответы детей.) Вот сколько воды в ванночке. Хорошо Алене будет купаться в ван­ночке. {Обращается к ребенку.) Лена, попробуй, вода в ван­ночке теплая или холодная? {Ответ ребенка.) Правильно, вода теплая. Вас мамы купают дома? {Ответы детей.) В какой воде: теплой или холодной? {Ответы детей.) Вода должна быть теп­лой, чтобы Алена не замерзла и не простудилась.

Воспитатель берет куклу в одежде и подносит к ванночке.

Воспитатель. Посадим куклу в ванну? {Ответы де­тей.) Правильно, сначала куклу надо раздеть. {Обращается к ребенку.) Света, помоги мне снять одежду с куклы. Что мы снимаем? {Ответ ребенка.) Куда повесим {положим) платье {трусики, майку)! Вот, наша кукла Алена готова идти в ванну. Алена, попробуй, вода теплая, хорошая. Не бойся, садись в ван­ну. Ребята, давайте все вместе скажем: «Не бойся, садись в ван­ну, вода теплая».

Дети повторяют слова за воспитателем. Воспитатель са­жает куклу в ванну.,

Воспитатель.

Ах, водичка хороша!
Хороша водичка!
Искупаем малыша,
Чтоб сияло личико!
' Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Деткам улыбаемся. Потешка

Сейчас будем намыливать кукле ручки, ножки, спинку и жи­вотик. Что мне понадобится для этого? {Ответы детей.) {Обра­щается к ребенку.) Саша, подай, пожалуйста, мыло. Молодец, спа­сибо. Чем я буду намыливать Алене руки, ноги, спинку? {Ответы детей.) {Намыливает куклу мылом.) Загадаю вам загадку:

Ускользает, как живое, Но не выпущу его я, Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло)

Что4 это такое? (Ответы детей.) Правильно, мыло. Что я делаю?

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

Воспитатель. Правильно, я намыливаю кукле ручки мы­лом, ножки, спинку и животик. (Продолжает намыливать куклу.)

Мы помоем ножки Нашей милой крошке, Вымоем ручонки Маленькой девчонке, Спинку и животик, Личико и ротик — Чистая какая Куколка родная!

Потешка

Так что я сейчас делаю? (Индивидуальные и хоровые ответы детей.) Что я намыливаю мылом кукле Алене? (Индивидуальные и хоровые ответы детей.) Намылили мылом кукле ручки, ножки, спинку и животик. Что сейчас нужно сде­лать? (Ответы детей.) Молодцы. Сейчас будем смывать мыль­ную пену с нашей куклы. Как вы думаете, что для этого нам понадобится? (Ответы детей.) Вот я возьму кувшин с чистой теплой водой и буду поливать куклу Алену.

Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
■'* - Ой, с гуся вода,

С Аленушки худоба! Е. Благинина

Чистой стала наша куколка! Можно выходить из ванны. Но она мокрая, как быть? (Ответы детей.) Что надо взять, чтобы вытереть Алену? (Ответы детей.) Вытереть куклу нам помо­жет полотенце. (Обращается к ребенку.) Сережа, подай, пожа­луйста, полотенце. Какого цвета полотенце? (Ответы детей.) (Берет куклу, набрасывает на нее полотенце.) Полотенце мягкое, махровое. Сейчас мы Алену вытрем насухо и наденем на нее чистую одежду.

Дети помогают одевать куклу. Воспитатель активизиру­ет действия детей, уточняя, что они надевают на куклу.

Воспитатель. Кукла Алена чистая. А теперь мы с вами будем мыться.

Физкультминутка.Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения.

Свинка моет в луже брюшко, Котик моет лапкой ушко, Птички моются в песке,

Гуси, уточки — в реке. А меня в огромной ванне Каждый день купает мама. Моет ушки, щечки трет, Шейку, спинку и живот. А я ножкой бух-бух, А я ручкой плюх-плюх. Вот и деточка моя Стала чис-та-я!

Л. Разумова

Круговые движения руками по жи­воту.

Круговые движения руками по ушам.

Руки согнуты в локтях и прижаты к себе, небольшие повороты туло­вища в стороны с неполным присе­данием.

Присесть, махируками-«крыльями». Показать руками на себя.

«Мыть» называемые части тела.

Топать ногой. Хлопки в ладоши.

«Фонарики», кружиться на месте.

Воспитатель с детьми выливают воду из ванночки, убира­ют ванночку, ведерко, мыло, полотенце.

