Дескрипторы логических стилей.

Дескриптор Описание
<EM> Выделенный текст( обычно курсивом)
<STRONG> Сильно выделенный текст
<CITE> Текст в виде цитаты
<CODE> Текст, представляющий собой фрагмент HTML-кода
<DFN> Текст, представляющий собой определение
<SAMP> Текст, представляющий собой фрагмент кода
<KBD> Текст, представляющий собой название клавиши
<VAR> Текст, определяющий переменную или значение

Для демонстрации назначения этих дескрипторов учащимся можно демонстрировать Web –страницы следующей структуры.

<HTML>

<TITLE> Дескрипторы логических стилей</TITLE>

<BODY>

<EM> ВЫДЕЛЕННЫЙ ТЕКСТ. ДЕЙСТВИЕ АНАЛОГИЧНО<BR>

ДЕЙСТВИЮ ДЕСКРИПТОРА <CODE>” I ”</CODE> </EM><BR>

<STRONG> Можно использовать дескриптор сильного выделения текста</STRONG>

<BR><CITE> Без труда не вынешь рыбу из пруда</CITE>

<H1>Заголовок 1 уровня</H1>

<H2>Заголовок 2 уровня</H2>

<H3>Заголовок 3 уровня</H3>

<H4>Заголовок 4 уровня</H4>

<SAMP> Для выравнивания текстов по центру применяется дескриптор выравнивания ALIGN="CENTER"</SAMP>

</BODY>

</HTML>

В структуру страницы включены также заголовки различного уровня. Внимание учащихся должно быть уделено на использование дескриптора <SAMP>. В случае представление примеров в формате НТМL необходимо использовать этот дескриптор. Так же сравните дескрипторы <EM> и <CITE>. Они выделяют текст курсивом. В результате имеем следующую страницу.
  Здесь использован дескриптор <BR> для вывода текста с новой строки. С помощью элемента FONT можно определить размер и цвет шрифта. <FONT SIZE=значение>. Например, буквицу можно описать следующим образом: < FONT SIZE=7> Д<FONT SIZE=3>обро спасет < FONT SIZE=7>м <FONT SIZE=3>ир! <BR>
Текст абзаца или заголовка можно выровнять по левому краю(по умолчанию), по правому краю или по центру броузера. <P ALIGN=”LEFT” –выравнивание влево, <P ALIGN=”RIGHT”-вправо и <P ALIGN= ”СENTER” – по центру. Пример выравнивания текстов. <P ALIGN=”LEFT”> Выравнивание влево. <P ALIGN=”CENTER”> Выравнивание по центру. <P ALIGN=”RIGHT”> Выравнивание вправо.
   

Очень часто для сохранения формата текстов набранных в других программах используется элемент <PRE>. Этот элемент удобно использовать для помещения на WEB – страницу стихов, так как для этого нужно особое расстояние между строками и по горизонтали и по вертикали.

Учащимся можно предложить поместить на WEB -страницу стихотворения С.Есенина “ C ДОБРЫМ УТРОМ!” в следующем формате.

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

“ C добрым утром!”

В теле WEB – страницы стихотворение наберем в нужном формате между <PRE> </ PRE>.

Таким образом, нет необходимости форматирования тестов с помощью дескрипторов стилей, так как можно сохранить форматы других программ, в данном случае редакторов текстов.

Очень часто при форматировании текстов в документы добавляются горизонтальные линии, котрые называются также линейками (rules). C помощью дескриптора <HR> можно создать линию с тенью, протянувшуюся вдоль окна броузера. Если пользователь изменит размер окна, то соответсвенно изменится и длина данной линии.

Приведем некоторые атрибуты дескриптора <HR>.

Aтрибут Описание
SIZE Определяет толщину горизонтальной линии
WIDTH Определяет длину горизонтальной линии
ALIGN Определяет способ выравнивания линий
NOSHADE Определяет черную линию без эффекта гравировки

Приведем пример Web-страницы.