ЗАНЯТИЕ «ИГРА С СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ»

Интеграция образовательных областей:«Социально-ком­муникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

• развивать понимание речи и активизировать словарь на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окруже­нии, продолжать знакомить с названиями предметов мебели;

• обогащать словарь детей существительными, обознача­ющими названия предметов мебели, глаголами, обозначающи­ми действия (светит, греет, тает; прыгнул), наречиями (близ­ко, далеко, высоко, низко);

• формировать умение отвечать на вопросы, согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под);

• формировать представления о весенних изменениях в при­роде (потеплело, тает снег; появились лужи);

• развивать у детей желание играть вместе со взрослым в подвижные игры простого содержания;

• формировать умение выполнять ходьбу и бег, не наталки­ваясь друг на друга, с согласованными, свободными движения­ми рук и ног;

воспитывать желание слушать народные песенки-заклички, авторские произведения;

• развивать интерес к играм-действиям под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Планируемые результаты.Общается в диалоге со взрос­лым, отвечает на вопросы. Различает и называет предметы ме­бели. Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на дру­гих детей. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую зада­чу. Имеет элементарные представления о природных сезонных явлениях весной. Слушает доступные по содержанию стихо­творения, народные песенки-заклички, при повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы.

Предшествующая работа:рассматривание предметов ме­бели, картинок с изображениями предметов мебели; наблюде­ние на прогулке за изменениями в природе весной, разучивание логоритмического упражнения «Кап-кап!»

Приемы работы:игровой; вопросы к детям; образец речи воспитателя; помощь; напоминание; указание; поощрение; художественное слово; логоритмическое упражнение.

Материалы:небольшое зеркало.

'Ход деятельности

Беседа о весие.

Воспитатель. На улице чаще стало появляться солнце, день стал длиннее. Какое сейчас время года? {Ответы детей.) Весной солнышко светит ярко, пригревает, на улице потеплело. Что происходит со снегом весной? {Индивидуальные и хоровые ответы детей.) Почему тает снег? {Ответы детей.) Там, где растаял снег, появились лужи.

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи.

С. Маршак

Весной пригревает солнышко, снег тает, бегут ручьи, на до­рожках появляются лужи, с крыш домов свисают сосульки, от

теплых солнечных лучей они тают, «плачут». Расскажем, как тают, «плачут» сосульки?

Логоритмическое упражнение «Кап-кап!»Упражнение повторяется 2—3 раза.

С крыши падают слезинки. Кан-кап!

Тают белые снежинки. Кап-кап!

Солнышко по крыше скачет. Кап-кап!

А зима сидит и плачет. Кап-кап!

A. Леонтьев (пер. с удмурт.

B. Данько)

Поднять руки вверх. Стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой. Развести руки в стороны. Стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой. Прыжки на двух ногах на месте. Стучать указательным пальцем правой руки по ладошке левой. Присесть, закрыть глаза руками. Встать. Стучать указательным пальцем правой руки по ладошке ле­вой.

Воспитатель. Послушайте, как я позову солнышко!

Солнышко-ядрышко, Высвети, выгляни! Воробьи чирикают, Весну-красну кликают, Со стрехи капели, Кулики прилетели! Песенка-закличка

Кто хочет со мной солнышко позвать? Давайте позовем сол­нышко вместе, помогайте мне!

Прдгоеаривание закличкн «Солнышко» вместе с детьми.

Воспитатель. Посмотрите, как ярко светит солнышко к нам в окошко!

Чтение стихотворения.

Кто мне песенку споет? Кто рубашку мне зашьет? Кто меня накормит вкусно? Кто смеется громче всех, Мой услышав звонкий смех?

Кто грустит, когда мне грустно?.. Мама.

Р. Сеф

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о наших мамах. (Обращается к ребенку.) Как зовут твою маму?

Воспитатель по очереди обращается к детям с просьбой назвать имя мамы. Дети называют имена своих мам.

Мамочка

Кто пришел ко мне с утра? Мамочка.

Кто сказал: «Вставать пора»? Мамочка.

Кашу кто успел сварить? Мамочка.

Чай — в пиалу мне налить? Мамочка.

Кто косички мне заплел? Мамочка.

Целый дом один подмел? Мамочка.

Кто цветов в саду нарвал? Мамочка.

Кто меня поцеловал? Мамочка.

Кто ребячий любит смех? Мамочка.

Кто на свете лучше всех?
Мамочка.
... У. Раджаб

Воспитатель. Мамы очень любят своих детей, заботят­ся о них. Что же могут делать наши мамы? (Ответы детей.) Посмотрите, вот лежат фотографии. Давайте их рассмотрим.

Рассматриваниесемейных фотографий детей группы на темы «Мама стирает», «Мама гладит белье», «Мама лечит», «Мама поливает цветы», «Мама готовит обед», «Мама накрыва­ет на стол», «Мама застилает постель», «Мама моет пол» и др.

Воспитатель. Посмотрите, чья мама на этой фотогра­фии? (Ответы детей.) Как зовут твою маму? (Ответ ребенка.) Во что она одета? (Ответы детей.) Что она делает?

Взрослый помогает детям назвать действие и предметы-помощники, которые необходимы для выполнения этого дейст­вия. Для этого можно использовать предметные картинки с изображениями бытовых предметов по темам фотографий (стиральная машина, утюг, пылесос, газовая плита, посуда и др.) и предложить малышам выбрать нужную картинку с предметом-помощником.

Воспитатель. Кто хочет рассказать о своей маме?

Воспитатель дает возможность высказаться всем жела­ющим малышам, помогает, подсказывает нужные слова при необходимости. Хвалит детей.

Воспитатель. Вы любите свою маму? Вы говорите ей об этом? Что вы говорите? Кто хочет сказать? (Индивидуальные и хоровые ответы детей.) Когда вы это говорите, ваша мама радуется, улыбается, смеется? (Ответы детей.) Да, ваши мамы радуются, улыбаются, смеются.

Берегите маму

Если мамы дома нет, Очень, очень грустно. Если мамы долго нет, То обед невкусный. Если мамы рядом нет, Холодно в квартире. Если мамы близко нет, Плохо в целом мире. Если мама далеко, Очень детям нелегко. Я скажу вам прямо: — Берегите маму!

Е. Раннева

Воспитатель. Ваши мамы вам всегда помогут. А вы по­могаете маме? (Ответы детей.) Давайте вспомним, как моют посуду малыши!

Логоритмическое упражнение «Мыть посуду — не пус­тяк».Воспитатель рассказывает стихотворение и вместе с де­тьми выполняет движения.

Повороты головы вправо-влево. Скользящие движения ладошки о ла­дошку. Хлопки в ладоши. Развести руки в стороны. Указать рукой на себя. Круговые движения ладошкой правой руки по левой ладошке («вытирают чашки»). Вытянуть руку с воображаемой чаш­кой вверх, «поставить чашку на полку». Наклониться, «собирать осколки посу­ды».

Мыть посуду — не пустяк Блюдца мокрые скользят,

Ложки, падая, звенят. Помогая нашей маме, Мы посуду моем сами. Сами чашки вытираем,

Сами ставим их на полки,

Сами дружно подбираем На полу потом... осколки. Т. Петухова

Воспитатель. А как вы помогаете маме? (Индивидуа­льные и хоровые ответы детей.) Кто помогает своей маме? Кто хочет рассказать, как он помогает маме?

Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, вос­питатель задает наводящие вопросы («Вы убираете игрушки? Вы складываете свою одежду? Вы помогаете убрать посуду со стола?» и др.), подсказывает нужные слова и фразы, по­буждая детей повторять хором и индивидуально.

Воспитатель. Когда вы помогаете маме, ваша мама радуется, хвалит вас, обнимает? (Ответы детей.) Да, ваши мамы радуются, хвалят и обнимают своих помощников. А вы радуетесь и улыбаетесь. Как вы улыбаетесь? Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. (Дети выполняют задание.) Давайте вместе расскажем про маму!

Совместное рассказываниестихотворения Убайта Раджа-ба «Мамочка». Воспитатель произносит вопрос, а дети говорят слово «мамочка».

Воспитатель. Скоро будет праздник мам. Как мы мо­жем поздравить наших мам? (Ответы детей.) Маму можно обнять, поцеловать, сказать маме, что вы ее любите, и подарить песенку. Как вы поздравите свою маму? (Индивидуальные и хо-

ровые ответы детей.) Давайте споем песенку о маме. Песня называется «Кто нас крепко любит».

Исполнение песни «Кто нас крепко любит?»(муз. и ел. И. Арсеева).

Кто нас крепко любит? Мама, мама. Кто нас утром будит? Мама, мама.

Книжки нам читает Мама, мама. Песни напевает Мама, мама.

Кто нас обнимает? Мама, мама. Хвалит и ласкает Мама, мама.

Взрослый и дети вместе вкладывают фотографии в аль­бом. Дети рассматривают альбом с фотографиями самостоя­тельно и вместе со взрослым.

Развитие фонематического восприятия

«Пардеоз и машина»

Цели:формирование умения различать и произносить новые звукоподражания (туту, би-би); соотносить звуко­подражания транспорта (паровоз, машина) с изображени­ем; развитие коммуникативных навыков.

Материал:демонстрационный - небольшой игрушеч­ный паровоз и легковая машина (игрушки должны быть со­размерны); раздаточный - картинки из см. з5у2.

Ход.Педагог демонстрирует детям игрушки, паровоз и машину:

- Посмотрите, какие красивые игрушки: вот паровоз, па­
ровозик, красивый, с колесами, окошками, трубой. А вот
машина, красивая, блестящая, с колесами, окошками.

Затем следует обязательно убедиться, что дети различают эти игрушки: - Покажите, где паровозик? А где машина? Далее педагог продолжает рассказ:

- Вот однажды отправился паровоз на прогулку. Едет па­
ровозик и гудит: «ту-ту».

Попросите детей повторить, как гудит паровоз, помогите им произвести звукоподражательные действия. Аналогич­но проведите игру с машиной (машина гудит: «би-би»).

Затем педагог раздает детям картинки с изображениями паровоза и машинки и проводит игру «Угадай, что гудит». Педагог воспроизводит те или иные звуки, дети должны по­казать соответствующую картинку. После того, как педа­гог убедится, что дети правильно выполняют задание, игру можно усложнить, закрыв нижнюю часть лица экраном и произнося звуки за ним.

Физкультминутка

Наши рекомендации