<HTML>

<BODY>

<P><FONT SIZE=2> Рисоване горизонтальных линий.

<P> Постая линия с теню

<HR>

<P> Толщина в 6%

<HR SIZE="6%">

<P>Черная линия без тени

<HR NOSHADE>

</HTML>

Для закрепления знаний учащихся по форматированию текстов им предлагается создание Web-cтраниц со стихами любимых поэтов, списком книг личной библиотеки, странички объявлений, причем объявления разделяются горизонтальными линиями с различными атрибутами.

Гипертекстовые ссылки

Существуют 3 основных типа гиперссылок, о которых учащимся необходимо знать: внутренние, внешние и относительные.

Внутренние ссылки (internal links) – это ссылки на объекты в пределах одного документа. С их помощью пользователь может перемещаться по одной и той же Web-странице.

Внешние (external links), или удаленные (distant links), ссылки - это ссылки на другие Web-серверы.

Относительные (relative links), или локальные (local links), ссылки - это ссылки на другие Web-страницы, расположенные на одном сервере со страницей, содержащей ссылки.

В основе ссылок лежат URL (Uniform Resource Locator), или унифицированный локатор ресурсов. URL – это адрес Web-страницы, который отображается в поле Адрес окна броузера. URL состоит из двух основных элементов: типа протокола и собственно адреса.

Тип протокола определяет вид ресурса internet, с которым устанавливается связь. Самым распространенным протоколом является http: // (HyperText Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста). Протокол FTP (File Transfer Protocol) расшифровывается как протокол передачи файлов и является средством пересылки файлов от одного компьютера к другому.

Собстенно адрес (destination) – это имя файла, каталога или компьютера. Приведем пример URL:

http://www.rsl.ru

URL состоит из нескольких компонентов. Первый из них, префикс http://, определяет тип используемой службы Internet. Второй, www, представляет собой имя web-сервера; хотя на этом месте чаще всего стоит www, могут использоваться и другие имена. Нужно заметить, что иногда данная часть URL опускается. Следующий компонент rsl.ru определяет домен, в котором находится сервер. Косвенно по имени домена можно судить о географическом положении сервера. Компонент help.html определяет файл связи.

В HTML для гиперссылки используется следующий формат:

< A HREF=”URL” Текст ссылки</A>

Приведем пример Web-cтраницы со ссылками.

<HTML>

<HEAD>

<TITLE> Пример Web-страницы со ссылками на другие Web-страницы</TITLE>

</HEAD>

<BODY>

<P><FONT SIZE=2> Выберите ссылку

<P><A HREF="Есенин.htm"> Cтихотворение С.Есенина</A>

<P><A HREF="Пушкин.htm"> Cтихотворение A.С.Пушкина</A>

</BODY>

</HTML>

B броузере мы увидим следующее.

С учащимися необходимо анализировать строки <P><A HREF="Есенин.htm"> Cтихотворение С.Есенина</A> ,<P><A HREF="Пушкин.htm"> Cтихотворение A.С.Пушкина</A> и обратить внимание на такие вопросы:

· Как создать ссылку в текущей строке?

· Как создать ссылку в новой строке?

· Какой бы вид имел URL, если файл “Пушкин.htm” находился в каталоге С:\ PUSHKIN?

· Можно ли в URL вместо Web-страниц указать программные или другие файлы?

· Что произойдет, если указанных в ссылках файлы на диске не окажутся?

· Создайте в Wеб-страницах “Пушкин.htm”,"Есенин.htm" cсылки для возврата на исходную страницу.

Можно предложить учащимся создание гипертекстов по следующим темам:

Алгоритмы

Стихи о природе.

Стихи о любви и т.д.

Теперь рассмотрим создание внутренних ссылок в документах.

Создавая ссылку на другую часть страницы, необходимо воспользоваться символом(#) и именем привязки:

<A HREF= “# торт”> Рецепты тортов</A>

Теперь нужно создать соответствующее имя объекта.

< A NAME =”торт” Рецепты тортов- Коллекция</A>

Рассмотрим пример.

<HTML>

<HEAD>

<TITLE> Пример Web-страницы с внутренними ссылками</TITLE>

</HEAD>

<BODY>

<A NAME="Начало">

<P><FONT SIZE=2> Сергей Есенин

<P><A HREF="#Есенин1"> Молитва Матери</A>

<P><A HREF="#Есенин2"> С добрым утром! </A><BR>

<BR>

<A NAME="Есенин1"> </A> Молитва Матери (отрывок)<BR>

<PRE>

На краю деревни старая избушка,

Там перед иконой молится старушка.

Молитва старушки сына поминает,

Сын в краю далеком родину спасает.

</PRE>

<P><A HREF="#Начало"> Начало </A><BR>

<BR>

<A NAME="Есенин2"> С добрым утром(отрывок)</A><BR>

<PRE>

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона.

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

</PRE>

<BR>

<P><A HREF="#Начало"> Начало </A><BR>

</BODY>

</HTML>

Обратите внимание, как реализованы ссылки на начало, на первое и второе стихотворение и на последовательность их расположения в документе. Для закрепления знаний по созданию ссылок внутри документа и на другие Web-страницы учащимся предлагаются следующие примерные задания. Создать Web – страницы. а) Расписание занятий на неделю. б) Рецепты приготовления различных тортов. в) млекопитающие. г) график дежурства

В дальнейшем, в зависимости от технической базы и профиля обучения учащихся рассматриваются создание ссылок на ресурсы мультимедиа, адреса электронной почты, на FTP-сервер.

Для воспроизведения музыкального фрагмента можно создать следующую ссылку.

<HTML>

<HEAD>

<TITLE> Ресурсы мультимедиа</TITLE>

</HEAD>

<BODY>

Музыка<A HREF ="C:\windows\media\passport.mid"</A > здесь<BR>

</BODY>

</HTML>

В результате запускается универсальный проигрыватель и автоматически проигрывается мелодия. Точно так же с помощью ссылок можно отобразить на экране тексты.

Создание списков.

Списки – это очень важное средство структурирования документа. Типы списков представлены ниже в таблице.

Типы списков HTML и соответствующие им дескрипторы.

Тип списка Дескриптор
Упорядоченный (нумерованный ) список <OL>
Неупорядоченный список (маркированный) <UL>
Список определений <DL>
Список элементов меню (используется редко) <MENU>
Список элементов каталогов (используется редко) <DIR>

Из перечисленных списков чаще всего используются упорядоченные, неупорядоченные и списки определений. Вначале учащимся предлагаются нумерованные списки и их внутренние элементы. Нумерованный список, как видно из таблицы, создается с помощью <OL>,</OL>, а каждый элемент внутри этого контейнера с помощью дескриптора <LI> (list item- элемент списка). При создании нумерованного списка используется следующий синтаксис:

<OL>

<LI> первый элемент списка

<LI> второй элемент списка

<LI> последний элемент списка

</OL>

Приведем пример. В этом документе приводится списки мальчиков двух 9 классов.

<HTML>

<HEAD>

<TITLE>

Нумерованные списки

</TITLE>

</HEAD>

<BODY>

<FONT SIZE=1>

<OL> Мальчики 9а класса

<LI> Алексеев Тимофей

<LI> Арсентьев Вадим

<LI> Иванов Николай

</OL>

<OL> Мальчики 9б класса

<LI> Авдеев Игорь

<LI> Матрос Николай

<LI> Исаев Сергей

</OL>

</BODY>

</HTML>

Обратите внимания учащихся на то, что каждый список находится внутри контейнера <OL>,</OL>, включая и название списка. При создании нескольких списков создаются и столько же контейнеров.

Для нумерации упорядоченных списков определены типы нумерации, которые приведены в следующей таблице.

Наши рекомендации